Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
5 марта 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 3Р°-634/2019 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Макогона Рђ.Рќ., Медведева Рњ.Р’. Рё Мельникова Р”.Р. Рє Правительству Самарской области Рё Управлению Росреестра РїРѕ Самарской области РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого помещения РІ размере равном его рыночной стоимости,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Макогон Рђ.Рќ., Медведев Рњ.Р’. Рё Мельников Р”.Р. обратились РІ Самарский областной СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого помещения РІ размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что РёРј РЅР° праве общей собственности принадлежит нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„–, площадью 574,1 РєРІ.Рј., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости определена по состоянию на 15 апреля 2012 года и составляет 16 122 559 рублей 38 копеек.
Административные истцы не согласны с указанной выше кадастровой стоимостью нежилого помещения, считают ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налога на имущество.
Согласно отчету РѕР± оценке РѕС‚ 18 декабря 2018 РіРѕРґР° в„–, подготовленному оценщиком РћРћРћ Р РР¦ «Мегаполис», рыночная стоимость нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 15 апреля 2012 РіРѕРґР° составляет 8 565 864 рубля.
При таких обстоятельствах, административные истцы полагают, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего им объекта недвижимости в судебном порядке.
РќР° основании изложенного, Макогон Рђ.Рќ., Медведев Рњ.Р’. Рё Мельников Р”.Р. РїСЂРѕСЃСЏС‚ СЃСѓРґ: восстановить пропущенный процессуальный СЃСЂРѕРє для подачи настоящего административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления; Р° также установить кадастровую стоимость нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„–, площадью 574,1 РєРІ.Рј., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 15 апреля 2012 РіРѕРґР° РІ размере 8 565 864 рубля.
В судебном заседании представитель административных истцов Киселева Е.Н., действующая на основании доверенностей от 9 ноября 2018 года № 63 АА 5154399 и от 25 января 2019 года № 63 АА 5329591, административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.
Представитель Администрации городского округа Тольятти Самарской области направил в адрес суда письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку уменьшение кадастровой стоимости в существенном размере приведет к снижению поступлений в местный бюджет.
Рные участвующие РІ деле лица письменных возражений РІ адрес СЃСѓРґР° РЅРµ направили.
РЎСѓРґ, заслушав объяснения представителя административных истцов, проверив дело, полагает административный РёСЃРє Макогона Рђ.Рќ., Медведева Рњ.Р’. Рё Мельникова Р”.Р. Рє Правительству Самарской области Рё Управлению Росреестра РїРѕ Самарской области РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого помещения РІ размере равном его рыночной стоимости обоснованным Рё подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
РР· материалов дела следует, что административным истцам РЅР° праве общей собственности – РїРѕ 1/3 доле РІ праве каждому, принадлежит нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„–, площадью 574,1 РєРІ.Рј., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимости РѕС‚ 16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° в„– 63/116/744/2018-9506.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31 октября 2018 года № 63-00-102/18-979339, по состоянию на 15 апреля 2012 года составляет 16 122 559 рублей 38 копеек.
Административные истцы, будучи собственниками спорного объекта недвижимости, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет городского округа Тольятти Самарской области. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административные истцы, являясь собственниками указанного выше нежилого помещения, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
РќРµ согласившись СЃ кадастровой стоимостью нежилого помещения, Макогон Рђ.Рќ., Медведев Рњ.Р’. Рё Мельников Р”.Р. 30 января 2019 РіРѕРґР° обратились РІ СЃСѓРґ СЃ заявленными требованиями, рассматриваемыми РІ рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения административных истцов в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорного нежилого помещения, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости.
Таким образом, обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 400-402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административными истцами РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований представлен отчет РѕР± оценке РѕС‚ 18 декабря 2018 РіРѕРґР° в„–, подготовленный оценщиком РћРћРћ Р РР¦ «Мегополис», РёР· которого усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„–, итоговая величина рыночной стоимости которого РїРѕ состоянию РЅР° 15 апреля 2012 РіРѕРґР° составляет 8 565 864 рубля.
Рсследовав отчет РѕР± оценке, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РѕРЅ соответствует требованиям федерального законодательства РѕР± оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, а именно по состоянию на 15 апреля 2012 года.
Давая оценку исследованным доказательствам, СЃСѓРґ полагает, что приведенные РІ отчете РѕР± оценке выводы оценщика РЅРµ допускают РёС… неоднозначного толкования, исходные данные Рё расчеты РЅРµ РІРІРѕРґСЏС‚ РІ заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией Рё приведенными расчетами. Ртоговое суждение Рѕ величине рыночной стоимости объекта недвижимости основано РЅР° полном Рё объективном анализе ценностных характеристик Рё расчетных показателей стоимости, что РІ полной мере согласуется СЃ требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция Рё квалификация оценщика подтверждены приложенными Рє Отчету РѕР± оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административными истцами отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
РЎ учетом изложенного, СЃСѓРґ полагает возможным принять отчет РѕР± оценке РѕС‚ 18 декабря 2018 РіРѕРґР° в„–, подготовленный оценщиком РћРћРћ Р РР¦ «Мегополис», РІ качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 15 апреля 2012 РіРѕРґР°, Рё положить РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ судебного решения РїРѕ настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица – Администрации городского округа Тольятти Самарской области, о том, что уменьшение кадастровой стоимости нежилого помещения в существенном размере приведет к снижению поступлений в местный бюджет, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право административных истцов на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, предусмотрено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
РР· материалов административного дела следует, что датой обращения Макогона Рђ.Рќ., Медведева Рњ.Р’. Рё Мельникова Р”.Р. РІ СЃСѓРґ является 30 января 2019 РіРѕРґР°, что подлежит указанию РІ резолютивной части настоящего решения СЃСѓРґР°.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административный РёСЃРє Макогона Рђ.Рќ., Медведева Рњ.Р’. Рё Мельникова Р”.Р. Рє Правительству Самарской области Рё Управлению Росреестра РїРѕ Самарской области РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого помещения РІ размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 574,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 8 565 864 рубля.
Датой подачи Макогоном Алексеем Николаевичем, Медведевым Михаилом Владимировичем Рё Мельниковым Дмитрием Ргоревичем заявления РІ СЃСѓРґ считать 30 января 2019 РіРѕРґР°.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 6 марта 2019 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.