Решение по делу № 2-596/2023 от 07.08.2023

Гражданское дело № 2-596/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Крыловская

Крыловского района Краснодарского края      «17» ноября 2023 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Береза Т.Н.,

при секретаре Боровик И.Д.,

с участием истца Мартыновой Е.С., представителя действующей по ордеру от 07.08.2023 г. - адвоката Зуб Т.В., представителя ответчика действующей по доверенности Лобода Л.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Е.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о взыскании суммы недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по апрель ДД.ММ.ГГГГ года, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов,

установил:

    ДД.ММ.ГГГГ в суд обратилась Мартынова Е.С. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о взыскании суммы недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с января 2010 года по апрель 2023 года, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов.

    В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

    ДД.ММ.ГГГГ умер её муж М.А.А., который являлся инвалидом- чернобыльцем. Ей была назначена государственная пенсия по потере кормильца. Государственная пенсия была ей назначена в соответствии со ст. 29 Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1.

    В соответствии с п.1) ч.4 ст. 15 Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, членам семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Истицей указано, что её муж получил увечья, при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС, о чем свидетельствует извещение лечебно –профилактического учреждения о заключении учреждения государственной службы медико- социальной экспертизы, выданной в ДД.ММ.ГГГГ году. Указанные документ так же предоставлялся учреждениям социальной защиты населения в <адрес>.

Помимо прочего в материалах пенсионного дела, помимо указанного документа так же имелось Решение экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ, которое свидетельствует, что причина смерти моего мужа связана с воздействием радиационных факторов аварии.

    Истицей указано, что в пенсионный фонд и в учреждения социальной защиты предоставлялась копия военного билета её мужа.

Из иска следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году истице была назначена пенсия по случаю потери кормильца. Указанная пенсия была ей начислена в размере 250 % базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной –ФЗ и начислялась в соответствии с п.3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ. С ДД.ММ.ГГГГ базовая часть трудовой пенсии носила фиксированный размер и составляла 660 рублей, таким образом, как считает истица, она должна была получать пенсию по случаю потери кормильца в размере 1650 рублей, однако указанной суммы она так и не получала.

    С ДД.ММ.ГГГГ в связи в внесенными изменениями б в п.3 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии по случаю потери кормильца был установлен в размере 125% размера социальной пенсии и составил 3202 рубля 50 копеек.

Истица считает, что пенсия по случаю потери кормильца ей была назначена не правильно.

    Так пенсия по случаю потери кормильца была ей назначена в соответствии с п.3 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ т.е. пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере: другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Однако, как считает истица, пенсия должна была быть установлена в соответствии с п.1) ч.4 ст. 15 Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, членам семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона по следующим основаниям.

Истицей указано, что её муж М.А.А. был призван на военные сборы и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года( справка из Павловского военкомата) Подтверждению тому, что её муж был призван и принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС служит и запись в военном билете на его имя. Таким образом, её муж являлся военнослужащим, а она член его семьи.

Кроме того, как указано истицей её муж являлся инвалидом второй группы инвалидности, о чем свидетельствует соответствующая справка МСЭ. Указанная справка МСЭ была оформлена в соответствии с извещением лечебно- профилактического учреждения о заключении учреждения государственной службы медико- социальной экспертизы Согласно указанного заключения Её мужу была установлена 2я группа инвалидности бессрочно в связи с увечьем полученном при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС.

Истицей указано, что сразу после его смерти она обратилась в соответствующие органы с требованием о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, как члена семьи военнослужащего. Управлением социальной защиты населения в Крыловском районе все её документы были приняты к рассмотрению. В её распоряжении имеется Решение экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что причина смерти её мужа связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Истица указывает, что ею неоднократно предпринимались меры по возмещению денежных средств по недоплаченной ей пенсии по случаю потери кормильца и назначению пенсии по иным основаниям.

Так ею было составлено и направлено письмо в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ, письмо от ДД.ММ.ГГГГ, о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца по иным основаниям и взыскании задолженности по выплатам. Так же она обращалась и в прокуратуру Крыловского района, как пенсионер, однако мер не было принято.

Из иска следует, что в ответе отделения пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что нетрудоспособным членам семьи военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается при условии установления причинной связи смерти кормильца с военной травмой, все документы, переданные мною в органы социальной защиты и пенсионный фонд свидетельствовали о наличии такой причинно- следственной связи.

Однако сноски, как указывает истица, на нормативный акт, определяющий указанный вывод Пенсионного фонда нет. Вместе с тем, согласно его ответа в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , указанная причина смерти подтверждается заключением учреждения Государственной службы медико- социальной экспертизы. При этом отсылка Пенсионного фонда на указанный нормативный акт является недопустимой, поскольку он утратил силу в ДД.ММ.ГГГГ году.

Таким образом, как считает истица, на получателя государственной пенсии по потере кормильца не было обязательства прилагать к заявлению о назначении такой пенсии с обязательном приложением заключения СМЭ о наличии причинно- следственной связи с « Наличием увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС». Все документы, удостоверяющий указанный факт были в распоряжении государственных органов при изначальном назначении пенсии.

Из иска следует, что согласно ответа пенсионного фонда истица на данный момент получала пенсию по потере кормильца, 8656.01 рубль, что приравнивается к 125 %, вместо 200 % размера социальной пенсии, что незаконно и с этим согласился Пенсионный фонд, приняв её заявление о перерасчете этой пенсии.

По мнению истицы, с момента назначения указанной пенсии, она была рассчитана не правильно исключительно по вине государственных органов, а следовательно она имеет право на сумму недоплаченной ей государственной пенсии по потере кормильца начиная со дня смерти её супруга.

Истицей указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Мартыновой Е.С. и адвокатом Зуб Т.В. был заключен договор юридических услуг. Согласно пункта 1.2. указанного договора исполнитель обязуется подготовить исковое заявление в суд и обеспечить представительство Мартыновой Е.С.. В суде первой инстанции. Так сумма оплаты юридических услуг составила 40 000 рублей. Мартынова Е.С. полностью оплатила указанную сумму путем внесения суммы на расчетный счет Крыловского филиала КККА Адвокатской палаты <адрес>. Истица считает, что указанная сумма подлежит возмещению в полном объеме, поскольку адвокатом была письменно сформулирована правовая позиция и составлено исковое заявление, так же она будет поддерживать её интересы в суде первой инстанции.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами истица просит суд взыскать с Пенсионного фонда России в лице отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ (по <адрес>) в пользу Мартыновой Е.С. задолженность по выплате пенсии по случаю потери- кормильца в размере 592 036 (Пятьсот девяносто две тысячи тридцать шесть рублей) 60 копеек за период с сентября 2004 года по октябрь 2022 года; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 860 673 (Восемьсот шестьдесят тысяч Шестьсот семьдесят три) рубля 21 копейку за период с сентября 2004 года по октябрь 2022 года. Взыскать с Пенсионного фонда России в лице отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ ( по <адрес>) сумму судебных издержек на оплату услуг представителя в пользу Мартыновой Е.С. в размере 40 000 (Сорок тысяч ) рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истицей Мартыновой Е.С. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены исковые требования, согласно которых истица просит взыскать с Пенсионного фонда России в лице отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ (по <адрес>) в пользу Мартыновой Е.С. задолженность по выплате пенсии по случаю потери- кормильца в размере 559 504 рубля 32 копейки за период с января ДД.ММ.ГГГГ года; Проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 046 рублей 77 копеек за период с января ДД.ММ.ГГГГ года. Взыскать с Пенсионного фонда России в лице отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ ( по <адрес>) сумму судебных издержек на оплату услуг представителя в пользу Мартыновой Е.С. в размере 40 000 рублей.

    В судебном заседании истица Мартынова Е.С., а так же её представитель-адвокат Зуб Т.В. уточненные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

    В судебном заседании представители ответчика ГУ Пенсионного Фонда Российской Федерации Лобода Л.В., Синицкая С.В. против исковых требований возражали, указав, что согласно документам пенсионного дела, как вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС-М.А.А., Мартыновой Е.С. выплачивалось две пенсии с ДД.ММ.ГГГГ; трудовая пенсия по старости и государственная пенсия по случаю потери кормильца. Размер пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ был установлен в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ, в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной № 173-ФЗ. С ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесенными изменениями в п. 3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ размер второй пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ был установлен в размере 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 166-ФЗ.Государственная пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8656, 01 руб. ( 6924,81*125%) была рассчитана и выплачивалась в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Копия решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ выданное Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию «Ростовский государственный медицинский университет» о том, что смерть М.А.А. наступила вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС имелось в наличии в деле Мартыновой Е.С. как получателя мер социальной поддержки в УСЗН <адрес>. На основании личного заявления Мартыновой Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительно представленного заключения от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Бюро -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», медико-социальной экспертизы об установлении причинной связи смерти супруга с военной травмой, полученной в результате аварии на Чернобыльской АЭС, размер пенсии по случаю потери кормильца Мартыновой Е.С. установлен в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ ( 200% размера социальной пенсии, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Закона от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно пункту 2 части 2 статьи 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения. Государственная пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ установлена и выплачивается в полном соответствии с нормами законодательства в сумме 14306,66 руб. (7153, 33*200%). Пенсия Мартыновой Е.С. выплачивалась на основании предоставленных ею документов. Недополученные суммы пенсии отсутствуют.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

    Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Осуществляя предоставленные ему полномочия в сфере пенсионного обеспечения, законодатель урегулировал отношения, связанные с реализацией права граждан на получение пенсии, установив при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых пенсиях", часть первая статьи 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей").

В то же время отдельным категориям граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, законодатель, действующий в рамках своих дискреционных полномочий, предоставил - в порядке исключения из общего правила - право на одновременное получение двух пенсий (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 2 статьи 5 Федерального закона "О страховых пенсиях", части вторая - четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей").

Данное право непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено и представляет собой социальную льготу. При установлении круга лиц, на которых она распространяется, а также условий ее предоставления федеральный законодатель в ряде случаев использует особый правовой механизм приравнивания одной категории граждан к другой, уже обладающей в силу закона правом на получение данной социальной льготы. Применение такого правового механизма само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями, в том числе с принципами равенства и справедливости, при условии, что основанием для подобного приравнивания служит действительное сходство фактического положения (обстоятельств) граждан, формально принадлежащих к различным категориям, которое обусловливает необходимость распространения отдельных элементов правового статуса основной категории граждан на приравниваемых к ним субъектов.

    Материалами дела установлено, что пенсия по случаю потери кормильца Мартыновой Е.С. назначена в соответствии с п. 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ

    Согласно пункту 2 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, а также пункту 1 статьи 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

    Вместе с тем пунктом 3 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ отдельным категориям граждан предоставлено право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с настоящими федеральными законами.

    В частности, подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ право на одновременное получение двух пенсий предоставлено гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона от ДД.ММ.ГГГГ Им могут устанавливаться пенсия трудовая пенсия по старости по нормам Закона от ДД.ММ.ГГГГ и пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная Законом от ДД.ММ.ГГГГ ( независимо от причины смерти кормильца).

    Нормами пункта 3 статьи 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон от ДД.ММ.ГГГГ) членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

    Круг лиц, имеющих право на указанную пенсию, определяется в соответствии с нормами пункта 3 статьи 29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как условия и порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы устанавливаются в соответствии с нормами статей 8 и 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ

    Так нетрудоспособным членам семьи военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается при условии установления причинной связи смерти кормильца с военной травмой.

    Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено право граждан на выбор вида получаемой пенсии.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в частности:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.

К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) предусмотрено, в том числе супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" исполнение обязанностей военной службы в рамках реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (часть 1 статья 59 Конституции Российской Федерации) может осуществляться не только собственно военнослужащими, но и гражданами, проходящими военные сборы, участие в которых в период пребывания в запасе является составной частью воинской обязанности граждан Российской Федерации (преамбула, пункт 1 статьи 1); при этом как военнослужащий, так и гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в частности, в случае участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф (подпункт "п" пункта 1 статьи 37).Из данных законоположений следует, что исполнявшими обязанности военной службы считаются и граждане, которые, будучи военнообязанными, были призваны на специальные сборы и направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По общему правилу, граждане, призванные на военные сборы, имеют иной, чем у военнослужащих, статус с учетом существенных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Такое правовое регулирование основано на объективно существующих различиях в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на относящихся к соответствующим категориям граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 338-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2065-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 230-О).

В то же время в силу абзаца второго пункта 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случаях и порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих.

Учитывая, что военнообязанные, призванные на специальные военные сборы и направленные для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так же как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, т.е. действовали в публичных интересах, причем в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, и, таким образом, фактически находились в равном с военнослужащими положении, федеральный законодатель распространил на таких граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы (абзац первый пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Тем самым военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 395-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 689-О).

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

    В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами « О трудовых пенсиях в рФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного постановлением Министерства и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , указанная причина смерти подтверждается заключением учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы.

    При наличии соответствующего заключения учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, как вследствие военной травмы по нормам подпункта 1 пункта 4 статьи 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ

    Согласно п. 2 ч. 2 статьи 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

    Материалами дела установлено, что муж истицы Мартыновой Е.С.-М.А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением ЗАГС <адрес> отдела ЗАГС <адрес>.

    Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ М.А.А. за время работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе Управления строительства получена доза внешнего гамма-облучения 15,3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ выданного Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию «Ростовский государственный медицинский университет», следует, что причина смерти М.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

    Как следует из материалов пенсионного дела, ДД.ММ.ГГГГ Мартыновой Е.С. в УПФР в <адрес> подано заявление о назначении пенсии по возрасту.

    ДД.ММ.ГГГГ Мартыновой Е.С. в УПФР в <адрес> подано заявление о назначении пенсии по потери кормильца.

    В связи с чем, Мартыновой Е.С., как вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС-М.А.А. выплачивалось две пенсии с ДД.ММ.ГГГГ: трудовая пенсия по старости и государственная пенсия по случаю потери кормильца.

    Размер пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ был установлен в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ, в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной № 173-ФЗ.

     С ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесенными изменениями в п. 3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ размер второй пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ был установлен в размере 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 166-ФЗ.

    Государственная пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8656, 01 руб. ( 6924,81*125%) была рассчитана и выплачивалась в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

    Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ при передаче функций и документов получателей пособий из органов УСЗН в Пенсионный фонд специалистами Клиентской службы ( на правах отдела) <адрес> копия решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ приобщено в пенсионное дело.

    Согласно п. 38 Постановления Правления Пенсионного фонда России от ДД.ММ.ГГГГ п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному обеспечению» члены семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, при обращении за назначением пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ, с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), в дополнение к документам, предусмотренным пунктом 35 Административного регламента, представляют документы: подтверждающие, что умерший кормилец получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; подтверждающие, что умерший кормилец пострадал в результате других радиационных или техногенных катастроф; подтверждающие, что кормилец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; о трудовом стаже умершего кормильца.

    Как следует из материалов дела, и не оспорено сторонами в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Мартынова Е.С. обратилась в ОСФР по <адрес> с заявлением о перерасчете пенсии в связи с изменением условий назначения социальной пенсии и ей было дополнительно представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Бюро -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», причина смерти М.А.А. связана « увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС» и повторно решение Экспертного Совета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого следует, что причина смерти связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и    Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов» МЭС проводит экспертизу по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов и принимает решение о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.

    Согласно пп. К п. 22 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О признании лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится бюро, на основании заявления гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с целью проведения медико-социальной экспертизы по определению причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

    На основании пп.1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, членам семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего)-200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

    Согласно материалам дела, размер пенсии по случаю потери кормильца Мартыновой Е.С. установлен с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ (200 % размера социальной пенсии, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Закона от 15.12.2001г.).

    Согласно пункту 2 части 2 статьи 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.

     Как следует из пояснения сторон, а так же из материалов дела, государственная пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ установлена и выплачивается в полном соответствии с нормами законодательства в сумме 14306,66 руб. ( 7153,33*200%).

    Судом дана оценка доводу истца о том, что супруг истицы М.А.А. был призван на военные сборы и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 13.10 1986 года по ДД.ММ.ГГГГ. Действительно военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 395-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 689-О, определение от ДД.ММ.ГГГГ N 1-О).

    В соответствии федеральным законом №419-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ подпункт 1 пункта 4 ст. 15, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, членам семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере претерпел с ДД.ММ.ГГГГ изменения:

    1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, дополнен «вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании», на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

    Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, то есть при наступлении инвалидности вследствие военной травмы, инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, указанная редакция также вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

    При разрешении спора судом принято во внимание, что в соответствии с пунктом 95 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 958н, для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания представляется, в том числе, заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии, подтверждающее причину смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

    ДД.ММ.ГГГГ в отношении М.А.А. проведена медико-социальная экспертиза причины смерти инвалида, по результатам которой причина смерти М.А.А. связана с «увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано в аварией на ЧАЭС», заключение № было представлено истицей в отделение фонда пенсионного и социального страхования ДД.ММ.ГГГГ вместе с заявлением и с ДД.ММ.ГГГГ ей назначено в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ (200 % размера социальной пенсии).

    Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих спорные отношения, следует, что условием назначения вдове гражданина, призванного на военные сборы, 200 % размера социальной пенсии является подтверждение факта, что смерть указанного лица наступила вследствие военной травмы.

    Термин "военная травма" в контексте Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации применен в качестве юридико-технического сокращения, без конкретизации заболеваний, причин их возникновения, а также обязанностей военной службы, при исполнении которых эти заболевания получены военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы.

    Причинная связь конкретных заболеваний, увечий (ранения, травмы, контузии) у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с прохождением военной службы в силу ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливается военно-врачебной экспертизой, или учреждениями медико-социальной экспертизы.

    Судом установлено, что в настоящее время Мартынова Е.С. является вдовой инвалида - ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и получателем государственных пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

    Оснований к наличию у истца права для установления пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ (200 % размера социальной пенсии) в более ранние сроки судом не установлено, как и основания для применения подпункта 2 пункта 4 статьи 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ (150 % размера социальной пенсии) за указанный истцом период с января 2010 года по апреля 2023 г.

    При изложенных обстоятельствах, правовые основания для взыскания задолженности по выплате пенсии по случаю потери кормильца, отсутствуют.    

    Разрешая требования в части взыскания процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ, суд исходит из следующего.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

    Как следует из "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), если иной размер процентов не установлен законом или договором, размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых за периоды просрочки, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, определяется на основании ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (п. 1 ст. 395 ГК РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

    Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

    Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Пенсионный фонд Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением, осуществляющим управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

    Пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

    Правоотношения истца и ответчика не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд считает необходимым отметить, в частности, на то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит указаний о возможности применения к отношениям по пенсионному обеспечению, имеющим публично-правовой характер, положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами.

    При разрешении требования истицы Мартыновой Е.С. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей, суд исходит из следующего.

    В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, с учетом того, что истцу Мартыновой Е.С. отказано в удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Мартыновой Е.С. в части взыскания судебных расходов.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

    Уточненные исковые требования Мартыновой Е.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о взыскании суммы недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с января <данные изъяты>, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Крыловской районный суд.

Судья подпись Т.Н. Береза

Мотивированное решение изготовлено 24.11.2023 г.

2-596/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартынова Елена Степановна
Ответчики
Пенсионный фонд России в лице отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ
Суд
Крыловской районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
krilovskoy.krd.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Подготовка дела (собеседование)
25.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
17.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее