ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 92RS0002-01-2021-005544-56производство № 2а-3940/2021 |
14 декабря 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Моцного Н.В.,
при секретаре судебного заседания Нанян А.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Гагаринского района города Севастополя Пыжовой А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Гагаринского района города Севастополя о признании информации запрещенной к распространению;
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю,
У С Т А Н О В И Л:
В сентябре 2021 года прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать информацию, размещенную на интернет-странице https://spravkineva.online/kupit-spravku-ob-invalidnosti-bez-medkomissii/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства, регулирующего правоотношения в сфере соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В ходе мониторинга Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации выявлен сайт https://spravkineva.online/kupit-spravku-ob-invalidnosti-bez-medkomissii/ на страницах которого размещена информация о возможности приобретения справки об инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Сведения, размещенные на данном Интернет-ресурсе, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования справки об инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы, не содержит указаний на противоправность данный действий и установленную ответственность в случае их совершения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя Пыжова А.Я. доводы административного искового заявления поддержал по изложенным выше обстоятельствам.
Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном порядке, представителя в суд не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав доводы иска и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В Реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения определенного источника в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установлен в ч. ч. 7 - 9 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, п. п. 9 - 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
В силу ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь является государственным органом, территориальным подразделением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, который создан в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на территории Республики Крым и города Севастополя (п. п. 2, 3, 6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 72).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя проведена проверка исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства, регулирующего правоотношения в сфере соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее- Закон № 323-Ф3), основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Установлено, что на интернет странице https://spravkineva.online/kupit- spravku-ob-invalidnosti-bez-medkomissii/ в нарушение указанных требований законодательства размещена информация о продаже справки об инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Вход на интернет-страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет- пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Установить владельцев указанных интернет-страниц не представляется возможным.
Сведения, размещенные на данном Интернет-ресурсе, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования справки об инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы, не содержит указаний на противоправность данный действий и установленную ответственность в случае их совершения.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также различными организациями.
Получение указанной справки подтверждает факт установления инвалидности и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Также согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав граждан и защиты интересов государства указанная в настоящем иске прокурора информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Гагаринского района города Севастополя удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице https://spravkineva.online/kupit-spravku-ob-invalidnosti-bez-medkomissii/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение является основанием для включения страницы сайта в сети «Интернет»: https://spravkineva.online/kupit-spravku-ob-invalidnosti-bez-medkomissii/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 19.12.2021 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный