Решение по делу № 2-141/2024 (2-4298/2023;) от 17.10.2023

№ 2-141/2024

26RS0029-01-2023-005487-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2024 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пилипенко А.В.,

при секретаре судебного заседания Шихаминове Ш.Д.

с участием представителя истца ФКУ Упрдор «Кавказ» по доверенности Комароцкой А.В., Васюкова А.В., представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и ответчика Правительства Ставропольского края Шкальной Ю.И., представителя Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Клименко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Федерального каченного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, третье лицо Управление Росреестра по Ставропольскому краю об обязании внести изменения в сведения ЕГРН об описании местонахождения границы особо охраняемой природной территории

УСТАНОВИЛ:

Федеральное каченное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» обратились в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, об обязании внести изменения в сведения ЕГРН об описании местонахождения границы особо охраняемой природной территории.

Исковые требования мотивированы тем, что истец на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 301745 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки (территории) общего пользования, местоположение: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о праве . На данном земельном участке расположен участок автомобильной дороги федерального значения. Границы земельного участка установлены, сведения об описании местоположения границ земельного участка содержатся в ЕГРН.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером частично входят в границы особо охраняемой территории: памятника природы «Гора Машук».

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в адрес ФКУ Упрдор «Кавказ» было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы подписания охранного обязательства.

Исполнить данное требование Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не представляется возможным в виду того, что использование земельных участков в границах полосы отвода и режим хозяйственного использования памятника природы краевого значения «Гора Машук» противоречат друг другу.

Сведения об особо охраняемой природной территории: Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ присвоением реестрового номера .

Граница памятника природы краевого значения «Гора Машук» утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 26.04.2016 № 169 «Об утверждении границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

В рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию, в том числе обосновывающему изменение границ, и корректировке границ особо охраняемых природных территорий, расположенных в Минераловодском городском округе, городах Пятигорск и Железноводск, для обеспечения государственных нужд Ставропольского края Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края были произведены работы по корректировке границы памятника природы.

В результате допущенной ошибки при определении координат характерных точек, после внесения изменений в координаты границ произошло наложение границы особо охраняемой природной территории «Гора Машук» на участок автомобильной дороги федерального значения, расположенной на земельном участке с кадастровым номером .

Вывод о допущенной ошибке при определении координат характерных точек границы памятника природы краевого значения «Гора Машук» сделаны при изучении схемы границ памятника опубликованной на сайте: https://mpr26.ru/oopt/pamyatniki-prirody/gora-mashuk, из которой видно, что земельный участок с кадастровым номером является смежным с границами памятника природы и не имеет пересечений или наложений.

Кроме того, согласно п. 10 Паспорта памятника природы краевого значения описании местоположения памятника природы указано: «На северо-западе рядом с границей памятника природы проходит автодорога Пятигорск-Иноземцево, на востоке - объездная автодорога.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 07.02.2022, по иску Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на ФКУ Упрдор «Кавказ» возложена обязанность подписать и направить в Министерство природных ресурсов охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номер .

Исполнить вышеуказанное решение суда не представляется возможным по причине наличия ошибки в сведениях ЕГРН в части пересечения границы памятника природы с автомобильной дорогой М-4 «Дон» Владикавказ – Грозный – Махачкала км 370+422км - 382+184км.

Учитывая изложенное просили суд обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обеспечить внесение изменений в границы Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» (реестровый номер ) путем подготовки соответствующей xlm-схемы на основании следующих координат: существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие ; уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные .

Истец представители ФКУ Упрдор «Кавказ» Комароцкая А.В., Васюков А.В. в судебном заседании исковые требовании поддержали, просили суд удовлетворить.

Представитель ответчиков Правительства Ставропольского края и Министерства природных ресурсов и охраны окрцжающей среды Ставропольского края Шкальная Ю.И. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что согласно пункту 5 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации при пересечении границ различных зон с особыми условиями использования территорий действуют все ограничения использования земельных участков, установленные для каждой из таких зон. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Т.е. памятник природы не является земельным участком, а является зоной особого использования территории, в которую могут входить несколько земельных участков. Действующим законодательством нет ограничений в вопросах пересечения границ особо охраняемых природных территорий с границами земельных участков. Размещение памятника природы в границе, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, не противоречит задачам создания памятника природы. Правительство Ставропольского края по представлению уполномоченного органа в настоящее время вправе принимать решение только об изменении категории, профиля и режима особой охраны ООПТ краевого значения. Кроме того пояснила, что какие либо изменения в установленные географические координаты территорий памятника природы «Гора Машук» не вносились.

Представитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Клименко И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо представитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился в письменных возражениях пояснил, что Управление Росреестра по Ставропольскому краю не наделено полномочиями по ведению реестра границ.

Третье лица представитель Администрации г. Пятигорска, ТУ Росимущество в Ставропольском крае, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснила, что работает в ФКУ Упрдор «Кавказ». При сопоставлении характерных точек координат на специализированном программном комплексе было установлено, что установленные границы автомобильной дороги входят в зону особо охраняемой территории памятника природы «Гора Машук».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы административного дела, землеустроительного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории; порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).

Земли памятников природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий в силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий памятники природы выделены в отдельную категорию как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или регионального значения (подпункт "д" пункта 2 и пункт 5 статьи 2, статья 25 Федерального закона N 33-ФЗ).

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона N 33-ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 3 и 5 статьи 26 Федерального закона N 33-ФЗ).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением бюро Ставропольского комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 № 676 «О мерах по охране природы в крае», памятник неживой природы – гора «Машук» объявлен памятником природы краевого значения.

Постановлением правительства Ставропольского края 26.04.2016 № 169-п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 399 от 14.09.2020 утвержден паспорт памятника природы краевого значения «Гора Машук», которым установлены в том числе границы памятника природы, режим особой охраны территории памятника природы. Границы зоны с особыми условиями использования территории – памятника природы «Гора Машук» ДД.ММ.ГГГГ внесены в единый государственный кадастр недвижимости.

Постановлением Правительства Ставропольского края № 34-п от 27.01.2020 внесены изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Постановлением Правительства Ставропольского края № 369-п от 14.07.2020 внесены изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Постановлением Правительства Ставропольского края № 381-п от 23.07.2020 отменены постановления Правительства Ставропольского края № 34-п от 27.01.2020 и Правительства Ставропольского края № 369-п от 14.07.2020 о внесены изменений в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Из выписки из ЕГРН в границы памятника природы «Гора Машук» входит земельный участок с кадастровым номером .

Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФКУ Упрдор «Кавказ».

Вступившим в законную силу решением Пятигорского городского суда от 07.02.2022 на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края возложена обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу направить собственнику, арендатору земельного участка с кадастровым номером территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае и ФКУ Упрдор «Кавказ» для подписания проект охранных обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером . На территориальное управлениеРосимущества в Ставропольском крае и ФКУ Упрдор «Кавказ» возложена обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу подписать и направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером .

Вместе с тем для разрешения заявленных требований суд исходит из следующего.

В соответствии с преамбулой к ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно частям 2, 4, 5 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" одной из категорий особо охраняемых природных территорий являются памятники природы. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.

В силу частей 12 и 13 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ предусмотрено, что положения об особо охраняемых природных территориях, утвержденные до 01.09.2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции указанного закона до 01.07.2020 года.

Согласно статьям 25, 26 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к памятникам природы отнесены уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Статьей 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

По смыслу вышеприведенных норм права, утверждение границ памятников природы регионального значения, а также представление документов в регистрирующий орган для внесения сведений о местоположении границы особо охраняемой природной территории в единый государственный реестр недвижимости, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которыми должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт, содержащий перечень координат характерных точек границ указанных территорий в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Заявленные истцом требования исходя из предмета и оснований иска направлены на изменение в едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границы памятника природы «Гора Машук». Таким образом, суд не вправе разрешить вопрос об установлении части границы памятника природы, отнесенный действующим законодательством к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей суд в своей деятельности не вправе подменять органы исполнительной власти в реализации их властных и административных полномочий. Правом установления и изменения границ особо охраняемых природных территорий с учетом предусмотренного законом порядка их утверждения суд не наделен.

Ссылки представителя истца о наличии в паспорте памятника природы «Гора Машук», координат характерных точек границ указанной особо охраняемой природной территории, которые входят в границу территории земельного участка, установленного точкам координат земельного участка с кадастровым номером не свидетельствует о правомочности характерных точек координат заявленных ФКУ Упрдор «Кавказ».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального каченного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, третье лицо Управление Росреестра по Ставропольскому краю об обеспечении внесения изменений в границы Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» (реестровый номер ) путем подготовки соответствующей xml-системы – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 мая 2024 года.

Судья А.В. Пилипенко

№ 2-141/2024

26RS0029-01-2023-005487-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2024 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пилипенко А.В.,

при секретаре судебного заседания Шихаминове Ш.Д.

с участием представителя истца ФКУ Упрдор «Кавказ» по доверенности Комароцкой А.В., Васюкова А.В., представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и ответчика Правительства Ставропольского края Шкальной Ю.И., представителя Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Клименко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Федерального каченного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, третье лицо Управление Росреестра по Ставропольскому краю об обязании внести изменения в сведения ЕГРН об описании местонахождения границы особо охраняемой природной территории

УСТАНОВИЛ:

Федеральное каченное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» обратились в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, об обязании внести изменения в сведения ЕГРН об описании местонахождения границы особо охраняемой природной территории.

Исковые требования мотивированы тем, что истец на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 301745 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки (территории) общего пользования, местоположение: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о праве . На данном земельном участке расположен участок автомобильной дороги федерального значения. Границы земельного участка установлены, сведения об описании местоположения границ земельного участка содержатся в ЕГРН.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером частично входят в границы особо охраняемой территории: памятника природы «Гора Машук».

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в адрес ФКУ Упрдор «Кавказ» было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы подписания охранного обязательства.

Исполнить данное требование Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не представляется возможным в виду того, что использование земельных участков в границах полосы отвода и режим хозяйственного использования памятника природы краевого значения «Гора Машук» противоречат друг другу.

Сведения об особо охраняемой природной территории: Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ присвоением реестрового номера .

Граница памятника природы краевого значения «Гора Машук» утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 26.04.2016 № 169 «Об утверждении границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

В рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию, в том числе обосновывающему изменение границ, и корректировке границ особо охраняемых природных территорий, расположенных в Минераловодском городском округе, городах Пятигорск и Железноводск, для обеспечения государственных нужд Ставропольского края Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края были произведены работы по корректировке границы памятника природы.

В результате допущенной ошибки при определении координат характерных точек, после внесения изменений в координаты границ произошло наложение границы особо охраняемой природной территории «Гора Машук» на участок автомобильной дороги федерального значения, расположенной на земельном участке с кадастровым номером .

Вывод о допущенной ошибке при определении координат характерных точек границы памятника природы краевого значения «Гора Машук» сделаны при изучении схемы границ памятника опубликованной на сайте: https://mpr26.ru/oopt/pamyatniki-prirody/gora-mashuk, из которой видно, что земельный участок с кадастровым номером является смежным с границами памятника природы и не имеет пересечений или наложений.

Кроме того, согласно п. 10 Паспорта памятника природы краевого значения описании местоположения памятника природы указано: «На северо-западе рядом с границей памятника природы проходит автодорога Пятигорск-Иноземцево, на востоке - объездная автодорога.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 07.02.2022, по иску Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на ФКУ Упрдор «Кавказ» возложена обязанность подписать и направить в Министерство природных ресурсов охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номер .

Исполнить вышеуказанное решение суда не представляется возможным по причине наличия ошибки в сведениях ЕГРН в части пересечения границы памятника природы с автомобильной дорогой М-4 «Дон» Владикавказ – Грозный – Махачкала км 370+422км - 382+184км.

Учитывая изложенное просили суд обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обеспечить внесение изменений в границы Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» (реестровый номер ) путем подготовки соответствующей xlm-схемы на основании следующих координат: существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие ; уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные ; существующие , уточненные .

Истец представители ФКУ Упрдор «Кавказ» Комароцкая А.В., Васюков А.В. в судебном заседании исковые требовании поддержали, просили суд удовлетворить.

Представитель ответчиков Правительства Ставропольского края и Министерства природных ресурсов и охраны окрцжающей среды Ставропольского края Шкальная Ю.И. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что согласно пункту 5 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации при пересечении границ различных зон с особыми условиями использования территорий действуют все ограничения использования земельных участков, установленные для каждой из таких зон. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Т.е. памятник природы не является земельным участком, а является зоной особого использования территории, в которую могут входить несколько земельных участков. Действующим законодательством нет ограничений в вопросах пересечения границ особо охраняемых природных территорий с границами земельных участков. Размещение памятника природы в границе, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, не противоречит задачам создания памятника природы. Правительство Ставропольского края по представлению уполномоченного органа в настоящее время вправе принимать решение только об изменении категории, профиля и режима особой охраны ООПТ краевого значения. Кроме того пояснила, что какие либо изменения в установленные географические координаты территорий памятника природы «Гора Машук» не вносились.

Представитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Клименко И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо представитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился в письменных возражениях пояснил, что Управление Росреестра по Ставропольскому краю не наделено полномочиями по ведению реестра границ.

Третье лица представитель Администрации г. Пятигорска, ТУ Росимущество в Ставропольском крае, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснила, что работает в ФКУ Упрдор «Кавказ». При сопоставлении характерных точек координат на специализированном программном комплексе было установлено, что установленные границы автомобильной дороги входят в зону особо охраняемой территории памятника природы «Гора Машук».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы административного дела, землеустроительного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории; порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).

Земли памятников природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий в силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий памятники природы выделены в отдельную категорию как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или регионального значения (подпункт "д" пункта 2 и пункт 5 статьи 2, статья 25 Федерального закона N 33-ФЗ).

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона N 33-ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 3 и 5 статьи 26 Федерального закона N 33-ФЗ).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением бюро Ставропольского комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 № 676 «О мерах по охране природы в крае», памятник неживой природы – гора «Машук» объявлен памятником природы краевого значения.

Постановлением правительства Ставропольского края 26.04.2016 № 169-п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 399 от 14.09.2020 утвержден паспорт памятника природы краевого значения «Гора Машук», которым установлены в том числе границы памятника природы, режим особой охраны территории памятника природы. Границы зоны с особыми условиями использования территории – памятника природы «Гора Машук» ДД.ММ.ГГГГ внесены в единый государственный кадастр недвижимости.

Постановлением Правительства Ставропольского края № 34-п от 27.01.2020 внесены изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Постановлением Правительства Ставропольского края № 369-п от 14.07.2020 внесены изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Постановлением Правительства Ставропольского края № 381-п от 23.07.2020 отменены постановления Правительства Ставропольского края № 34-п от 27.01.2020 и Правительства Ставропольского края № 369-п от 14.07.2020 о внесены изменений в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Из выписки из ЕГРН в границы памятника природы «Гора Машук» входит земельный участок с кадастровым номером .

Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФКУ Упрдор «Кавказ».

Вступившим в законную силу решением Пятигорского городского суда от 07.02.2022 на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края возложена обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу направить собственнику, арендатору земельного участка с кадастровым номером территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае и ФКУ Упрдор «Кавказ» для подписания проект охранных обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером . На территориальное управлениеРосимущества в Ставропольском крае и ФКУ Упрдор «Кавказ» возложена обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу подписать и направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером .

Вместе с тем для разрешения заявленных требований суд исходит из следующего.

В соответствии с преамбулой к ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно частям 2, 4, 5 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" одной из категорий особо охраняемых природных территорий являются памятники природы. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.

В силу частей 12 и 13 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ предусмотрено, что положения об особо охраняемых природных территориях, утвержденные до 01.09.2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции указанного закона до 01.07.2020 года.

Согласно статьям 25, 26 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к памятникам природы отнесены уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Статьей 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

По смыслу вышеприведенных норм права, утверждение границ памятников природы регионального значения, а также представление документов в регистрирующий орган для внесения сведений о местоположении границы особо охраняемой природной территории в единый государственный реестр недвижимости, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которыми должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт, содержащий перечень координат характерных точек границ указанных территорий в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Заявленные истцом требования исходя из предмета и оснований иска направлены на изменение в едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границы памятника природы «Гора Машук». Таким образом, суд не вправе разрешить вопрос об установлении части границы памятника природы, отнесенный действующим законодательством к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей суд в своей деятельности не вправе подменять органы исполнительной власти в реализации их властных и административных полномочий. Правом установления и изменения границ особо охраняемых природных территорий с учетом предусмотренного законом порядка их утверждения суд не наделен.

Ссылки представителя истца о наличии в паспорте памятника природы «Гора Машук», координат характерных точек границ указанной особо охраняемой природной территории, которые входят в границу территории земельного участка, установленного точкам координат земельного участка с кадастровым номером не свидетельствует о правомочности характерных точек координат заявленных ФКУ Упрдор «Кавказ».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального каченного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, третье лицо Управление Росреестра по Ставропольскому краю об обеспечении внесения изменений в границы Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» (реестровый номер ) путем подготовки соответствующей xml-системы – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 мая 2024 года.

Судья А.В. Пилипенко

2-141/2024 (2-4298/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства"
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Правительство СК
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК
Управление Росреестра по СК
Ставропольский межрайоный природоохранный прокурор
Администрация г.Пятигорска
ТУ Рсимущества
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Пилипенко Александр Викторович
Дело на сайте суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.10.2023Передача материалов судье
23.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2023Предварительное судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
16.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее