Решение по делу № 2-11292/2024 от 15.11.2024

11RS0001-01-2024-019089-56 дело №2-11292/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,

при секретаре Крыжевской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 16 декабря 2024 г. гражданское дело по иску Калининой Ирины Николаевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

установил:

Калинина И.Н. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить ей на состав семьи 2 человека, включая Калинина И.Н., вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: ....

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Калинин И.Н.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований.

Истец и третье лицо в суд не явились.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что жилое помещение по адресу: ..., входит в состав муниципального жилищного фонда МО ГО «Сыктывкар».

Нанимателем этого жилого помещения является истец (договор социального найма от ** ** **).

Совместно с истцом в квартире зарегистрирован и проживает Калинин И.Н. (...).

В 2015 году ООО «ДизайнПроектСервис» проведено обследование многоквартирного ..., составлено соответствующее заключение, из которого следует, что здание построено в 1967 году и на дату обследования эксплуатируется 48 лет. За период эксплуатации дома его капитальный ремонт не производился. Физический износ здания составляет 80%. Здание не соответствует требуемым теплотехническим нормам (СП 23-101-2004, СП 50.13330.2012), подоконные венцы просели, видны щели, пакля истлела, из щелей дует. Ввиду существующих щелей между рядами бруса, требуемая температура в жилых помещениях не обеспечивается. Перекрытие выгребов в неудовлетворительном состоянии, вентиляция выгребов отсутствует. Вентканала с санузла нет, с кухни вентканал ведет на чердак, где он завален – тяги для вентиляции нет. Печь в ... не разобрана, находится в аварийном состоянии и грозит обрушением и жертвами. Несущие стены здания выгнулись, из чего следует, что происходит потеря устойчивости стен. При осмотре чердака обнаружены дыры в покрытии здания. Входная дверь в подъезд стоит практически на уровне земли. Рекомендовано признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

На основании данного отчета, межведомственной комиссией в заключении от ** ** ** выявлены основания для признания многоквартирным дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный жилой ... признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для принятия мер по расселению граждан установлен до ** ** **

** ** ** Государственной жилищной инспекцией по г.Сыктывкару и Корткеросскому району проведено обследование ..., по результатам которого установлено, что наружные капитальные стены местами имеют прогибы, выпучивания, местами наблюдаются гнилостные повреждения (загнивание) нижних венцов. Фундамент дома местами не просматривается, нижний венец примыкает к грунту, местами наблюдается повреждение кирпичной кладки фундамента. Дом имеет неравномерную просадку. Вследствие сильных деформаций несущих конструкций здания существует вероятность их обрушения, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в многоквартирном доме граждан.

В связи с этим, администрацией МО ГО «Сыктывкар» инициированы иски о выселении граждан, в том числе Калининой И.Н. и Калинина И.Н. из аварийного дома в жилые помещения маневренного фонда.

Калинина И.Н. полагает, что имеет право на предоставление благоустроенного жилья по договору социального найма, поскольку проживание в занимаемом ею жилом помещении №... аварийного ... опасно для жизни и здоровья.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 ЖК РФ, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить нанимателю другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

При этом, поскольку предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, то признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2018 г. №57-КГ18-16).

По делу установлено, и администрацией МО ГО «Сыктывкар» не оспаривается, что конструкции ... находятся в неудовлетворительном состоянии, которое со временем лишь ухудшается, при этом присутствует опасность внезапного обрушения дома, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровья проживающих в нём граждан.

Каких-либо сведений о том, что на момент рассмотрения дела жилой дом приведен в состояние, пригодное для проживания в нем, администрацией не представлено. Напротив, ввиду наличия угрозы для проживающих в доме граждан администрацией поданы в суд иски об их выселении.

Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у Калининой И.Н. и членов её семьи права на предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 ЖК РФ, и не зависит от признания их малоимущими и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 ЖК РФ).

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов жилые помещение в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В связи с этим, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.

Учитывая, что до настоящего времени Калинина И.Н. благоустроенным жилым помещением взамен непригодного не обеспечена, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» в силу статей 85, 86, 89 ЖК РФ, а также статьи 40 Конституции Российской Федерации, подлежит возложению обязанность по предоставлению ей на состав семьи 2 человека, включая Калинина И.Н. на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в черте ..., равнозначного по общей площади ..., то есть не менее 43,2 кв.м.

Доводы представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» о дефиците бюджета и отсутствии жилых помещений, не являются основанием к отказу истцу в иске, поскольку возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не находится в зависимости от указанных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Калининой Ирины Николаевны (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) удовлетворить.

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Калининой Ирине Николаевне на условиях социального найма на состав семьи 2 человека, включая Калинина Илью Николаевича, благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара общей площадью не менее 43,2 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 17 декабря 2024 г.

Председательствующий                 О.Л. Саенко

2-11292/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Калинина Ирина Николаевна
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Калинин Илья Николаевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
15.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2024Передача материалов судье
22.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2024Судебное заседание
17.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее