Решение по делу № 2-4647/2021 от 17.08.2021

копия

УИД 03RS0005-01-2021-009659-59

дело № 2-4647/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2021 года                  город Уфа

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шаймиева А.Х.,

при секретаре Султановой Ф.И.,

с участием представителя истца Филиппова Н.Ю.ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ б/н,

представителя ответчика Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и третьего лица МБУ «Служба сноса и расселения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Макаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова Н. Ю. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить в собственность жилое помещение,

установил:

Филиппов Н.Ю. обратился в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить в собственность жилое помещение.

В обоснование исковых требований истец указал, что истцу на праве собственности принадлежит двухкомнатная <адрес> общей площадью 21,0 кв.м., расположенная на втором этаже многоквартирного <адрес> по адресу: <адрес>, кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно выписки из реестра аварийных домов от ДД.ММ.ГГГГ, сформированной с использованием информационной системы «Реформа ЖКХ», указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции Постановлением № 5372 от 08 декабря 2014 года Администрации ГО г. Уфа и включен в республиканскую адресную программу РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 – 2021 года (Постановление Правительства РБ № 99 от 31 марта 2015 года).

На основании изложенного, истец просит суд признать за Филипповым Н.Ю. право на предоставление другого жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным; обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, предоставить в собственность Филиппову Н.Ю. жилое помещение – двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 21 кв.м. в <адрес>.

Истец Филиппов Н.Ю. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца Филиппова Н.Ю.ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме по доводам изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан и третьего лица МБУ «Служба сноса и расселения» городского округа <адрес> Республики Башкортостан в лице ФИО3 в судебном заседании в исковых требованиях просила отказать, пояснила, что истцу неоднократно предлагалось право выбора квартир, расположенных по адресам: <адрес> и по адресу: <адрес> .

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, дав им оценку, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ввиду надлежащего извещения о дне рассмотрения дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пункта 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилого фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 приведенного выше Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилого фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ. Частью 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. По смыслу указанной правовой нормы обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В то же время, включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо для его выкупа.

Судом установлено, что истец является собственником двухкомнатной <адрес> общей площадью 21,0 кв.м., расположенной на втором этаже многоквартирного <адрес> по адресу: <адрес>, кадастровый , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная квартира принадлежит истцу по праву на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации города № 5372 от 08 декабря 2014 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции (реставрации), включен в республиканскую Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 - 2021 годы (далее - Программа), утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан 31 марта 2015 года № 99.

В приложении к названной Программе указан многоквартирный жилой по адресу: <адрес> (р. 34), планируемая дата окончания переселения жилого дома - ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истец выбрал способ предоставления другого благоустроенного жилого помещения.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено другое жилое помещение взамен изымаемого. При этом при реализации Программы в стоимость предоставляемого по договору мены жилого помещения засчитывается размер возмещения за изымаемое жилое помещение, определяемый в соответствии с условиями Программы исходя из планируемого значения размера возмещения и площади изымаемого жилого помещения (п. 4.8. Программы, утв. Постановлением Правительства Республики Башкортостан 31 марта 2015 года № 99).

Согласно разъяснений содержащихся в пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Из технического паспорта на квартиру следует, что квартира, принадлежащая истцу состоит из двух жилых комнат общей площадью 11,5 кв.м. и 5,3 кв.м., коридора – 4,2 кв.м., всего общей площадью 21,0 кв.м.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

В данном случае жилой дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При таких обстоятельствах доводы представителя истца об ухудшении жилищных условий по предлагаемым ответчиком вариантов квартир при переселении их в другое жилое помещение, состоящее из меньшего количества комнат, чем занимаемая ими квартира, состоящая из двух комнат, является ошибочным, поскольку согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому. Данные требования ответчиком были выполнены. Положения части 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентируют предоставление того же количества комнат в коммунальной квартире, ответчики же занимали отдельную квартиру и им было предложено изолированное благоустроенное жилое помещение, что не свидетельствует о предоставлении им квартиры с худшими потребительскими качествами и не может быть расценено как ухудшение их жилищных условий.

На иные обстоятельства неравнозначности предоставляемого жилого помещения взамен аварийного истец не ссылался.

Однако суд приходит к выводу поскольку плановая дата окончания расселения до ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному МКД, то, следовательно, срок предоставления иного благоустроенного помещения, не истек. От предложений ответчика о предоставлении иного благоустроенного жилья истец отказался, однако данный отказ не является отказом от выбранного Филипповым Н.Ю. способа реализации жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения в собственность, а также с учетом разумных сроков (с даты вынесения решения суда) и срока окончания республиканской адресной программы суд считает необходимым требования истца удовлетворить частично, обязав Администрацию ГО <адрес> РБ предоставить истцу в собственность благоустроенное жилое помещение не менее 21 кв.м. в черте <адрес>.

Вместе с тем, требования Филиппова Н.Ю. о признании за ним права на предоставление другого жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным, удовлетворению не подлежат, поскольку указанное право закреплено за истцом законодательно. Кроме того, требования истца в части установления срока предоставления в собственность иного благоустроенного помещения также не могут быть удовлетворены, поскольку по смыслу приведенных выше правовых норм определяется общая площадь предоставляемого жилого помещения, срок предоставления не указывается.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 - ГПК РФ суд:

решил:

Исковые требования Филиппова Н. Ю. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить в собственность жилое помещение – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предоставить Филиппову Н. Ю. в собственность благоустроенное жилое помещение не менее 21 кв.м. в черте г. Уфы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья     подпись                             А.Х. Шаймиев

2-4647/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Филиппов Никита Юрьевич
Ответчики
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Другие
Служба сноса и расселения
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Судья
Шаймиев Азамат Хамитович
Дело на странице суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
16.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее