2-2498 / 2019
УИД № 23RS0003-01-2019-006290-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2019 года Анапский городско суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего: Михина Б.А.
при помощнике судьи Кейян К.Л.
с участием представителя истца Аракелян К.В., представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Лихачева Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аракелян К. В. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с датой учета: 29 августа 2017 года и признании право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по городу-курорту Анапа,
у с т а н о в и л:
Аракелян К. В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с датой учета: 29 августа 2017 года и признании право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по городу-курорту Анапа.
В обоснование своих требований указала, что в 1996 году, умерли мои родители, АВА и АЖБ
В мае 1998г., постановлением № 198 Главы администрации Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики ее дядя, ААБ был назначен ее опекуном, с которым в 2004г. на основании разрешения органа опеки и попечительства (постановление № 5061 от 04.10.2004 г.), она переехала на постоянное место жительства в <адрес>, где проживала с семьей дяди, в частном доме.
В феврале 2005 г., согласно архивной справки о статусе Аракелян К.В. от 21.08.2017 г. она была поставлена на ведомственный учет в отдел опеки и попечительства управления образования администрации города-курорта Анапа. На основании чего в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ от 25.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение жилой площадью.
Об отсутствии у нее жилья, а также жилья у ее умерших родителей на день смерти ею предоставлены документы.
Истец указывает, что несмотря на тот факт, что с февраля 2005г., она состояла на учете в отделе опеки и попечительства администрации города-курорта Анапа как сирота ей до настоящего времени жилье в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ от 25.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал и добавил, что 29 августа 2017 года истцом были сданы документы в жилищный отдел администрации МО город-курорт Анапа с заявлением о включении в списки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Однако документы были возвращены с связи с имеющимися описками в ряде документов.
В последующем описки были устранены, документы вновь сданы в июне 2019 года, в администрации МО город-курорт Анапа, однако по надуманным основанием требования истца до настоящего времени не удовлетворены и не рассмотрены.
Ссылаясь на приведенное представитель истца просил:
признать право Аракелян К. В. на обеспечение жилым помещением и включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с датой учёта: 29 августа 2017г., (с момента подачи заявления в жилищный отдел администрации МО города-курорта Анапа),
признать за Аракелян К. В., право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по городу-курорту Анапа.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебном заседании требования не признал, сославшись на то, что истец не представила в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа необходимый пакет документов, что исключило возможность удовлетворить ее требования.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, суд находит возможным с учетом мнения сторон рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или: членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения: родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет, Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно ч. 8 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
По нормам ч. 9 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исходя из приведенного выше Закона Российской Федерации, следует, что реализация данного закона возлагается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Таким образом, при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться положениями Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае».
Обосновывая свои требования истец сослалась на то, что она 11 сентября 1988 года рождения в 1996 году осталась без попечения родителей, в связи с их смертью.
При этом истец обосновывает свои требования Законом Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» (в редакции КЗ №2665 от 01.03.2013 г.)
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями регламентируется статьей 7 указанного закона, в редакции Закона Краснодарского края от 05.07.2019 N 4065-КЗ.
При этом в действующей на момент рассмотрения спора редакции данного закона не предусмотрено право на обращения в суд с исковыми требования о признании на лицами, не обратившимися в уполномоченный орган местного самоуправления в возрасте от 18 до 23 лет и достигшими возраста 23 лет права на обеспечение жилым помещением.
В силу приведенных требований закона по основанием, приведенным истцом в исковом заявлении, ее требования о признании права на обеспечение жилым помещением не могут быть удовлетворены.
Не подлежат удовлетворению требования истца и в силу следующего.
Согласно ст. 7 приведенного Закона Краснодарского края формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения на территории Краснодарского края, в сфере опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае, содействия занятости населения, охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской службы, а также реализацию государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Краснодарского края, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья в пределах своей компетенции (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края).
Прием заявления о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту их жительства.
Заявления, указанные в части 3 и части 6 настоящей статьи, регистрируются уполномоченным органом местного самоуправления в книге регистрации заявлений о включении в список в день их принятия с указанием даты и времени принятия. Форма книги регистрации заявлений о включении в список и порядок ее ведения устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края.
Порядок принятия решения о включении в список либо об отказе во включении в него детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также решения об исключении указанных лиц из списка устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.
Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия оснований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Материалами дела установлено, что истец 29 августа 2017 г. в жилищный подало формализованное заявление о включении ее в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с тем, что Аракелян К.В. был представлен неполный пакет документов, заявителю в соответствии с частью 11 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон № 1748-КЗ) жилищным отделом администрации в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления (27 августа 2019 г.) были возвращены документы с указанием перечня недостающих документов (письмо от 29 августа 2017 г. № 07-1519/17- 09).
Доводы Аракелян К.В. о том, что исправив недостатки она вновь подала заявление в орган местного самоуправления в июне 2019 года, однако ее требования остались без удовлетворения, являются несостоятельными.
Судом обозрены в судебном заседании подлинные Книги регистрации заявлений о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за период с 2017 по октябрь 2019 года.
Из указанных Книг видено, что Аракелян К.В. с приведенным заявлением обращалась 27 августа 2017 года и 29 августа 2017 года пакет документов ей был возвращен, в связи с тем, что в ряде документов имелись не оговоренные описки, а также в связи с непредставлением ряда документов.
Более истец в орган местного самоуправления с заявлением не обращалась.
Исходя из требований ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истец не представила доказательств того, что в ее требованиях о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, органом местного самоуправления было необоснованно отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в иске Аракелян К. В. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с датой учета: 29 августа 2017 года и признании право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по городу-курорту Анапа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2019 года.
Председательствующий: Б.А. Михин