Дело №
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Шеди А.В.,
при секретаре судебного заседания Мальсаговой М.М.,
с участием истца Хаштырова З.К., представителя ответчика Цурова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хаштырова З. К. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о взыскании недополученного денежного содержания, признании незаконными действий, выразившихся в лишении премий и выплат стимулирующего характера,
установил:
Хаштыров З.К. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просит признать незаконными действия начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в лишении (невыплате) ему в 2020 г. премий и выплат стимулирующего характера; взыскать с Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> сумму недополученного денежного содержания за 2020 г. в размере 400 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил государственную гражданскую службу в Управлении Минюста РФ по <адрес> с 2009 года по ДД.ММ.ГГГГ. На дату увольнения работал в должности главного специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Свои обязанности исполнял надлежащим образом и в соответствии с должностным регламентом. Указывает, что за 2020 год ему ни разу не выплачивали ни премий, ни выплат стимулирующего характера, что является нарушением его трудовых прав.
В судебном заседании истец Хаштыров З.К. поддержал заявленные требования, с учетом их уточнений, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Цуров М.М. просил отказать в удовлетворении иска, представил письменный отзыв на исковое заявление.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГЫ 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хаштыров З.К. проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Минюста России по <адрес> и замещал должность главного специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния на основании приказа отДД.ММ.ГГГГ №-лс.
В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ истцу, как гражданскому служащему, устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 4541 руб. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 60 % этого оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-м служебный контракт с Хаштыровым З.К. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен по инициативе представителя нанимателя за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей.
Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ увольнение истца признано незаконным, Хаштыров З.К. восстановлен на федеральной государственной гражданской службе в прежней должности.
Из представленных ответчиком представлений к премированию и приказов о выплате премии за 2020 год усматривается, что истец в указанном году не премировался, в отношении Хаштырова З.К. в 2020 году не вносились представления к премированию и не принимались решения о премировании.
Выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" относится к числу дополнительных выплат, а порядок выплаты премии определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа. Во исполнение положения данного закона приказом Министерства юстиции утверждено Положение о дополнительных и других выплатах от ДД.ММ.ГГГГ N 349 (действующее до ДД.ММ.ГГГГ), предписывающее принятие решения о выплате премии начальником территориального органа Министерства юстиции по представлению руководителей структурных подразделений территориального органа Министерства юстиции России, согласованным с курирующим заместителем начальника территориального органа, и оформляется приказом начальника.
Как указано выше, в 2020 году истцу премия за выполнение особо важных и сложных заданий ответчиком не выплачивалась, со ссылкой на привлечение его к дисциплинарной ответственности и негативной оценкой деятельности работника.
Вместе с тем, привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по инициативе работодателя приказом от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным в судебном порядке.
Оценка личной эффективности в целях премирования в отношении Хаштырова З.К. не может быть поставлена в зависимость от незаконных действий работодателя, не обеспечившего работника Хаштырова З.К. возможностью исполнять свои трудовые обязанности в спорный период, на который пришелся период его незаконного увольнения по инициативе работодателя.
Процедура восстановления на работе заключается в устранении правовых последствий увольнения путем отмены приказа об увольнении работника и фактического предоставления работнику прежней работы, а также устранения работодателем всех негативных для работника последствия незаконного увольнения, в том числе лишения его премии.
В своем отзыве, а также в судебном заседании представитель ответчика указывал на то, что истец не премировался в спорный период в связи с тем, что имел дисциплинарные взыскания, наложенные приказами Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-к и от ДД.ММ.ГГГГ №-к, и негативной оценкой деятельности.
Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что работодателем была дана негативная оценка деятельности Хаштырова З.К. в спорный период (за исключением вышеуказанных приказов Управления о наложении на Хаштырова З.К. дисциплинарных взысканий).
В частности, Управлением в отношении Хаштырова З.К. не проводились служебные проверки в целях установления его соответствия занимаемой должности, профессиональных качеств, не издавались приказы, а также не принимались иные нормативные акты с целью привлечения Хаштырова З.К. к ответственности на основании негативная оценка его трудовой деятельности.
Кроме того, заключением служебной проверки по факту неисполнения поручения Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной комиссией Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, утвержденным начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Хаштыровым З.К. не нарушено исполнений поручений Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Хаштыровым З.К. своих служебных обязанностей, суду не представлено, что свидетельствует о нарушении работодателем трудовых прав Хаштырова З.К.
Исходя из вышеуказанного, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца недополученного денежного содержания за 2020 г., за исключением премирования в феврале, так как приказами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-к и от ДД.ММ.ГГГГ №-к на Хаштырова З.К. были наложены дисциплинарные взыскания.
Определяя сумму взыскания, суд исходит из минимального размера выплат, произведенных гражданским служащим с соответствующий квалификацией работника (в спорный период истец занимал должность главного специалиста-эксперта), из представленных суду приказов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о выплате премии гражданским служащим, о материальном стимулировании (премировании) гражданских служащих.
Так, главным специалистам-экспертам выплачено (минимальный размер):
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О выплате премии гражданским служащим за январь 2020 г.» - 8000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О выплате премии гражданским служащим за март 2020 г.» - 5000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О выплате премии гражданским служащим за июнь 2020г.» - 18000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О выплате премии гражданским служащим за июль 2020 г.» - 11000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О выплате премии гражданским служащим за август 2020 г.» - 6 000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О выплате премии гражданским служащим за 3 квартал 2020 г.» - 4000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О выплате премии гражданским служащим за ноябрь 2020 г.» - 7000 руб.
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О выплате премии гражданским служащим за декабрь 2020 г.» - 4000 руб.
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> «О материальном стимулировании (премировании) гражданских служащих» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс – 30000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> «О материальном стимулировании (премировании) гражданских служащих» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс – 15000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> «О материальном стимулировании (премировании) гражданских служащих» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс – 30000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> «О материальном стимулировании (премировании) гражданских служащих» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс – 30000 руб.;
- приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> «О материальном стимулировании (премировании) гражданских служащих» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс – 30000 руб.
Таким образом, общая сумма подлежащая взысканию с ответчика в пользу Хаштырова З.К. за оспариваемый период составляет 198 000 рублей.
При таких обстоятельствах, требования истца суд находит обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Хаштырова З. К. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о взыскании недополученного денежного содержания, признании незаконными действий, выразившихся в лишении премий и выплат стимулирующего характера удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в лишении (невыплате) Хаштырову З. К. за 2020 год премий и выплат стимулирующего характера.
Взыскать с Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в пользу Хаштырова З. К. сумму недополученного денежного содержания за 2020 год в размере 198 000 (сто девяносто восемь тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ