Решение по делу № 2а-676/2021 от 30.09.2021

Дело № 2а-676/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года г. Медногорск

Медногорский городской суд Оренбургской области

в составе:

председательствующего судьи Удотова С.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудрявцевым Д.С,,

с участием:

помощников прокурора г.Медногорска Забайрацкого А.В., Горожанова Д.А., Шаволиной Е.С.,

представителя ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Медногорска Рябцовой О.И.,

представителя ответчика участковой избирательной комиссии № 741 г.Медногорска – ее председателя Даниловой О.А.,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Оренбургской области Трофимова Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Рябченко А. П. к Территориальной избирательной комиссии г.Медногорска о признании решений об образовании избирательного участка и формировании участковой избирательной комиссии незаконными и их отмене, и к Участковой избирательной комиссии №741 г.Медногорска о признании избирательных бюллетеней и протокола об итогах голосования недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого сослался на следующие обстоятельства.

Постановлением главы города Медногорска * от **.**.**** "О внесении изменения в постановление администрации города от **.**.**** * ""Об утверждении резервных помещений для размещения избирательных участков на территории муниципального образования город Медногорск, на период проведения выборов" утвержден перечень основных и резервных помещений для размещения участковых избирательных комиссий, их число составило 21, под №№733-737, 739-740, 742-745, 747, 750-758. По итогам голосования на сайте ЦИК опубликовали итоговые протоколы по ТИК ..., где в числе других имеется протокол УИК № 741 об итогах голосования. Данный УИК отсутствовал в перечне УИКов территориальной избирательной комиссии, на официальном сайте избирательной комиссии Оренбургской области в разделе «список избирательных комиссий» УИК №741 так же отсутствует. Согласно постановлению избирательной комиссии Оренбургской области от 10 июля 2021г. №13/87-7 «О мерах по обеспечению избирательных прав отдельных категорий избирателей при проведении выборов в единый день голосования **.**.****» на территории МО г.Медногорск был образован избирательный участок в месте временного пребывания избирателей по адресу: ....

Опираясь на положения п.2 ст.19 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункты 2.3-2.4 Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 8 августа 2018 г. №174/1414-7 "О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации", истец считает, что для образования УИК № 741, как избирательного участка временного пребывания, должно быть решение ТИК г.Медногорска, которое, как полагает истец, в настоящем случае не принималось, так как его обнародования и опубликования в местных СМИ не было.

Истец полагает, что поскольку кандидаты в депутаты, Медногорское местное отделение КПРФ, жители города (избиратели) не были уведомлены о существовании УИК №741, в связи с чем избиратели не могли изъявить свою волю, поскольку не знали о существовании избирательного участка №741.

Ссылаясь на указанное и утверждая, что Участковая избирательная комиссия №741 была сформирована незаконно, в первоначальной редакции иска истец просил суд признать незаконным и отменить решение административного ответчика ТИКа г.Медногорска о проведении голосования на избирательном участке УИК №741 и признать недействительными избирательные бюллетени, полученные при голосовании на избирательном участке УИК №741.

Впоследствии, а именно **.**.****, истец в дополнение к ранее заявленным им требованиям попросил:

признать бездействиЕ ТИК г.Медногорска в части ненадлежащего информирования, а так же принятые решения о создании и формировании УИК №741 не действительными т.к. были вынесены с нарушением требований действующего законодательства и в нарушение постановления избирательной комиссии Оренбургской области от 10 июля 2021года № 13/87-7,

признать итоговый протокол УИК №741 не действительным, в связи с тем, что на данном избирательном участке не была организована работа наблюдателей от кандидатов и политических партий, а поэтому волеизъявление граждан могло быть нарушено и могло быть не добровольным.

В судебном заседании истец Рябченко А.П. заявленные им требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам и основаниям, указанным в иске.

Дополнительно по обстоятельствам дела пояснил, что начиная с **.**.**** он мониторил сайт администрации МО г.Медногосрк, где никаких решений о создании УИК № 741 опубликовано не было вплоть до **.**.**** Доказательством отсутствия данной информации на сайте администрации просит признать сделанную им видеозапись просмотра им сайта **.**.****, на которой видно, что информация об УИК № 741 среди других участков отсутствует. Кроме того, согласно ч.2 ст. 47 ФЗ №116 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения ТИКа об образовании временного участка № 741 должны были публиковаться в газете «Медногорский рабочий», однако там они также опубликованы не были, а поэтому оба решения ТИКа силу не имели. Кроме нарушения порядка формирования избирательной комиссии, из-за которого истец, как кандидат в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области, и Оренбургское отделение КПРФ не имели возможности организовать работу своих наблюдателей на данной избирательном участке, что в итоге не позволило выявить действительную волю избирателей, могли быть допущены нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, так как на данном участке не было наблюдателей и видеозаписи проводимого голосования.

Представитель ответчика УИК г.Медногорска №741 Данилова О.А. просила в удовлетворении иска отказать, поскольку считает, что нарушений требований избирательного законодательства в работе УИК № 741 допущено не было. УИК № 741 начала свою работу **.**.****, то есть за десять дней до голосования, участок и комиссия были созданы решениями ТИКа. Она работает медсестрой городской больницы и подтверждает, что главный врач больницы Объедков собирал всех заведующих и им объявлял, что голосование можно будет проходить на созданном №741. Заведующие отделений, в свою очередь, приходили в свои отделения, где также сообщали об образовании участка врачам и медсестрам. Наблюдателей и видеозаписи в дни голосования на участке не было.

Представители Избирательной комиссии Оренбургской области Трофимов Д.Ю. и территориальной избирательной комиссии г.Медногорска Рябцова О.И. с иском также не согласились, просили в его удовлетворении отказать, полагая, что нарушений требований законодательства при проведении выборов на УИК № 741 допущено не было.

По обстоятельствам проведенных выборов представитель ответчика ТИК г.Медногорска Рябцова О.И. пояснила, что организатором выборов на выборы в Законодательное собрание Оренбургской области был Избирком области, а по выборам в Госдуму – ЦИК РФ. Главный врач городской больницы г.Медногорска обратился в Избирком области с письмом, в котором просил создать на базе больницы временный избирательный участок, в котором обосновал необходимость образования такого участка. Затем на основании постановления Избирательной комиссии Оренбургской области № 13/87-7 и во его исполнение ТИК Медногорска приняла два решения, оформленные протоколами заседаний комиссии о создании временного участка № 741 и формировании комиссии, которые не противоречат постановлению Избирательной комиссии Оренбургской области. Далее сведения о создании УИК № 741 разместили на сайте г.Медногорска и проинформировали об этом заинтересованных лиц, в том числе все работники больницы, которые имели возможность проголосовать на участке №741, были проинформированы руководством городской больницы через начальников подразделений, а пациенты больницы о работе участка № 741 и о способах голосованиях на участках были проинформированы листовками и плакатами. Вся нужная для этого информация была размещена на всех корпусах зданиях больницы, каждый работник и больной знали, что они могут голосовать на участке № 741. ТИК не подчинена органам местного самоуправления, так как входит в структуру Избирательной комиссии Оренбургской области. Решение ТИКа не является нормативным актом, подлежащим опубликованию, в связи с чем обязанности его печатать в газете «Медногорский рабочий» нет. Все решения ТИКа опубликовывает Избирательная комиссия Оренбургской области.

Состав УИК № 741 формировался из резерва составов УИК. ТИК с **.**.**** по **.**.**** принимала предложения от партий и иных лиц, желающих участвовать в избирательном процессе по месту жительства или по месту работы, для включения в резерв. Этих лиц ТИК в своем решении предлагает избиркому включить в резерв УИК. В составе УИК №741 были представители по представителю от 3-х партий – КПРФ, Единая Россия и ЛДПР, и 4 человека, включенные с места работы - городской больницы, которые могли свободно перемещаться по больнице. У Справедливой России не было в резерве человека, поэтому его и не было в списке. Состав комиссии также был размещен на стенде на участке. Размещением текстов решений на сайте администрации занимался системный администратор администрации, которому сразу после принятия второго решения были переданы тексты решений с просьбой разместить их на сайте в срок не позднее **.**.****.

Представитель Избирательной комиссии Оренбургской области Трофимов Д.Ю. по обстоятельствам дела пояснил, что в соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» решения о создании участков принимает ТИК, а поскольку такие решения ТИК г.Медногорска были приняты, то оснований для признания образования избирательного участка незаконным не имеется.

По всем результатам ТИК и УИК **.**.**** заседала Избирательная комиссия Оренбургской области, которая подвела итоги выборов. На данном заседании стало понятно какие списки будут распределены по местам и какие кандидаты стали депутатами. В данном случае у нас нет основания сомневаться и полагать, что УИК допустил ошибки при составлении списка. Кроме того истцом, не представлены доказательства нарушения составления списка. Оснований считать, что воля избирателей была нарушена, не имеется. В состав комиссии УИК № 741 были включены и члены с правом решающего голоса от КПРФ в том числе. Поэтому нельзя утверждать, что КПРФ не знала о создании участка 741.

Выслушав объяснения представителей ответчиков, заинтересованного лица, заключение помощника прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна в случае нарушения его прав, свобод или законных интересов, при этом способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 67-ФЗ) настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Закон N 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Закона N 67-ФЗ).

В силу части 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".

В силу пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

В силу части 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона.

Административным истцом оспариваются результаты итогов голосования на избирательном участке № 741 г.Медногорска, в связи с тем, что избирательный участок и его избирательная комиссия, по предположению истца, были образованы незаконно, а именно без информирования об этом как самого истца, так и иных лиц, которые были заинтересованы в наблюдении за ходом голосования на данном избирательном участке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (пп. а);

осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств (пп. д);

оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям (пп. ж),

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (пп. м).

Аналогичные по своему содержанию полномочия Избирательной комиссии Оренбургской области закреплены в ст.19 Закона Оренбургской области от 16.11.2005 N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области".

В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона N 20 от 22 февраля 2014 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования, в том числе, - в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума число избирателей, участников референдума на участке превысит три тысячи сто, либо в случае нарушения пункта 4 настоящей статьи.

Согласно п. 2.3-2.4 Методических рекомендаций по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 8 августа 2018 года N 174/1414-7 при принятии решения о целесообразности образования избирательного участка в месте временного пребывания или на предприятии с непрерывным циклом работы должны учитываться информация руководителя организации, предприятия о примерном количестве избирателей, которые будут находиться на их территории в день голосования, а также документы, регламентирующие правила внутреннего трудового распорядка организации. Решение об образовании избирательного участка (о согласовании его образования) в месте временного пребывания или на предприятии с непрерывным циклом работы принимается на заседании предусмотренной законом избирательной комиссии.

Как установлено в ходе судебного разбирательства из пояснений представителя Избирательной комиссии Оренбургской области Трофимова Д.Ю. и представленной им копии письменного обращения главного врача ГБУЗ «Городская больница» г.Медногорска, **.**.**** в ... поступило указанное обращение, в котором, ссылаясь на сложную эпидемиологическую ситуацию, главный врач просил рассмотреть возможность образования в больнице временного избирательного участка для голосования на выборах депутатов в Государственную Думу РФ и в Законодательное ....

Опираясь на данное обращение и на вышеизложенные положения законодательства, действуя в целях обеспечения в дни голосования **.**.****, **.**.****, **.**.**** реализации избирательных прав избирателей, Избирательная комиссия Оренбургской области в своем постановлении от 10 июля 2021 года № 13/87-7 «О мерах по обеспечению избирательных прав отдельных категорий избирателей при проведении выборов в единый день голосования **.**.****» поручила территориальной избирательной комиссии города Медногорска Оренбургской области в срок до **.**.**** образовать избирательный участок № 741 , в срок до **.**.**** сформировать участковую избирательную комиссию на данном избирательном участке и проинформировать об образовании данного избирательного участка в месте временного пребывания избирателей путем размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данное постановление было опубликовано в Вестнике Избирательной комиссии Оренбургской области и размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Оренбургской области.

Как следует из пояснений представителя ТИК г.Медногорска Рябцовой О.И. и представленного ею суду протокола ТИК г.Медногорска от **.**.**** * «О дополнительном образовании участка для голосования» на заседании ТИК было принято решение об образовании такого участка.

Из копии протокола заседания ТИК г.Медногорска от **.**.**** * также усматривается, что на данном заседании ТИКа было принято решение о формировании участковой избирательной комиссии на образованном участке № 741, определен состав данной комиссии, в которую в качестве члена с правом решающего голоса от Оренбургского областного отделения политпартии КПРФ была включена <данные изъяты>, а также избран председатель УИК № 741 – Данилова О.А.

Факт заседаний ТИКа по вопросам образования временного участка № 741 и формирования состава избирательной комиссии подтвердил в судебном заседании свидетель – член ТИКа <данные изъяты>, который на вопросы истца пояснил, что он говорил членам Медногорского отделения КПРФ на их совещании, а также лично и.о. секретаря отделения КПРФ и также самому истцу Рябченко А.П. о заседании ТИКа и принятии решения об образовании данного временного участка в городской больнице.

Таким образом, требования закона о порядке образования временного избирательного участка ТИК г.Медногорска были соблюдены, равно как и были выполнены указания Избирательной комиссии Оренбургской области в части установленных сроков образования данного избирательного участка и формирования состава избирательной комиссии.

Доводы истца о незаконности решения ТИК г.Медногорска об образовании избирательного участка № 741 ввиду невыполнения обязанности по его опубликованию в средствах массовой информации – в газете МО г.Медногорск «Медногорский рабочий» или на сайте администрации МО г.Медногорск суд признает несостоятельными, поскольку данное утверждение истца не доказано и носит предположительный характер.

Представленная им видеозапись от **.**.**** является доказательством отсутствия необходимых сведений только по состоянию на момент записи **.**.****, то есть уже после окончания выборов, в связи с чем пояснения представителя ТИК Рябцовой О.И. о том, что информирование через опубликование на сайте администрации МО г.Медногорск опровергнуто не было.

В то же время, согласно части 2 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.

В пункте 5.4 Методических рекомендаций по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2018 года № 174/1414-7, предусмотрена обязанность территориальной избирательной комиссии информировать об образовании избирательного участка в месте временного пребывания и о формировании участковой избирательной комиссии кандидатов, зарегистрированных данной либо вышестоящей избирательной комиссией, избирательные объединения, списки кандидатов которых зарегистрированы данной либо вышестоящей избирательной комиссией, и территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом информирование осуществляется путем размещения соответствующего решения на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, опубликования его в средствах массовой информации или обнародования иным способом не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

В целях обнародования решения ТИКа г.Медногорска об образования избирательного участка № 741 решение было размещено на информационном стенде территориальной избирательной комиссии в здании администрации муниципального образования г.Медногорск Оренбургской области. Информация об указанном решении была дополнительно доведена до сведения главного врача ГБУЗ «Городская больница» г. Медногорска, который организовал распространение информации среди медицинского персонала и пациентов больницы. На образованном избирательном участке имелась вывеска с указанием номера избирательного участка и режимом работы избирательной комиссии. Все указанное свидетельствует о совершении ТИК г.Медногорска действий на обнародование информации об образовании избирательного участка иным, отличным от опубликования в сети Интернет или печатных СМИ, способом.

Доводы истца о том, что неинформированием о принятом решении в сети Интернет ТИК г.Медногорска нарушило обязанность, установленную для нее постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от 10 июля 2021 года № 13/87-7, судом также отклоняются. Данное постановление, несмотря на его обязательность, не является нормативно-правовым актом, в связи с чем даже в случае неисполнения ответчиком указания на опубликование решения именно через сеть Интернет вывод о незаконности принятого решения сделать нельзя.

Наряду с указанным, суд обращает внимание на то, что постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08.09.2021 года № 54/435-8 "О возложении на участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва полномочий по подготовке и проведению иных выборов в субъектах Российской Федерации, назначенных на **.**.**** года" на участковую избирательную комиссию №731 возложены полномочия по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва. Постановление опубликовано в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Кроме того, по смыслу закона обязанность по опубликованию решений избирательных комиссий возложена не на сами комиссии, а на глав местных администраций. При этом в законе нет нормы, устанавливающей, в случае несвоевременного исполнения либо неисполнения последними данной обязанности, недействительность принятого решения о создании избирательного участка. Поэтому в каждом конкретном случае последствия неопубликования решения о создании избирательного участка, даже в случае доказанности такового, должны оцениваться индивидуально, в зависимости от конкретных обстоятельств.

В рассматриваемом случае суд обращает внимание на то, что сам истец о создании данного избирательного участка был осведомлен, что следует из показаний свидетеля <данные изъяты>.

Кроме того, решения на заседаниях Избирательной комиссии Оренбургской области и территориальной избирательной комиссии города Медногорска Оренбургской области принимались путем голосования, в том числе членами комиссий с правом решающего голоса, предложенными в состав комиссий Оренбургским областным отделением политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации». Следовательно, избирательное объединение Оренбургское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», выдвинувшее Рябченко А.П. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва в составе областного списка кандидатов в региональной группе списка кандидатов № 17, участвовало в принятии оспариваемых решений. Отсутствие информационного взаимодействия избирательного объединения со своими кандидатами и местными отделениями не может служить основанием для признания принятых ТИК решений о создании избирательного участка незаконными.

В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для составления списков избирателей на таких избирательных участках, сведения об избирателях, находящихся в местах временного пребывания, представляет в избирательную комиссию руководитель организации, в которой избиратель временно пребывает. Одновременно в участковую комиссию передаются личные письменные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания. В связи с чем на избирательном участке № 741 в список избирателей могли быть включены только те избиратели, которые в дни голосования пребывали в ГБУЗ «Городская больница» г. Медногорска.

Учитывая данные обстоятельства утверждение о том, что избиратели на избирательном участке * были ненадлежащим образом проинформированы о времени и месте голосования, является не обоснованным.

При указанных обстоятельствах, данных о нарушении прав истца, как кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области, не имеется и оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к ТИК г.Медногорска о признании незаконным бездействия в части ненадлежащего информирования истца и признания незаконным самого решения об образовании избирательного участка, не имеется.

Требования истца к УИК * – о незаконности избирательных бюллетеней и протокола голосования не имеют под собой иного фактического обоснования и по своей сути являются производными от требований о признании незаконным решения ТИКа г.Медногорска, а поэтому также удовлетворению не подлежат.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

В силу п. 7 ст.6 КАС РФ одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Исходя из указанного принципа в ч. 1 ст. 62 КАС РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен настоящим Кодексом.

В связи с этим этого суд учитывает, что на административном истце лежит в рамках настоящего дела обязанность доказать не только обстоятельства, связанные с предполагаемым им нарушением закона, но и их правовыми последствиями, допускающими неустранимые сомнения в достоверности волеизъявления избирателей, проголосовавших на выборах на УИК № 741.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что в процессе рассмотрения дела судом не выявлено, а административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства действительно имелись и, более того, носили грубый, существенный характер в такой степени, что не позволили выявить действительную волю избирателей и явились бы правовым основанием для признания итогов голосования недействительными.

Согласно абзацу 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Вмешательство суда в порядок формирования органов государственной власти и определения результатов выборов (итогов голосования) представительного органа нарушит принцип разделения властей.

Таким образом, поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установления действительной воли избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности итогов голосования должны возникнуть только на основании внешних доказательств.

В рамках настоящего дела оснований полагать, что ТИК г.Медногорска и УИК № 741 были допущены нарушения, на которые ссылается административный истец, у суда не имеется.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм и руководящих разъяснений, повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке рассматривается федеральным законодателем в качестве экстраординарной меры контроля за правильностью (достоверностью) установления участковой избирательной комиссией итогов голосования. Проведение такого подсчета предполагает наличие веских оснований, свидетельствующих о допущенных участковой избирательной комиссией при первичном подсчете голосов избирателей нарушениях или ошибках, а также необходимость отмены решения комиссии об итогах голосования либо признания недействительными итогов голосования.

Поскольку нарушений избирательного законодательства и обстоятельств, которые бы не позволяли выявить действительную волю избирателей, по делу не установлено, оснований для признания решений ТИК об образовании избирательного участка незаконными, равно как и итогов голосования недействительными, суд не усматривает.

В связи с указанным в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Рябченко А. П. к Территориальной избирательной комиссии г.Медногорска о признании решений об образовании избирательного участка и формировании участковой избирательной комиссии незаконными и их отмене, и к Участковой избирательной комиссии №741 г.Медногорска о признании избирательных бюллетеней и протокола об итогах голосования недействительными, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Медногорский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Медногорского

городского суда      подпись С.Л. Удотов

Решение в окончательной форме составлено: 22.10.2021

Судья Медногорского

городского суда      подпись С.Л. Удотов

2а-676/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Медногорска
Рябченко Андрей Павлович
Ответчики
Участковая избирательная комиссия № 741
Территориальная избирательная комсиссия г. Медногорска
Другие
Избирательная комиссия Оренбургской области
Суд
Медногорский городской суд Оренбургской области
Судья
Удотов Сергей Леонидович
Дело на странице суда
mednogorsky.orb.sudrf.ru
30.09.2021Регистрация административного искового заявления
30.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее