Дело № 2-1137/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2020 года г.Серпухов Московская область
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Силаевой Е.А.,
с участием представителя истца Паршина В.В., представителя ответчика Поповой Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1137/2020 по иску Кравченко Т. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кравченко Т.В. обратилась в суд с иском, в котором, с учетом увеличения (л.д. 65), просит признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда № 11 по г. Москве и Московской области от 17.02.2020 № 200000014670/1425955/19; включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в льготном исчислении как 1 год работы за один год и 6 месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации 09.10.2006 по 09.11.2006; включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в льготном исчислении как 1 год работы за один год и 3 месяца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.09.1999 по 20.11.1999 г. в должности медсестры палатной, с 11.10.2001 по 10.11.2001 в должности медсестры по диетпитанию, с 01.11.1999 по 11.09.2000 в должности медсестры палатной, с 16.01.2001 по 12.04.2002 в должности палатной медсестры в Государственном учреждении здравоохранения «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления Здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы»; включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в льготном исчислении как 1 год работы за один год работы период работы в должности медрегистратора, участковой медсестры Серпуховской городской детской поликлиники с 23.06.1994 по 17.05.1995, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.2010 по 22.12.2010, с 26.02.2016 по 02.03.2016, с 05.03.2016 по 09.03.2016, с 11.03.2016 по 12.03.2016, с 15.03.2016 по 17.03.2016, с 22.03.2016 по 24.03.2016, с 29.03.2016 по 30.03.2016, 01.04.2016, 08.04.2016, с 05.04.2016 по 06.04.2016, с 11.04.2016 по 13.04.2016 в должности медсестры палатной отделения реанимации и интенсивной терапии, гнойной хирургии Детской городской клинической больницы № 9; период работы с 01.07.1996 по 12.09.2000 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Также просит назначить истцу пенсию с даты обращения за ней, то есть с 07.08.2019, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.
Свои требования истец мотивирует тем, что 07.08.2019 истец обратилась в ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения. Согласно записям в трудовой книжке стаж лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения составляет 28 лет 3 мес. и состоит из следующих периодов: 01.08.1990 – 31.10.1995 – медрегистратор, участковая медсестра Серпуховской городской детской поликлиники, 01.07.1996-12.09.2000 – медсестра палатная в Государственном учреждении здравоохранения «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления Здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы», 12.09.2000-12.01.2001 – медсестра по массажу, участковая медсестра Заокской ЦРБ, 16.01.2001-12.04.2002 – медсестра по диетпитанию ГУЗ «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления Здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы», 25.04.2002-06.08.2019 – медсестра палатная, отделение реанимации и интенсивной терапии, гнойной хирургии, Детская городская клиническая больница № 9. Решением ГУ-УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области от 17.02.2020 № 200000014670/1425955/19 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пении по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в связи с отсутствием истицы требуемого специального стажа. Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, поскольку в указанный период она осуществляла медицинскую деятельность. При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с нормами пп.20 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 12.11.2002 г. по нормам действовавшего на 31.12.2001 законодательства, производится следующим образом:
- за период до 01.11.1999 с учетом Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСРО от 06.09.1991 № 464;
- за период с 01.11.1999 до 12.11.2002 с учетом Списка должностей и Правил исчисления периодов работы для назначения пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, учреждённых Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066;
- за период с 12.11.2002 исчисление продолжительности стажа производится с учетом Списка должностей и учреждений, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный страховой стаж, поскольку истец повышал свою квалификацию по направлению работодателя и в Пенсионный фонд производились соответствующие отчисления. Период отпуска по уходу за ребенком должен быть включен в специальный стаж, поскольку предоставление отпуска является социальной гарантией и не влечет прерывания работы.
Период работы в Детском бронхолегочном санатории № 19 с 01.11.1999 по 11.09.2000 в должности медсестры палатной ответчик не включил в специальный страховой стаж истцу, поскольку Разделами 1 Списка «наименование учреждений» не предусмотрено учреждения здравоохранения с таким наименованием как «детский бронхолегочный санаторий». Истец полагает, что наименование учреждения не повлияло на характер, цели и задачи выполняемой медицинским учреждением деятельности, а также не изменило трудовую функцию, выполняемую истцом в должности медицинской сестры палатной. В соответствии с указанным Списком исчисление сроков выслуги производится согласно Правил – среднему медицинскому персоналу один год работы в этих должностях и подразделениях считать за 1 год и 3 месяца как работа в сельской местности.
Период работы в Детском бронхолегочном санатории № 19 с 16.01.2001 по 12.04.2002 в должности медсестры по диетпитанию ответчик не включил в специальный страховой стаж истцу, поскольку должности с таким наименованием как «диетсестра» включить в специальный стаж работы невозможно, так как не предусмотрены Списками должностей № 1066 от 22.09.1999 и № 781 от 29.10.2002. Истец была принята на должность медсестры по диетпитанию, на должности «диетсестра» она не работала.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ее представитель по доверенности Паршин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам искового заявления, не оспаривал, что истец в период с 23.06.1994 по 17.05.1995 находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области Попова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения (л.д. 37-38), в котором указала, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400- ФЗ страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В соответствии со Списками при досрочном назначении страховой пенсии по старости, указанным выше лицам, обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях с учетом условий, предусмотренных в Правилах. Периоды работы в Детском бронхолегочном санатории № 19 с 01.11.1999 по 11.09.2000 в должности медсестры палатной, с 16.01.2001 по 12.04.2002 в должности медсестры по диетпитанию невозможности включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в связи с медицинской деятельностью. Списками и Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 не предусмотрено такое учреждение. Списками предусмотрены санатории (курорты) для лечения определенных заболеваний, то есть туберкулеза, полиомиелита, ревматизма и т.д. Лечебно-оздоровительный профиль (бронхолегочное заболевание) санатория не предусмотрен. Должность «медсестры по диетпитанию», также для включения в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости Списками не предусмотрен. У Управления нет права самим расширять Списки, утверждённые Постановлением Правительства РФ, а также и устанавливать тождественность учреждений, не предусмотренных в данных Списках.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 20.09.1999 по 20.11.1999, с 11.10.2001 по 10.11.2001, с 01.11.2010 по 22.12.2010, с 26.02.2016 по 02.03.2016, с 05.03.2016, 09.03.2016, с 11.03.2016 по 12.03.2016, с 15.03.2016 по 17.03.2016, с 22.03.2016 по 24.03.2016, с 29.03.2016 по 30.03.2016, 01.04.2016, с 05.04.2016 по 06.04.2016, 08.04.2016, с 11.04.2016 по 13.04.2016 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев не могут быть приняты к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В соответствии с п. 4,5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Учеба на курсах повышения квалификации, согласно глав 19 и 26 ТК РФ, не относятся к дополнительным отпускам, а также не являются выполнением работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а только повышением своих профессиональных навыков и умения, что не предусмотрено действующими нормативными актами.
Согласно новой части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Фз) гражданам, которые в 2019 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости согласно пунктов 19-21 части 1 статьи 30 указанного закона, срок назначения страховой пенсии в 2019 году увеличивается на 6 месяцев, в 2020 г. на 1 год 6 месяцев. Положениями части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что указанным гражданам (в том числе педагогическим работникам согласно пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ), которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее шести месяцев после возникновения права на данную пенсию. Согласно положениям статей 13 и 210 ГПК РФ, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для исполнения, и должны исполняться после вступления их в законную силу. Следовательно, у ответчика не возникает обязанности по исполнению решения суда, не вступившего в законную силу.
В этой связи решение суда, обязывающее Управление ПФР включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, определенные периоды работы (спорные периоды), рассматривается как документ, подтверждающий спорные периоды работы, с момента вступления его в законную силу. Требуемую продолжительность стажа на соответствующих видах работ указанная категория граждан приобретает со дня вступления рассматриваемого решения суда в законную силу. С учетом изложенного страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ при наличии рассматриваемого решения суда, вступившего в законную силу в 2019 году, может назначаться не ранее чем через 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах либо со дня достижения возраста, с 2020 г. стаж увеличивается на 1 год 6 месяцев. Реализовать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости указанная категория граждан может в любое время после возникновения права путем подачи заявления о назначении пенсии, которая назначается со сроков, установленных частью 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ – со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Материалами дела установлено, что 07.08.2019 Кравченко Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности (л.д. 40-41). Решением руководителя территориального органа Управления пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 12). Из приложения к решению №200000014670/1425955/19 от 17.02.2020 следует, что страховой стаж Кравченко Т.В. составляет 28 лет 03 месяца 09 дней, специальный – 27 лет 07 месяцев 03 дня. Не были включены следующие периоды работы истца: в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 23.06.1994 по 17.09.1995, на курсах повышения квалификации с 20.09.1999 по 20.11.1999, с 11.10.2001 по 10.11.2001, с 01.11.2010 по 22.12.2010, с 26.02.2016 по 02.03.2016, 05.03.2016, 09.03.2016, с 11.03.2016 по 12.03.2016, с 15.03.2016 по 17.03.2016, с 22.03.2016 по 24.03.2016, с 29.03.2016 по 30.03.2016, 01.04.2016, 08.04.2016, с 05.04.2016 по 06.04.2016, с 11.04.2016 по 13.04.2016, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев с 09.10.2006 по 07.11.2006, а также периоды работы с 01.11.1999 по 11.09.2000 в должности медсестры палатной, с 16.01.2001 по 12.04.2002 в должности диетсестры детского бронхолегочного санатория №19, поскольку Разделами Списка «Наименование учреждений» не предусмотрено учреждения здравоохранения с таким наименованием как «детский бронхолегочный санаторий» (л.д. 13-16).
Согласно трудовой книжке АТ-V № 8226336, Кравченко Т.В. 01.08.1990 зачислена на должность медрегистратора во 2-е педиатрическое отделение Серпуховской городской детской поликлиники, 18.10.1990 переведена на должность участковой медсестры, 28.11.1990 переведена на должность медрегистратора, 01.02.1991 переведена на должность участковой медсестры, 30.10.1995 – уволена. С 01.07.1996 по 12.09.2000 истец работала в должности палатной медсестры детского санатория №19. 12.09.2000 она принята медсестрой по массажу в Заокскую ЦРБ, 02.10.2000 переведена в детскую консультацию поликлинику участковой медсестрой, 12.01.2001 – уволена. С 16.01.2001 по 12.04.2001 Кравченко Т.В. работала медсестрой по диетпитанию в детском санатории №19. 25.04.2002 истец принята на должность медицинской сестры палатной отделения реанимации и интенсивной терапии в детскую городскую клиническую больницу №9, 01.07.2008 переведена на должность медсестры палатной Отделения гнойной хирургии, где работает по настоящее время (л.д. 17-20).
Из справки, уточняющей характер работы, следует, что Кравченко Т.В. в период с 01.08.1990 по 31.10.1995 работала в ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» в детской городской поликлинике в должности медицинского регистратора, медицинской участковой сестры; находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 23.06.1994 по 17.09.1995 (л.д. 64).
Как усматривается из копии свидетельства о рождении, 17.03.1994 истец родила сына (л.д. 21).
Согласно архивной справке ГКУ «ЦАМД Москвы» от 12.03.2019, в документах архивного фонда Детского бронхолегочного санатория №19 Управления здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы имеются следующие сведения о трудовом стаже Кравченко Т.В.: зачислена с 01.07.1996 на должность палатной медсестры, переведена с 07.08.1997 на должность медицинской сестры по массажу, переведена с 01.10.1997 на должность палатной медсестры, уволена 12.09.2000; вновь зачислена 12.09.2000 на должность медсестры по диетпитанию, уволена 12.04.2002. В указанные периоды работы Кравченко Т.В. начислялась надбавка в размере 25% за работу в сельской местности. В период с 20.09.1999 направлялась на двухмесячные сертификационные курсы с полным отрывом от работы и сохранением заработной платы, с 11.10.2001 по 10.11.2001 направлялась на сертификационные курсы с полным отрывом от работы и сохранением заработной платы (л.д. 43-44).
По результатам документальной проверки факта работы Кравченко Т.В. в детском санатории №19, Отдел по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц УПФР №3 по г. Москве и Московской области установил, что подтверждено право истца на досрочное пенсионное обеспечение за периоды с 01.01.1997 по 31.10.1999, должность медсестра по диетпитанию не предусмотрена Списком. Детский бронхолегочный санаторий не подходит по наименованию учреждений, указанных в Списке, в связи с чем, периоды после 01.11.1999 не подлежат включению в специальный стаж. Индивидуальные сведения сданы с 01.11.1999 по 31.12.2001 без кода выслуги лет. С 20.09.1999 истец находилась на двухмесячных курсах повышения квалификации (л.д. 45-47).
Постановлением Главы администрации Заокского района от 13.10.1997 зарегистрировано ГУЗ «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы», местоположение учреждения зарегистрировано по адресу: Тульская область, Заокский район, п. Приокский (л.д. 1435-136).
Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия от 14.10.1997, Госучреждение «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы» находилось по адресу: Тульская область, Заокский район, п. Приокский. Основными видами деятельности санатория являлись: санаторное лечение, стационарная медпомощь детям, экспертная медицинская деятельность, традиционная медицинская деятельность, обязательная мед.деятельность, государственные мероприятия по мобилизационной подготовке, ГО и службе экстренной мед.помощи в чрезвычайных ситуациях, медицинская статистика (л.д. 73).
Из устава ГУЗ «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления здравоохранения ЮВАО г. Москвы» от 1997г. следует, что целью создания Учреждения является оказание квалификационной лечебно-профилактической помощи детскому населению дошкольного возраста г. Москвы, страдающему патологией бронхолегочной системы (л.д. 83-86).
Представлены устав в редакции 1996г., 2001г., 2003г. (л.д. 78-82, 87-91, 92-96), должностные обязанности палатной медсестры детского санатория №19 (л.д. 74-75), должностная инструкция медицинской сестры по диетпитанию детского санатория №19 (л.д. 76-77).
Согласно архивным справкам, Кравченко Т.В. зачислена с 25.04.2002 на должность медицинской сестры палатной в отделение реанимации и интенсивной терапии в Детскую городскую клиническую больницу № 9 им. Г.Н. Сперанского, с 01.07.2008 переведена на должность медсестры палатной отделения гнойной хирургии 1 хирургия, где работала на дату выдачи справки (09.09.2019). Направлялась на курсы повышения квалификации с 09.10.2006 по 09.11.2006 с полным отрывом от работы, с 01.11.2010 по 22.12.2010 в частичным отрывом от работы, с 26.02.2016 по 13.04.2016 с частичным отрывом от работы и сохранением заработной платы (л.д. 48-49, 51).
По результатам документальной проверки сведения о характере работы Кравченко Т.В. ГУ-УПФР №10 по г. Москве и Московской области установлено, что работа Кравченко Т.В. с 25.04.2002 по 30.06.2008 засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, период работы с 01.07.2008 по 09.09.2019 подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении (л.д. 52-56).
Представлены копии свидетельств о повышении квалификации (л.д. 23-28), выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 57-61).
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей до 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и допускает возможность применения нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в спорные периоды деятельности истца.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшему до 01 октября 1993 г., в перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет были включены больничные учреждения всех типов и наименований, в наименованиях должностей указаны врачи и другие работники здравоохранения.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, право на назначение досрочной пенсии по старости имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Кроме того, из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало.
Истец просит включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца период ее работы в должности палатной медсестры с 01.07.1996 по 12.09.2000, в который входит период нахождения на курсах повышения квалификации с 20.09.1999 по 20.11.1999, период ее работы в должности медсестры по диетпитанию с 16.01.2001 по 12.04.2002, в который входит период нахождения на курсах повышения квалификации с 11.10.2001 по 10.11.2001, в Государственном учреждении здравоохранения «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления Здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы».
При этом, период работы истца в данном учреждении с 01.07.1996 по 19.09.1999 включен ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066.
Таким образом, согласно действовавшему до 01.11.1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 01.11.1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, действовавшего на время возникновения спорных отношений.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 01.11.1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу, в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066, а именно после 01.11.1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Из трудовой книжки истца усматривается, что после 01.11.1999 г. истец работала в качестве медицинской сестры палатной, медицинской сестры по диетпитанию в детском бронхолегочном санатории №19.
В соответствии с представленными документами о профиле санатория, он являлся лечебно-профилактическим учреждением для реабилитационного лечения детей с бронхолегочными заболеваниями.
Представленные документы не подтверждают профиля данного лечебного учреждения как санатория для лечения туберкулеза всех форм.
Иных доказательств об условиях и характере работы истца, дающих ей право на назначение досрочной страховой пенсии, в период ее работы в детском бронхолегочном санатории №19, в материалы дела не представлено.
Доводы стороны истца о том, что туберкулез является одной из форм бронхолегочных заболеваний, выводы суда не опровергает, поскольку не подтверждает специальный профиль санатория в соответствии с перечнем профилей организаций, работа в которых дает право на включение работы в специальный стаж.
Таким образом, профиль санатория, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период после 01.11.1999, не соответствует указанному в Списке.
При таких обстоятельствах оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 01.11.1999 по 12.09.2000, с 16.01.2001 по 12.04.2002 у суда оснований не имеется.
Вместе с тем, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что детский бронхолегочный санаторий №19, в котором работала истец, находился в сельской местности. О чем свидетельствуют уставные документы санатория, постановление Главы администрации Заокского района, а также сведения о начислении истцу надбавки за работу в сельской местности. В связи с чем, период работы истца с 01.07.1996 по 19.09.1999 в указанном санатории в должности медсестры палатной подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Истец просит включить в специальный стаж период ее работы с 23.06.1994 по 17.05.1995 в должности медрегистратора детской поликлиники.
Как усматривается из материалов дела, в данный период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижении им 1,5 лет.
В связи с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со справкой, уточняющей характер работы истца, Кравченко Т.В. отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет предоставлен с 23.06.1994. В соответствии со свидетельством о рождении, ребенок у Кравченко Т.В. родился 17.03.1994.
Таким образом, отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Кравченко Т.В. после 6 октября 1992 г., в связи с чем, спорный период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца: с 20.09.1999 по 20.11.1999, с 11.10.2001 по 10.11.2001, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев: с 09.10.2006 по 09.11.2006, в календарном исчислении: 01.11.2010 по 22.12.2010, с 26.02.2016 по 02.03.2016, с 05.03.2016 по 09.03.2016, с 11.03.2016 по 12.03.2016, с 15.03.2016 по 17.03.2016, с 22.03.2016 по 24.03.2016, с 29.03.2016 по 30.03.2016, 01.04.2016, 08.04.2016, с 05.04.2016 по 06.04.2016, с 11.04.2016 по 13.04.2016, суд приходит к следующему.
На основании статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионных фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Истец в спорные периоды являлся медицинским работником и для нее повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Тем самым, периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны включаться в том же порядке, что и периоды работы.
Таким образом, следующие периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей истцу право на исчисление медицинского стажа: с 20.09.1999 по 31.10.1999 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с 09.10.2006 по 09.11.2006 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, с 01.11.2010 по 22.12.2010, с 26.02.2016 по 02.03.2016, 05.03.2016, 09.03.2016, с 11.03.2016 по 12.03.2016, с 15.03.2016 по 17.03.2016, с 22.03.2016 по 24.03.2016, с 29.03.2016 по 30.03.2016, 01.04.2016, с 05.04.2016 по 06.04.2016, 08.04.2016, с 11.04.2016 по 13.04.2016 в календарном исчислении.
Оснований для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.1999 по 20.11.1999, с 11.10.2001 по 10.11.2001 у суда не имеется, поскольку периоды работы истца после 01.11.1999 в детском бронхолегочном санатории №19 не были включены в специальный стаж.
Также не подлежит включению в специальный стаж период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 06.03.2016 по 08.03.2016, заявленный ею в исковом заявлении, поскольку данный период включен в специальный стаж ответчиком как период ее работы.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за N400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращении за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, при условии зачета в специальный страховой стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца периода работы с 01.07.1996 по 19.09.1999, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, на момент обращения в пенсионный орган – 07.08.2019 – требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии у истца недостаточно, требование о назначении пенсии с указанной даты, а также о признании решения ГУ-Управления ПФР №11 по г. Москве и Московской области от 17.02.2020 № 200000014670/1425955/19 об отказе в назначении пенсии, не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п.1 ст. 100 ГК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как указывает истец, в связи с обращением в суд, ею были понесены судебные расходы, по оплате услуг представителя в размере 20000 руб. (л.д. 29-30), по уплате госпошлины – 300 руб. (л.д. 3).
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя, суд приходит к следующему.
Статья 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя. Реализация названного права судом возможна в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, что является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требований ст. 17 Конституции РФ.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, исходя из разумных пределов помощи представителя по представлению интересов истца в 2 судебных заседаниях, учитывая продолжительность судебных заседаний, результат рассмотрения дела, суд считает возможным заявленные Кравченко Т.В. требования удовлетворить частично и взыскать в ее пользу с Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей.
Расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию в полном объеме.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 3300 руб. (3000 + 300).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кравченко Т. В. удовлетворить частично.
Включить в специальный страховой стаж Кравченко Т. В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
- в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца период работы с 01.07.1996 по 19.09.1999 в должности медсестры палатной в Государственном учреждении здравоохранения «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления Здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы», период нахождения на курсах повышения квалификации с 20.09.1999 по 31.10.1999;
- в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период нахождения на курсах повышения квалификации с 09.10.2006 по 09.11.2006;
- в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.2010 по 22.12.2010, с 26.02.2016 по 02.03.2016, 05.03.2016, 09.03.2016, с 11.03.2016 по 12.03.2016, с 15.03.2016 по 17.03.2016, с 22.03.2016 по 24.03.2016, с 29.03.2016 по 30.03.2016, 01.04.2016, с 05.04.2016 по 06.04.2016, 08.04.2016, с 11.04.2016 по 13.04.2016.
Исковые требования Кравченко Т. В. о признании незаконным решения ГУ-Управления ПФР №11 по г. Москве и Московской области от 17.02.2020 № 200000014670/1425955/19, включении в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца периода работы с 01.11.1999 по 12.09.2000, включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.1999 по 20.11.1999, в должности медсестры палатной в Государственном учреждении здравоохранения «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления Здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы», в календарном исчислении периода работы с 16.01.2001 по 12.04.2002, включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 11.10.2001 по 10.11.2001, в должности медсестры по диетпитанию в Государственном учреждении здравоохранения «Детский бронхолегочный санаторий №19 Управления Здравоохранения Юго-Восточного административного округа г. Москвы», периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.06.1994 по 17.05.1995, периода нахождения на курсах повышения квалификации с 06.03.2016 по 08.03.2016, назначении пенсии с 07.08.2019, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г.Москве и Московской области в пользу Кравченко Т. В. судебных расходы в размере 3300 (три тысячи три) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2020 года