2-424/2021
24RS0027-01-2021-001091-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года г. Кодинск
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сосновской М.В.,
при секретаре Кирюхиной Л.А.,
с участием процессуального истца – прокурора Кежемского района Владимирова Д.Ю., представителя третьего лица ООО «Водоотведение» - Захаровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кежемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кежемского района о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
установил:
прокурор Кежемского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кежемского района о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
Требования мотивированы тем, что МО Кежемский район является собственником объектов коммунальной инфраструктуры водоотведения. Эксплуатируют сети и сооружения ООО «Водоотведение», с которым МО Кежемский район заключено концессионное соглашение на срок до 31 декабря 2022 года. В ходе проведенной прокуратурой Кежемского района проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства в сфере ЖКХ, установлено, что в составе очистных сооружений отсутствует оборудование для сгущения и механического обезвоживания осадков сточных вод (осадок КОС, без предварительной обработки – обезвоживания, компостирования – отводится на рельеф), что является грубым нарушением природоохранного законодательства, а также фактический объем сточных вод от сетей канализации составляет не более 12% проектной мощности, что приводит к завышению эксплуатационных затрат на обслуживание существующих сетей, на потребление электроэнергии, на содержание сооружений КНС, КОС, тарифов на водоотведение. Для снижения концентраций загрязняющих веществ в очищенной сточной воде до норм НДС требует внедрение технологических усовершенствований на существующем комплексе очистных сооружений. Поскольку сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта.
Просит обязать администрацию Кежемского района в срок до 01 декабря 2022 года организовать проведение:
- реконструкции цеха механического обезвоживания илового осадка на площадке КОС – 17000 м3/сут, расположенного по адресу: Красноярский край Кежемский район, г. Кодинск;
- строительство напорных сетей канализации на участках КНС2-КГН и КНС3-КНС5 – две линии диаметром 225 из полиэтиленовых труб по ГОСТ 18599-2001, способ прокладки подземный, протяженностью 3,96 км;
- реконструкцию самотечного коллектора методом протаскивания через существующую сеть без разрушения прокладку труб «Корсис» диаметром 400 м, протяженностью 1,31 км;
- строительство напорных сетей канализации на участке КНС5-КОС – две линии диаметром 300 из полиэтиленовых труб по ГОСТ18599-2001, протяженностью 2,2 км;
- замену насосного оборудования КНС2, мощностью 1900 м3/сут, КНС3, 2000 м3/сут, КНС5 мощностью 3500 м3/сут;
- реконструкцию действующих аэротенков КОС-1700 м3/сут;
- замену загрузки в скорых фильтрах КОС – 1700 м3/сут;
- строительство на площадке КОС-1700 м3/сут сливной станции для приема сточных вод из септиков.
В судебном заседании прокурор Владимиров Д.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Кежемского района в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований со ссылкой на принятие администрацией Кежемского района необходимых мер для устранения имеющихся нарушений; также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие администрации Кежемского района.
Представитель третьего лица ООО «Водоотведение» - Захарова И.А. полагала исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. Пояснила, что в связи с отсутствием в составе очистных сооружений КОС-17000 м3/сут. оборудования для сгущения и механического обезвоживания осадков сточных вод (центрифуги для обезвоживания осадков, фильтр-пресса ленточного, сгустителя и т.д.) невозможно выделение из сточных вод твердого илового осадка, а имеющиеся в составе очистных сооружений иловые площадки полностью заполнены не обезвоженным иловым осадком, и для обеспечения бесперебойной работы очистных сооружений производится периодический сброс указанного осадка на грунт (лесной массив), что грозит ухудшением экологической обстановки в Кежемском районе и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения района. При этом, представитель Захарова И.А. просила обратить внимание на то, что проектной документацией данное оборудование предусмотрено, однако она отсутствовало на момент заключения с ответчиком концессионного соглашения. В оставшейся части Захарова И.А. просила в удовлетворении требований отказать, полагая, что в отсутствие проектной документации на модернизацию очистных сооружений, говорить о целесообразности и актуальности реконструкции канализационной сети или установке локальных очистных сооружений, не приходится.
Заслушав прокурора Владимирова Д.Ю., представителя третьего лица ООО «Водоотведение» - Захарову И.А. изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Исходя из положений п. п. 3, 4, 7, 9, 21 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация в границах муниципального округа электро- и газоснабжения поселений, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района.
Согласно ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения, водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий по охране окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из п. 3.3.1. раздела 3 МДК от 30 декабря 1999 года № 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются: а) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований [4], территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора; б) организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; в) систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений; г) контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон; д) выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Судом установлено, что администрация Кежемского района является собственником объектов коммунальной инфраструктуры водоотведения Кежемского района.
11 января 2017 года между Муниципальным образованием Кежемский район в лице администрации Кежемского района (концедент) и ООО «Водоотведение» (концессионер) заключено концессионное соглашение № 1 в отношении объектов водоотведения, согласно п. 1.1 которого концессионер обязался за свой счет реконструировать и (или) модернизировать систему коммунальной инфраструктуры водоотведения МО Кежемский район, состоящую из объектов, расположенных в г. Кодинск, п. Имбинский, осуществлять услуги по водоотведению населения и других потребителей. Срок действия соглашения определен сторонами до 11 января 2020 года (п. 8.1).
Дополнительными соглашениями срок действия концессионного соглашения № 1 от 11 января 2017 года продлен по 31 декабря 2022 года.
Приложением № 1 к концессионному соглашению от 11 января 2021 года закреплен перечень объектов недвижимого имущества, передаваемого по концессионному соглашению ООО «Водоотведение», в том числе, и КОС-17000 м3/сут.
Согласно типовому проекту 902-9-18 «Производственное здание для станций биологической очистки сточных вод пропускной способностью 17 тыс.м3/сутки с обезвоживанием осадка на центрифугах» предусмотрено наличие оборудования для сгущения и механического обезвоживания осадков сточных вод (в том числе центрифуга, фильтр-пресс ленточный, сгуститель и т.д.). Кроме того, из фотографий представленных представителем ООО «Водоотведение» следует, что данное оборудование ранее было установлено согласно типовому проекту, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой Кежемского района проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства в сфере ЖКХ, установлено, что в составе очистных сооружений отсутствует оборудование для сгущения и механического обезвоживания осадков сточных вод (осадок КОС, без предварительной обработки – обезвоживания, компостирования – отводится на рельеф), что является грубым нарушением природоохранного законодательства, а также фактический объем сточных вод от сетей канализации составляет не более 12% проектной мощности, что приводит к завышению эксплуатационных затрат на обслуживание существующих сетей, на потребление электроэнергии, на содержание сооружений КНС, КОС, тарифов на водоотведение. В этой связи 25 февраля 2021 года прокурором Кежемского района на имя главы Кежемского района внесено представление № 7-01-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ.
По результатам рассмотрения представления администрацией Кежемского района на имя прокурора Кежемского района был дан ответ №1033 от 24 марта 2021 года, согласно которому для нормальной работы коммунальной инфраструктуры г. Кодинска необходимо произвести ряд мероприятий, перечень которых определен отчетом Государственного предприятия Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса», подготовленным по поручению Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Согласно отчету Государственного предприятия Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса» в рамках проведения обследования системы канализации г. Кодинск установлено, в том числе, что осадок КОС, без предварительной обработки отводится на рельеф, что является грубым нарушением природоохранного законодательства. Аварийные иловые площади заполнены на 100 % и не предусмотрены для обезвоживания осадка и не соответствуют ни по объему, ни по конструкции целям обезвоживания. Иловые площадки для целей обезвоживания илового осадка отсутствуют. Для снижения концентраций загрязняющих веществ в очищенной сточной воде до норм НДС требуется внедрение технологических усовершенствований на существующем комплексе очистных сооружений. В связи с чем, необходимо провести мероприятия по устранению технических недостатков существующей системы канализации, а именно: реконструкцию цеха механического обезвоживания илового осадка на площадке КОС – 17000 м3/сут, расположенного по адресу: Красноярский край Кежемский район, г. Кодинск; строительство напорных сетей канализации на участках КНС2-КГН и КНС3-КНС5 – две линии диаметром 225 из полиэтиленовых труб по ГОСТ 18599-2001, способ прокладки подземный, протяженностью 3,96 км; реконструкцию самотечного коллектора методом протаскивания через существующую сеть без разрушения прокладку труб «Корсис» диаметром 400 м, протяженностью 1,31 км; строительство напорных сетей канализации на участке КНС5-КОС – две линии диаметром 300 из полиэтиленовых труб по ГОСТ18599-2001, протяженностью 2,2 км; замену насосного оборудования КНС2, мощностью 1900 м3/сут, КНС3, мощностью 2000 м3/сут, КНС5 мощностью 3500 м3/сут; реконструкцию действующих эротенков КОС-17000 м3/сут ; замену загрузки в скорых фильтрах КОС – 1700 м3/сут; строительство на площадке КОС-1700 м3/сут сливной станции для приема сточных вод из септиков.
Оснований не доверять представленному истцом отчету, у суда не имеется; суд учитывает, что ответчиком не представлено доказательств, опровергающих необходимость проведения вышеуказанных мероприятий с целью устранения технических недостатков существующей системы канализации, приводящих к нарушению природоохранного законодательства.
Из представленных документов установлено, что ответчиком администрацией Кежемского района направлялись письма в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в Министерство финансов Красноярского края с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств на разработку проектно-сметной документации, на реализацию вышеуказанных мероприятий. Однако, согласно сообщениям главы администрации Кежемского района, отзыва представителя ответчика администрации Кежемского района Крикау А.В. – ввиду значительного объема, требуемых для реализации указанных мероприятий средств и отсутствия источника финансирования, на текущий момент вышеуказанные мероприятия не выполнены.
Принимая во внимание, изложенное выше и разрешая заявленные прокурором исковые требования, дав оценку установленным по делу обстоятельствам в их совокупности, руководствуясь приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу об их удовлетворении;
при этом суд исходит из того, что неудовлетворительное санитарно-техническое состояние очистных сооружений не позволяет реализовать требования санитарного законодательства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности человека, что создает реальную угрозу жизни и здоровью населения Кежемского района и не исключает возможности для возникновения и распространения массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, развитию, а также к ухудшению условий водопользования населения;
ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств исполнения предписания, устранения выявленных нарушений; напротив, в судебном заседании ответчиком не отрицался факт имеющегося нарушения в области природоохранного законодательства в сфере ЖКХ, а предпринятые меры для его устранения лишь подтверждают наличие необходимости организации проведения заявленных прокурором мероприятий.
При этом суд отклоняет доводы о том, что оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований не имеется, в связи с отсутствием у администрации денежных средств, принятием ответчиком мер к устранению имеющих место нарушений, поскольку до настоящего времени сохраняется угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения района, а также объектам растительного и животного мира, и не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения для соблюдения обязанностей, возложенных федеральным законодателем.
Рассматривая вопрос об установлении срока для выполнения указанных мероприятий до 01 декабря 2022 года, суд находит его достаточным для осуществления необходимых действий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Кежемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кежемского района о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворить.
Возложить на администрацию Кежемского района Красноярского края в срок до 01 декабря 2022 года организовать проведение:
- реконструкции цеха механического обезвоживания илового осадка на площадке КОС-17000 м3/сут, расположенного по адресу: Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск;
- строительство напорных сетей канализации на участках КНС2-КГН и КНС3-КНС5 – две линии диаметром 225 из полиэтиленовых труб по ГОСТ 18599-2001, способ прокладки подземный, протяженностью 3,96 км;
- реконструкцию самотечного коллектора методом протаскивания через существующую сеть без разрушения прокладку труб «Корсис» диаметром 400 м, протяженностью 1,31 км;
- строительство напорных сетей канализации на участке КНС5-КОС – две линии диаметром 300 из полиэтиленовых труб по ГОСТ 18599-2001, протяженностью 2,2 км;
- замену насосного оборудования КНС2, мощностью 1900 м3/сут, КНС3, 2000 м3/сут, КНС5, мощностью3500 м3/сут;
- реконструкцию действующих аэротенков КОС-17000 м3/сут;
- замену загрузки в скорых фильтрах КОС – 17000 м3/сут;
- строительство на площадке КОС-17000 м3/сут, сливной станции для приема сточных вод из септиков.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд посредством подачи апелляционной жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Сосновская
Мотивированный текст решения изготовлен 29 декабря 2021 года.