Решение по делу № 12-161/2021 от 18.03.2021

11RS0016-01-2021-000493-02

дело № 12-161/2021

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Рачковская Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 15 апреля 2021 года в открытом судебном заседании ходатайство заместителя прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. о восстановлении пропущенного срока для принесения протеста на постановление Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» № 1/20 от 26 января 2021 года, которым Иванов Д. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» № 1/20 от 26.01.2021 Иванов Д.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1600 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. обратился в суд с протестом, в котором просит отменить вынесенное по делу постановление, в обоснование указывая, что Иванов Д.В. не был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом протест также содержит в себе ходатайство о восстановлении пропущенного срока принесения протеста, в обоснование которого указано, что срок пропущен в связи с тем, что оспариваемое постановление выявлено в рамках проведенной прокуратурой Сыктывдинского района проверки законности вынесенных в 2021 году Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» постановлений по делам об административных правонарушениях.

Заместитель прокурора Сыктывдинского района, лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, законный представитель потерпевшей, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.

Судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, и разрешая по существу заявленное ходатайство о восстановлении срока для принесения протеста, судья исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Предусмотрев норму Кодекса РФ об административных правонарушениях о возможности восстановления пропущенного процессуального срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, законодатель отнес разрешение данного вопроса на усмотрение суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего ходатайства, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

По смыслу действующего законодательства уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам.

Из материалов дела следует, что постановлением Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» № 1/20 от 26.01.2021 Иванов Д.В. привлечен к административной ответственности по ст. 6.10 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что дело об административном правонарушении в отношении Иванова Д.В. рассмотрено при участии старшего помощника прокурора Сыктывдинского района Шпилевой Ю.В.

Учитывая, что постановление в отношении Иванова Д.В. вынесено при участии старшего помощника прокурора Сыктывдинского района Шпилевой Ю.В., судья приходит к выводу о том, что о состоявшемся акте прокуратуре Сыктывдинского района должно было быть известно 26.01.2021.

Из материалов дела следует, что протест с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подан заместителем прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. в Сыктывдинский районный суд Республики Коми лишь 18.03.2021.

В обоснование уважительности причин пропуска срока заместителем прокурора указано, что о состоявшемся постановлении прокуратура Сыктывдинского района узнала лишь после проведения прокуратурой проверки по обращению, поступившему 02.03.2021.

Между тем, доводы в названной части опровергаются материалами дела, поскольку как указывалось выше оспариваемое постановление вынесено при участии на заседании старшего помощника прокурора Сыктывдинского района Шпилевой Ю.В.

То обстоятельство, что представитель прокуратуры, принимавший участие в рассмотрении дела, получил копию постановления лишь 15.03.2021 не порождает права на опротестование этого решения в порядке, предусмотренном статьей 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это означало бы зависимость вступления в законную силу постановления (решение) по делу об административном правонарушении от субъективного усмотрения лица, участвующего в деле, которое, в случае отсутствия заинтересованности во вступлении постановления в законную силу, могло бы препятствовать этому, что в свою очередь повлекло бы нарушение принципа правовой определенности и стабильности решения по делу об административном правонарушении, а также принципа обязательности постановления по делу об административном правонарушении (ст. 31.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Кроме того, в материалы дела также предоставлено определение №1 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» от 26.01.2021 о подготовке к рассмотрению дел и вопросов.

Согласно определению в разделе «в отношении взрослых лиц» под №1 указано на рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Иванова Д.В. При этом, в определении указано, что заседание комиссии по определенным делам и вопросам, включая дела в отношении Иванова Д.В., назначено на 26.01.2021 с 10:00.

Таким образом, прокуратура Сыктывдинского района 26.01.2021 была извещена о том, что 26.01.2021 будут рассматриваться дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Иванова Д.В.

Предоставленное в материалы дела письмо ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» от 08.04.2021, из которого следует, что 26.01.2021 в отношении Иванова Д.В. были рассмотрены дела об административных правонарушениях, в состав комиссии входили председатель, секретарь, члены комиссии, а также старший помощник прокурора Сыктывдинского района Шпилева Ю.В., которая покинула заседание комиссии в 11:45, и при рассмотрении дел об административном правонарушении в отношении Иванова Д.В. не присутствовала не может повлиять на выводы судьи об отсутствии правовых оснований для восстановления срока для принесения протеста.

Согласно положениям ст. 25.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Как следует из п. 10-10.1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ №188 от 26.11.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокурорам субъектов РФ, городов и районов приказано регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Принимать участие в работе комиссий делам несовершеннолетних и защите их прав, используя свои полномочия, активно влиять на реализацию комиссиями правозащитных функций, периодически анализировать практику рассмотрения комиссиями дел, связанных с привлечением к административной ответственности несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.

Таким образом, прокуратура является органом, осуществляющим надзор за деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Согласно п. 14(11) Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства РФ 06.11.2013 № 995, прокурор извещается о дате, времени, месте и повестке заседания комиссии.

Как указывалось ранее, прокуратура Сыктывдинского района была извещена о дате, времени, месте и повестке заседания Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский», состоявшегося 26.01.2021, что подтверждается предоставленным заместителем прокурора Сыктывдинского района определением №1 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» от 26.01.2021 о подготовке к рассмотрению дел и вопросов.

При этом, в судебном заседании также установлено, что старший помощник прокурора Сыктывдинского района Шпилева Ю.В. присутствовала на заседании комиссии при рассмотрении профилактических вопросов. Исходя из содержания определения №1 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» от 26.01.2021 о подготовке к рассмотрению дел и вопросов, время начала заседания комиссии указано как с 10:00 26.01.2021 и не содержит в себе сведений о времени окончания заседания, а равно заседание комиссии было окончено после рассмотрения всех поставленных на повестку дня вопросов. Сама по себе неявка должностного лица надзорного органа при надлежащем уведомлении о рассмотрении, в том числе дело об административном правонарушении в отношении Иванова Д.В., по убеждению судьи, не может расцениваться в качестве уважительных причин пропуска срока на принесение протеста, поскольку в силу вышеприведенных положений закона, являясь надзорным органом, прокуратура Сыктывдинского района обязана была принимать участие в заседании комиссии.

Учитывая вышеизложенное, указанные в ходатайстве причины пропуска срока для принесения протеста на постановление Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» № 1/20 от 26.01.2021 о привлечении Иванова Д.В. к административной ответственности по ст. 6.10 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не могут быть признаны уважительными, а равно указанное ходатайство удовлетворению не подлежит.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 № 1339-О разъяснено, что часть 2 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с иными нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, не предполагает возможность произвольного удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае, полагаю необходимым отметить, что в соответствии с ч.2 ст. 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор не лишен права принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в случае пропуска им срока подачи протеста на то же постановление до вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.4, 30.3 КоАП РФ, судья

определил:

ходатайство заместителя прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. о восстановлении срока для принесения протеста на постановление Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Сыктывдинский» № 1/20 от 26 января 2021 года, которым Иванов Д. В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения.

На определение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня его получения.

Судья Ю.В. Рачковская

12-161/2021

Категория:
Административные
Статус:
Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
Истцы
Зам. прокурора Сыктывдинского района
Ответчики
Иванов Дмитрий Викторович
Другие
Мельникова Ольга Викторовна
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Статьи

6.10

Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
18.03.2021Материалы переданы в производство судье
18.03.2021Истребованы материалы
22.03.2021Поступили истребованные материалы
15.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее