УИД 61RS0013-01-2023-001614-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2023 года г.Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Матвиенко Д.Н.,
при секретаре Раевой Н.В.,
с участием представителя ответчика Седусова С.П. – Дроздова В.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к Седусову ФИО10, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности,
У С Т А Н О В И Л:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области обратилось в суд с иском к Седусову С.П., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительными справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ. Седусов С.П. обратился в УПФР с заявлением в назначении ЕДВ в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ. Затем ДД.ММ.ГГГГ. Седусов С.П. обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. В числе рассмотренных территориальным органом ПФР документов находилась справка об установлении инвалидности и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии № № от ДД.ММ.ГГГГ., выданные бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым Седусову С.П. впервые с ДД.ММ.ГГГГ. установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания. Седусову С.П. назначена трудовая пенсия по инвалидности решением от ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. ЕДВ. В дальнейшем выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ продлена на основании справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.выданные бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым Седусову С.П. с ДД.ММ.ГГГГ. установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания бессрочно. <адрес> городским судом <адрес> рассматривалось уголовное дело в отношении бывшего начальника филиала N № Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ФИО2 ФИО11 обвиняемого в получение взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям ФИО2 ФИО12. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год за взятки он оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности. В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат, территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО2, на который получен ответ. Согласно данному ответу, подтвердить законность и обоснованность выдачи справок об установлении инвалидности в отношении Седусова С.П. не представляется возможным. В соответствии с п.2 ст. 9 ФЗ №400, п.3 ч.1 ст. 25 Ф Закона № 181, п. 29 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплат, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 07.04.2017г. №339н, выплата ЕДВ Седусову С.П. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с предоставлением письма ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>». Выплата пенсии по инвалидности прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность в качестве юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному). Права и обязанности УПФР в <адрес> РО были переданы согласно закону и передаточным актам Управлению ПФР в <адрес> (межрайонному).в <адрес>.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) прекратило деятельность в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Ростовской области, с передачей прав и обязанностей согласно закону и передаточным актам.
В соответствии с положениями Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ « О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в состав которых вошли Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании изложенного, истец просит суд признать недействительными с момента выдачи справки серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии № № от ДД.ММ.ГГГГ., выданные Бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО2, об установлении Седусову С.П. второй группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ. бессрочно.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил суд отказать в удовлетворении исковых требований истца к ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России указав следующее. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила действовавшие на период получения ответчиком справки об установлении инвалидности серии № № от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из правил в редакции, действовавшей в ДД.ММ.ГГГГ., медико-социальная экспертиза проводилась бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24 Правил). Сведениями о направлении Седусова С.П. для проведения медико-социальной экспертизы в ДД.ММ.ГГГГ. ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России не располагает. Проверкой установлено, что экспертное решение об установлении инвалидности ответчику ФКУ"ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России не выносилось. Информация о проведенной ДД.ММ.ГГГГ ответчику медико-социальной экспертизе в Единоцй автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе отсутствует. Ссылка истца на рассмотрение <адрес> городским судом <адрес> уголовного дела в отношении бывшего руководителя Бюро N № - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России ФИО13 по обвинению в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении инвалидности не может быть принята в качестве доказательства, подтверждающего требования истца, поскольку отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, установивший факт получения ФИО14 взятки от ответчика в целях выдачи спорной справки об установлении инвалидности. Полагает, необходимым провести по делу судебную медико-социальную экспертизу.
Представитель истца надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ОСФР по <адрес>.
Представитель ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России.
Ответчик Седусов С.П. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, об отложении дела не ходатайствовал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, представителя ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" Минтруда России, ответчика Седусова С.П. в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Седусова С.П. – адвокат Дроздов В.В. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объёме. Суду пояснил, что исковые требования они не признают, так как Седусов С.П. действительно получил травму, обращался в медицинские учреждения за получением помощи. После чего он получил инвалидность, ДД.ММ.ГГГГ ему выдали справку на год, затем ДД.ММ.ГГГГ выдали бессрочно, для дальнейшего обращения в ОСФР за назначением пенсии по инвалидности. Ответчик получал пенсию по инвалидности с 2014 года по ДД.ММ.ГГГГ, когда было вынесено решение о прекращении выплаты. Несостоятельным является довод истца о том, что в отношении заведующего медико-социальным учреждением ФИО2 возбуждено уголовное дело и рассматривается в Гуковском городском суде. До настоящего времени подтверждения возбуждения уголовного дела не имеется, данный факт является не состоятельным и преждевременным. Также пояснил, что его доверитель не привлекался к уголовной или иной ответственности за получение справки об инвалидности.
Выслушав представителя ответчика Седусова С.П., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно справки и выписки из акта медицинского освидетельствования серии № № от ДД.ММ.ГГГГ., выданных Бюро N № - филиалом Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Седусову С.П. повторно установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания бессрочно.
На основании указанной справки об инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, по заявлениям Седусова С.П. Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ему назначены с ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия по инвалидности, и с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).
В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат, территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО2.
Согласно полученному ответу за № № от ДД.ММ.ГГГГ подтвердить законность и обоснованность выдачи справок об установлении инвалидности в отношении Седусова С.П. не представляется возможным.
По информации Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ), используемой с ДД.ММ.ГГГГ года, данных по проведению МСЭ Седоусову С.П. нет. Проверкой архивов ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России установлено, что на бумажных носителях данные о проведении МСЭ Седусову С.П. отсутствуют (л.д.№
В представленной копии амбулаторной карты Седусова С.П.. ДД.ММ.ГГГГ г.р., информация подтверждающая наличие группы инвалидности отсутствует (л.д.№).
По ходатайству представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза.
Согласно сообщению руководителя – главного эксперта по МСЭ ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 следует, что при проведении судебной медико-социальной экспертизы исследованию подлежат имеющиеся в деле медицинские документы и другие материалы, в том числе результаты внесудебной медико-социальной экспертизы (акты и протоколы освидетельствования в бюро МСЭ, включая направление больного на МСЭ лечебно-профилактического учреждения). При изучении представленного судом гражданского дела на Седусова С.П. выявлено, что в Федеральной государственной системе «Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ФГИС ЕАВИИАС), используемой с ДД.ММ.ГГГГ года в Учреждении и в бумажном архиве бюро №-филиала Учреждения сведения о проведении медико-социальной экспертизы Седусову С.П. отсутствуют. Согласно ответа главного врача ГБУ РО «ЦГБ» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Седусов С.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы не направлялся. Акт и протокол проведения МСЭ Седусова С.П. в бюро, главном бюро ФКУ «ГБ в <адрес>» Минтруда России за ДД.ММ.ГГГГ год и более поздний период в материалах дела отсутствует, в связи с чем, провести судебную медико-социальную экспертизу не представляется возможным, согласно действующим нормативно-правовым актам (л.д.№).
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 г. N 31 (действовавшего до 13.06.2021) (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом.
В соответствии с пунктами 2, 5 - 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
В соответствии с п. 13 Правил установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25);решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации(пункт 36).
Критерием для определения второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.
В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья.
Согласно пункту 26 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В силу пункта 29 Правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (Главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Пунктом 35 Правил установлено, что выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим филиалом (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Из вышеприведенных норм следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Учитывая, что ответчик Седусов С.П. получил справку об инвалидности в Бюро N № - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по <адрес>" в нарушение порядка прохождения медицинского освидетельствования, так как направление на медико-социальную экспертизу не получал, в установленном законом порядке медико-социальную экспертизу не проходил, медико-экспертные документы Седусова С.П. в службе медико-социальной экспертизы отсутствуют, поскольку туда никем не представлялись, суд приходит к выводу о незаконном получении им справки МСЭ без проведения освидетельствования, и соответственно является основанием для признания справки об инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, выданных на имя ответчика недействительными.
В соответствии с ч.1ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в местный бюджет, то есть с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к Седусову ФИО15, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности № № от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина признанного инвалидом серии № № от ДД.ММ.ГГГГ., выданные бюро № филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», согласно которым Седусову ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, повторно установлена инвалидность 2 (второй) группы с ДД.ММ.ГГГГ. бессрочно.
Взыскать с Седусова ФИО17 госпошлину в местный бюджет в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месячного срока со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья__________
Окончательный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.