Дело № 2а-2052/2020
42RS0009-01-2020-002447-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Потапенко А.Д.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«30» июня 2020 г.
административное дело по административному исковому заявлению Новикова А. В. к Администрации города Кемерово об оспаривании постановления Администрации города Кемерово от 19.02.2020 № ### «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями»,
У С Т А Н О В И Л:
Новиков А.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации города Кемерово и просит признать незаконным и отменить постановление Администрации города Кемерово от 19.02.2020 ### «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», обязать административного ответчика - Администрацию города Кемерово устранить нарушения законных прав и законных интересов административного истца путем принятия решения о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (подготовкой и подачей в суд административного иска) в размере 3000 рублей.
Свои требования мотивирует тем, что 18.10.2019 административный истец - Новиков А. В. - обратился в администрации, города Кемерово через МФЦ с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».
К заявлению были приложены копия паспорта, военного билета, документы из ЕГРН и справка БТИ об отсутствии жилья, иные документы, подтверждающие право заявителя на включение его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решением Администрации города Кемерово от 19.02.2020 ### административному истцу было отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Отказ обоснован отсутствием у Новикова А. В. права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма по состоянию на 1 января 2013 года и на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений после 1 января 2013 года.
Считает данное решение не законным и необоснованным по следующим обстоятельствам:
Во-первых, Новиков А. В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать и отец (ЛИЦО_2 и ЛИЦО_3) были лишены родительских прав **.**.****, когда ему было 2 года. До своего совершеннолетия Новиков А.В. воспитывался опекуном - бабушкой ЛИЦО_5, своего жилого помещения не имеет. Поскольку юридическими познаниями административный истец не обладал, он не знал о действующих гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законодательством, и сроках постановки на учет в силу беспечного отношения чиновников государства и опекуна, он своевременно не обратился в соответствующий орган для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, путем включения в список на обеспечение жилым помещением.
Квартира, расположенная по адресу: ..., в которой административный истец был прописан с **.**.**** по **.**.****, ему не принадлежит. Данная квартира является объектом муниципальной собственности Беловского городского округа, что подтверждается справкой МУ «КЗР и МИ ...» от 25.03.2020 ###.
Во-вторых, согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Новиков А. В. хотя и достиг уже возраста 23 лет, но жилым помещением так и не был обеспечен, а следовательно, за ним сохраняется право на обеспечение жилым помещением.
То есть право на предоставление жилья сохраняется у административного истца до фактического обеспечения его жилым помещением. Порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа независимо от возраста указанных лиц. Данные лица, которые на 1 января 2013 г. не были обеспечены жилыми помещениями в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", независимо от возраста указанных лиц. В частности, препятствием к обеспечению их жильем не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до 1 января 2013 г., на учете как нуждающиеся в жилье. При этом, детям-сиротам и лицам из их числа, жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
Жилья у Новикова А.В. не было и нет, что подтверждается справками БТИ и вписками ЕГРН, предоставленными им административному истцу.
Факт достижения Новиковым А.В. возраста 23-х лет не является препятствием для обеспечения его жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Никаких исключений, связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержат.
В-третьих, согласно "Правилам формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397:
В список подлежат включению лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, административный истец имеет полное право на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не смотря на то, что он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилом помещении и не реализовал это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г.
Административный истец Новиков А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель административного Орлова Е.А., действующая на основании доверенности от 31.12.2019 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала.
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление Новиков А.В. не подлежит удовлетворению.
В соответствии п. п.1 2 ст. 1 кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);
6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено, что административный истец Новиков А.В. 18.10.2020г. обратился с заявлением в центр «Мои документы» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот).
Согласно представленным документам к заявлению, а именно: поквартирной карточки в период с **.**.**** по **.**.**** Новиков А.В. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: .... В соответствии с поквартирной карточкой нанимателем жилого помещения являлась ЛИЦО_5, **.**.**** г.р. - бабушка административного истца. Совместно с Новиковым А.В. зарегистрирована (**.**.****) его мать ЛИЦО_3 (лишена родительских прав решением Беловского городского округа народных судей **.**.****). Таким образом, Новиков А.В. был вселен к члену семьи нанимателя, что в свою очередь, порождает право пользования на жилое помещение от своей матери.
Новиков А.В. снят с регистрационного учета по адресу: ... в октябре 2019.
На момент регистрации в жилом помещении по адресу: ..., Новикова А.В. действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР). Так, согласно ст.53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относились его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могли быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживали совместно с нанимателем и вели с ним общее хозяйство.
В соответствии со ст.47 ЖК РСФСР Новиков А.В. приобрел право пользования жилым помещением и согласно Постановлению Конституционного суда РСФСР от 23.06.1995 №8-П после снятия с регистрационного учета право пользования не утратил. Утратившим право пользования на жилое помещение в установленном законом порядке не признан.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без. попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в список включаются:
дети -сироты дети-сироты, лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, лица из числа детей- сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1,4 ст. 8 Закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются регулируется Постановлением Кемеровской области - Кузбасса от 03.10.2019 № 568 «Об обеспечении прав детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на жилые помещения».
Решение об установлении факта невозможности проживания Новиковым А.В. в жилом помещении по адресу: ... материалы дела не содержат, административным истцом не представлено.
Администрацией г. Кемерово принято постановление от 19.02.2020 ### «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» правомерно.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Административным истцом не приведены доводы относительно несоответствия постановления администрации города Кемерово от 19.02.2020 ### «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», какому-либо нормативному правовому акту, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным постановления администрации города Кемерово отсутствуют.
Учитывая вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным постановления администрации города Кемерово от 19.02.2020 ### «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», оснований для возложения на административного ответчика каких-либо обязанностей, взыскания судебных расходов также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 19.02.2020 ### «░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03.07.2020 ░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-2052/2020 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░