Дело № 2а-121/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
05 октября 2018 года пос. Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Лыкова Ю.А.,
при секретаре Соколовой Т.П.,
с участием процессуального административного истца – помощника прокурора Молоковского района Тверской области Лебедевой А.Г..
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области о признании незаконным бездействия по непринятию нормативно правового акта, регламентирующего порядок газоснабжения, и возложении обязанности устранить нарушения,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав следующим.
Прокуратурой Молоковского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района законодательства о газоснабжении, в ходе которой установлено, что административным ответчиком нарушаются требования федерального законодательства при реализации полномочий в указанной сфере правоотношений.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное полномочие городского поселения закреплено в п. 4 ст. 8 Устава муниципального образования «Обросовское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов Обросовского сельского поселения от 23.01.2017 № 45.
Реализация указанного полномочия в силу п. 6 ст. 31 Устава муниципального образования возложена на администрацию Обросовского сельского поселения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ) газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований (ст. 3 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ).
В силу ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Устава Обросовского сельского поселения организация газоснабжения населения на территории муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района относится к полномочию сельского поселения и находится в компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории Обросовского сельского поселения Молоковского района население обеспечивается газом, поставляемым газоснабжающей организацией в металлических баллонах.
До настоящего времени на территорию сельского поселения газораспределительная сеть для поставки природного газа не доведена.
Администрацией Молоковского района 23.07.2018 утвержден график обеспечения газоснабжения поселений Молоковского района (приложение № 1 к постановлению от 23.07.2018 № 114), согласно которому на территории Обросовского сельского поселения сжиженный газ в металлических баллонах доставляется ежемесячно, в том числе по направлению д.Покров, д.Обросово и д.Черкасово.
Вместе с тем административным ответчиком порядок организации газоснабжения населения на территории сельского поселения до настоящего времени не разработан и не принят.
При таких обстоятельствах на территории Обросовского сельского поселения Молоковского района нормативно не регламентирована организация газоснабжения населения как при поставке сжиженного газа в металлических баллонах, так и при поставке природного газа через газораспределительную сеть.
Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на обеспечение газоснабжением является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
На основании ст. 4 Федерального закона от 07.02.1997 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение услуги, соответствующей по качеству требованиям, предусмотренным законами или в установленном порядке.
В настоящее время газоснабжение населения Обросовского сельского поселения Молоковского района осуществляется газоснабжающей организацией в произвольной форме, нормативно порядок газоснабжения не определен.
Ргнорирование административным ответчиком вышеуказанных требований федерального законодательства нарушает право неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РЅР° надлежащее газоснабжение РІ установленном РЅР° муниципальном СѓСЂРѕРІРЅРµ РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Как указано в ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.
Согласно ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу того, что администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района не выполняются обязанности, возложенные на нее вышеуказанным законодательством, то они подлежат возложению на ответчика в судебном порядке.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут проживать на территории городского поселения, согласно конституционному праву граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно.
В судебном заседании представитель процессуального административного истца помощник прокурора Молоковского района Лебедева А.Г. заявленные прокурором Молоковского района Тверской области административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Административный ответчик – представитель администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных административных исковых требований не представил.
Заинтересованное лицо – представитель администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных административных исковых требований не представил.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное полномочие городского поселения закреплено в п. 4 ст. 8 Устава муниципального образования «Обросовское сельское поселение» (л.д.11-19), утвержденного решением Совета депутатов Обросовского сельского поселения от 23.01.2017 № 45.
Реализация указанного полномочия в силу п. 6 ст. 31 Устава муниципального образования возложена на администрацию Обросовского сельского поселения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ) газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований (ст. 3 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ).
В силу ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Устава Обросовского сельского поселения организация газоснабжения населения на территории муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района относится к полномочию сельского поселения и находится в компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Судом установлено, что на территории Обросовского сельского поселения Молоковского района население обеспечивается газом, поставляемым газоснабжающей организацией в металлических баллонах.
До настоящего времени на территорию сельского поселения газораспределительная сеть для поставки природного газа не доведена.
Администрацией Молоковского района 23.07.2018 утвержден график обеспечения газоснабжения поселений Молоковского района (приложение № 1 к постановлению от 23.07.2018 № 114), согласно которому на территории Обросовского сельского поселения сжиженный газ в металлических баллонах доставляется ежемесячно (л.д.21).
Вместе с тем административным ответчиком порядок организации газоснабжения населения на территории сельского поселения до настоящего времени не разработан и не принят.
На основании ст. 4 Федерального закона от 07.02.1997 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение услуги, соответствующей по качеству требованиям, предусмотренным законами или в установленном порядке.
В настоящее время газоснабжение населения Обросовского сельского поселения осуществляется газоснабжающей организацией в произвольной форме, нормативно порядок газоснабжения не определен.
Таким образом, на территории муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района нормативно не регламентирована организация газоснабжения населения как при поставке сжиженного газа в металлических баллонах, так и при поставке природного газа через газораспределительную сеть.
Не выполнение административным ответчиком вышеуказанных требований федерального законодательства нарушает право неопределенного круга лиц, на надлежащее газоснабжение в установленном на муниципальном уровне порядке.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором административные исковые требования к администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Тверской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ суд полагает правильным для разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего организацию газоснабжения населения, установить административному ответчику срок в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное исковое заявление прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, регламентирующего организацию газоснабжения населения.
Возложить на администрацию муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий организацию газоснабжения населения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 05 октября 2018 года.
Председательствующий Ю.А. Лыков