ДЕЛО № 2-30/2021
УИД 61RS0036-01-2021-000666-83
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.03.2021г. г.Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Матвиенко Д.Н.,
при секретаре Моргуновой М.С.,
с участием истца Овчаровой О.А.,
представителя истца адвоката Фролова Е.Г.,
ответчика Федорова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчаровой Ольги Александровны к Федорову Александру Владимировичу о регистрации перехода права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Овчарова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Федорову А.В. о регистрации перехода права собственности, ссылаясь на то, что 25.03.2020 года между ней и Зайцевой Аллой Ивановной заключен договор купли-продажи <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, однако, подать совместное заявление о регистрации перехода права собственности сразу после сделки не представилось возможным, так как все отделения МФЦ, осуществляющие прием, документов на государственную регистрацию были закрыты. Прием документов был приостановлен, в связи с действовавшими на тот момент ограничениями, введенными в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В период действия указанных ограничительных мероприятий, у Зайцевой А.И. ухудшилось состояние здоровья, в связи с чем, она так и не смогла лично прибыть в МФЦ для подачи совместного заявления о переходе права собственности. 05.07.2020г. Зайцева А.И. умерла. Ответчик Федоров А.В. является единственным наследником Зайцевой А.И. В виду того, что регистрация перехода права собственности по сделке не состоялась по независящим от нее обстоятельствам и, в виду того, что сведения о ее зарегистрированном праве в ЕГРН отсутствуют, право собственности на квартиру, в соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, также, переходит к ответчику, по основаниям наследования, так как он принял наследство. Федорову А.В. было известно о произошедшей сделке, и он не оспаривает ее. В связи с тем, что право собственности, по независящим от нее обстоятельствам, у нее так и не возникло, зарегистрировать переход права собственности по договору купли-продажи во внесудебном порядке не представляется возможным. Таким образом, регистрация права собственности на проданную ей квартиру должна быть произведена по основаниям предусмотренным ч.2 ст. 165 ГК РФ. Обстоятельствами, повлекшими невозможность регистрации перехода права собственности по сделке купли-продажи и регистрации за ней права собственности в установленном порядке, явились, действовавшие на момент сделки ограничительные мероприятия по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции и смерть продавца Зайцевой А.И. Зайцева А.И. была единоличным собственником квартиры и для её продажи не требовалось обязательного нотариального удостоверения сделки. Договор купли-продажи квартиры, с момента его заключения и до настоящего времени, никем не оспаривался. Из договора видно, что покупатель выплатил денежные средства, добросовестно выполнил все возложенные на него обязанности, принял имущество по передаточному акту, а продавец, в свою очередь получил деньги и передал имущество покупателю. Согласно сведениям, содержащимся в наследственном деле, других наследников, кроме Федорова А.В. у Зайцевой А.И. не имеется.
На основании изложенного Овчарова О.А. просит зарегистрировать переход права собственности на <адрес>, от Зайцевой А.И. к Овчаровой О.А. на основании договора купли-продажи от 25.03.2020г.
В судебном заседании истец Овчарова О.А. и ее адвокат Фролов Е.Г., поддержали исковые требования, просили их удовлетворить, ссылаясь на доводы, указанные в иске.
В судебном заседании ответчик Федоров А.В. не возражал против удовлетворения иска.
Третьи лица - Каменск-Шахтинский отдел УФСГР кадастра и картографии по РО, нотариус г. Каменска-Шахтинского РО Ушакова Н.Н., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения истца Овчаровой О.А., адвоката Фролова Е.Г., ответчика Федорова А.В., исследовав материалы дела в их совокупности, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, на основании нижеследующего.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Предметом разрешаемого судом спора является переход права собственности на <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, истцу Овчаровой О.А. от принадлежащей ранее Зайцевой А.И., умершей 05.07.2020г.
Как усматривается из договора купли-продажи квартиры от 25.03.2020г., Зайцева Алла Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (продавец) и Овчарова Ольга Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (покупатель), заключили сделку по продаже недвижимого имущества, согласно которой, продавец обязуется передать квартиру, а покупатель обязуется принять в собственность квартиру, назначение: жилое, площадь: общая 52,2 кв.м, кадастровый номер №, расположенную на 3-м этаже 5-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Стоимость квартиры определена в размере 2200000 руб. Расчет между покупателем и продавцом произведен полностью до подписания договора. В отчуждаемой квартире на момент подписания договора зарегистрирована Зайцева А.И., которая обязалась сняться с регистрационного учета в срок до 01.05.2020г.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и сторонами не оспаривается, жилое помещение принадлежало Зайцевой А.И. на основании договора мены от 05.06.2001г., что подтверждается записью 61 -52-34/2001-110 в едином государственном реестре недвижимого имущества от 04.07.2001г. (л.д.7-8)
В отношении указанного недвижимого имущества в установленном законом порядке регистрация перехода права собственности от Зайцевой А.И. к Овчаровой О.А. в Росреестре не произведена.
Зайцева А.И. до момента смерти – 05.07.2020г. проживала в вышеуказанной квартире, однако, в договоре купли-продажи от 25.03.2020г. указано, что последняя обязалась сняться с регистрационного учета в срок до 01.05.2020г.
Как усматривается из представленной суду копии наследственного дела умершей 05.07.2020г. Зайцевой А.И., наследником по завещанию после ее смерти всего ее имущества, в чем бы оно не заключалось, является Федоров А.В., что сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст.166 ГК РФ сделка признается недействительной по решению суда.
В соответствии со ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Согласно ст. 168 ГК РФ предусматривается, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно п. 1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Сделки, которые являются мнимыми, совершаются лишь для того, чтобы создать ложное представление об их заключении у третьих лиц.
При этом, из определения мнимой сделки, данного в ст. 170 ГК РФ, следует, что в результате ее заключения не происходит никакой фактической передачи имущества, прав или обязанностей, а сделка совершается лишь для вида.
Так в ходе судебного следствия стороны пояснили, что Зайцева А.И. здоровьем была слаба, в своей квартире проживала одна, из квартиры не выходила. Наличие родственников и их местонахождение не известно. Уход за ней осуществлял Федоров А.В. - ответчик по делу.
Как пояснила истец Овчарова О.А. о продаже квартиры Зайцевой А.И. ей стало известно от Федорова А.В. Она прибыла к Зайцевой А.И., в ходе беседы они договорились о цене, подписали договор. Она передала Зайцевой А.И. деньги в сумме 2200000 руб. При подписании договора и передачи денег присутствовал Федоров А.В. Подать совместное заявление о регистрации перехода права собственности сразу после сделки не представилось возможным, так прием документов в МФЦ был приостановлен, в связи с действовавшими на тот момент ограничениями, введенными в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В дальнейшем у Зайцевой А.И. ухудшилось состояние здоровья, она так и не смогла лично прибыть в МФЦ для подачи совместного заявления о переходе права собственности.
На заданные судом вопросы Овчарова О.А. пояснила, что после подписания договора квартира ей передана не была, Зайцева А.И. продолжала в ней проживать, вопрос о том, когда ей будет передана приобретенная квартира Зайцевой А.И. не обсуждался.
Как пояснил в судебном заседании Федоров А.В., до заключения договора купли-продажи ему было известно о существовании завещания, по которому, он является наследником имущества Зайцевой А.И. Он присутствовал во время подписания договора купли-продажи указанной квартиры. Овчарова О.А. передала Зайцевой А.И. деньги в сумме 2200000 руб., которые Зайцева А.Н., по существовавшей ранее с Федоровым А.В. договоренности, передала без каких либо условий Федорову А.В. На переданные ему Зайцевой А.Н. деньги он приобрел в собственность квартиру. Зайцева А.И. после подписания договора купли-продажи квартиры продолжала проживать в ней. Овчарова О.А. не настаивала на ее выселении. Дополнил, что после смерти Зайцевой А.И. он принял наследство, Овчарова О.А. к нему претензий не предъявляла, требований об освобождении квартиры до настоящего времени не заявляла. В настоящее время он ей владеет, пользуется, несет бремя содержания. Поскольку в ней не проживает, то периодически квартиру сдает внаем.
Таким образом, у суда отсутствуют доказательства, которые бы подтверждали подлинную волю умершей Зайцевой А.И. при совершении оспариваемой сделки на создание правовых последствий, присущих данному виду сделки, поскольку умершая проживала до момента смерти в спорной квартире и не покинула ее в срок до 01.05.2020г., как указано в договоре купли-продажи от 25.03.2020г. Требования о ее выселении Овчарова О.А. не заявляла. Подтверждения тому, что Овчарова О.А. после заключения договора купли-продажи несла бремя содержания квартиры (оплачивала коммунальные платежи) суду не представлено. Как и не представлено доказательств тому, что после смерти Зайцевой А.И. новый собственник обращался к наследнику Федорову А.В. с требованиями об освобождении принадлежащего ей жилого помещения.
Напротив, в судебном заседании достоверно установлено, что Федоров А.В. принял наследство, спорная квартира находится в его владении, он осуществляет ее содержание, сдает в аренду.
Кроме того истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств, что перед заключением договора купли-продажи от 25.03.2020 Овчарова О.А. произвела осмотр помещения, проверила правоустанавливающие документы, выписку из ЕГРН, сведения о коммунальных платежах и их задолженности, приняла данное жилое помещение по акту приема-передачи квартиры, произвела оплату по договору купли-продажи недвижимого имущества. Пояснение истца и его представителя о том, что денежные средства в счет оплаты были переданы Зайцевой А.И., продавец фактически передала покупателю квартиру, о чем отражено в машинописном тексте договора, суд во внимание не принимает, поскольку достоверными доказательствами не подтверждены.
Утверждения Федорова А.В. о том, что на переданные ему Зайцевой А.Н. деньги от продажи квартиры он приобрел в собственность квартиру какими либо доказательствами также не подтверждены.
Кроме того, в ходе судебного следствия судом установлено, что ответчик Федоров А.В. приходится сыном Овчаровой О.А. и заинтересован в исходе дела.
Таким образом, у суда отсутствуют доказательства того, что истец и умершая Зайцева А.И. намеревались создать соответствующие правовые последствия по сделке купли-продажи.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Поскольку в представленном тексте договора указано, что стороны заключили предварительный договор купли-продажи о том, что продавцы обязуются передать а покупатель принять в собственность спорную квартиру, а также то, что сторонами в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств действительности сделки по переходу права собственности на спорную квартиру от продавца к покупателю, то суд признает сделку, недействительной, совершенной лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Поскольку сделка купли-продажи квартиры от 25.03.2020 года между Зайцевой А.И. и Овчаровой О.А. признана судом недействительной, то указанная сделка не влечет юридических последствий.
С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований Овчаровой О.А. к Федорову А.В. о регистрации перехода права собственности необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░_______________
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 18.03.2021░