УИД 68RS0004-01-2021-000538-48
дело №2а-810/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Дюльдиной А.И.,
с участием прокурора Тамбовского района Тамбовской области Тебякина А.В.,
при секретаре Чеботарёвой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Борисову И.С. о прекращении действия водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Тамбовского района Тамбовской области А.Н. Земцов, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о прекращении действия водительского удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ категории В, В1, выданного Борисову И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Административные исковые требования мотивированы тем, что во исполнение Указа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.03.2020 г. № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при проведении медицинского освидетельствования (осмотра) водителей (кандидатов в водители) транспортных средств с целью пресечения фактов управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания. В ходе проверки установлено, что Борисов И.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит под диспансерным наблюдением у врача <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>». 26.08.2014 г. Борисову И.С. было выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, что подтверждается сведениями, представленными УМВД России по Тамбовской области. По информации ОГБУЗ «ТПКБ» Борисов И.С. лечился стационарно 1 раз, после выписки из стационара врача не посещал.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1064 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, <данные изъяты>
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Борисов И.С. страдающий заболеванием, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца прокурор Тебякин А.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание административный ответчик не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Тамбовской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Представлен письменный отзыв на заявленные административные исковые требования, согласно которому наличие у административного ответчика в настоящее время заболевания, которое в ходит в Перечень медицинских противопоказаний ставит под угрозу безопасность дорожного движения. Факт наличия диагноза подтверждается медицинскими документами, включая выписку из медицинской карты пациента, которая подтверждает или опровергает то, что пациент находится на диспансерном наблюдении. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания лиц, участвующих в деле.
Ранее административным ответчиком Борисовым И.С. представлены письменные возражения относительно заявленных требований, мотивированные тем, что в период с 2013 г. по настоящее время не осматривался <данные изъяты>, не лечился в стационаре, однако с учета снят не был, лечение не получал, работники лечебного учреждения мер для его осмотра не принимали. Длительное время он не <данные изъяты>. Водительское удостоверение было выдано ему в установленном законом порядке, в том числе на проведение медицинского заключения, в котором не было установлено противопоказаний для управления транспортным средством. Административный иск прокурора находит формальным.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьей 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии статьей 2 названного Федерального закона безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно статье 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является отсутствие у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, согласно статье 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно <данные изъяты> которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе <данные изъяты>
Согласно положениям Порядка диспансерного наблюдения за лицами с <данные изъяты>, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «<данные изъяты>»; диспансерное наблюдение представляет динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляемое <данные изъяты> в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнения работ) <данные изъяты>.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих расстройствами поведения, связанными с <данные изъяты>, необходимо выяснить наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Как следует из представленных сведений ОГБУЗ «<данные изъяты>» Борисов И.С. состоит <данные изъяты><данные изъяты>». Поступил на лечение в сопровождении сотрудника полиции, на момент поступления <данные изъяты> дал письменное согласие на госпитализацию и лечение в стационаре. Было начато обследование, назначено лечение. В тот же вечер Борисов И.С. самовольно покинул отделение, в дальнейшем врача <данные изъяты>» не посещал.
При этом по сведениям, представленным УМВД России по Тамбовской области, Борисову И.С. 26.08.2014 г. выдано водительское удостоверение № категории В,В1 со сроком действия до 26.08.2024 г.
Поскольку в ходе рассмотрения дела представлены доказательства наличия у административного ответчика заболевания, являвшегося противопоказанием для управления транспортным средством, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
При этом доводы административного ответчика о том, что при получении водительского удостоверения им была предъявлена соответствующая справка из медицинского учреждения, что является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, отклоняются судом, принимая во внимание, что, согласно сообщению ООО Первый медицинский центр информация из <данные изъяты> о том, состоит ли Борисов И.С. на учете <данные изъяты> до 01.04.2014 г. не запрашивалась согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 28.09.2010 г. № 831-н.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 апреля 2021 г. по административному делу по административному иску Борисова И.С. к ОГБУЗ «ТПКБ» о признании незаконными действий по содержанию на <данные изъяты> и возложении обязанности по снятию с учета в удовлетворении административных исковых требований Борисову И.С. отказано.
В силу ст.114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования прокурора Тамбовского района Тамбовской области удовлетворить.
Прекратить действие водительского удостоверения № от 26 августа 2014 г. категории В, В1, выданного Борисову И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу: <адрес>, <адрес>
Взыскать с Борисову И.С. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 июня 2021 г.
Судья А.И. Дюльдина