44OS0000-01-2020-000345-90
Дело № 3а-411/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года, город Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Пономаревой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ландышева Сергея Владимировича и Черепениной Анны Сергеевны к администрации Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Ландышев С.В., Черепенина А.С. обратились в суд с указанным административным иском к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области по тем основаниям, что Ландышеву С.В. с 26 мая 2017 года на праве собственности принадлежал объект капитального строительства с кадастровым номером №, наименование: нежилые помещения, назначение: нежилое, площадью 111,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 3 032 993,13 руб.
10 июня 2019 года Ландышев С.В. продал указанный объект по договору купли-продажи Черепениной А.С., сделка зарегистрирована в Управлении Росреестра по Костромской области.
Рыночная стоимость объекта по состоянию на 01 марта 2016 года в соответствии с отчетом № 1463 от 05 октября 2020 года, выполненным оценщиком ФИО8, составляет 628 858 руб. Таким образом, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, что нарушает права административных истцов, как плательщиков налога на имущество физических лиц, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов.
Просят установить кадастровую стоимость указанного выше объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 628 858 руб. по состоянию на 01 марта 2016 года.
Судом в ходе подготовки к рассмотрению дела изменено процессуальное положение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области с заинтересованного лица на административного ответчика, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация городского округа город Кострома, Минин К.Ф., из числа лиц, участвующих в деле, исключен департамент имущественных и земельных отношений администрации города Костромы.
В судебное заседание административные истцы не явились, будучи надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания, просили рассматривать дело в их отсутствие. До судебного заседания от административных истцов поступили дополнения к отчету, согласно которым рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года составила 694 411 руб., а также административное исковое заявление с требованиями, уточненными в соответствии с представленными дополнениями.
Представители административных ответчиков администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, представитель заинтересованного лица Администрации города Костромы, заинтересованное лицо Минин К.Ф., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований, связанных с расчетом рыночной стоимости, не представили.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Ландышеву С.А. с 26 мая 2017 года по 10 июня 2019 года на праве собственности принадлежал объект капитального строительства, наименование: нежилые помещения, здание столярно-насосной, лит. Ф,Ф1, назначение: нежилое, с кадастровым номером №, площадью 111,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
10 июня 2019 года Ландышев С.А. по договору купли-продажи продал указанный объект недвижимости Черепениной А.С. В этот же день Управлением Росреестра по Костромской области произведена государственная регистрация права собственности за Черепениной А.С.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта капитального строительства утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 032 993,13 руб.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного здания влияют на объём налоговых обязательств Ландышева С.В. и Черепениной А.С., следовательно, затрагивают их права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных требований административные истцы представили отчет № 1463 от 05 октября 2020 года, выполненный оценщиком ФИО9
В отчете рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 628 858 руб. Оценщик определил рыночную стоимость нежилого здания с использованием сравнительного и доходного подходов (весовые коэффициенты по 0,5), отказавшись от применения затратного подхода.
При этом при использовании сравнительного подхода (метод сравнения продаж) оценщиком проведен анализ рынка предложений, путем сопоставления характеристик объекта оценки и предлагавшихся к продаже объектов в качестве объектов-аналогов отобраны те из них, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам введены соответствующие корректировки.
Рассчитывая стоимость объекта оценки доходным подходом (метод капитализации) оценщик в соответствии со сведениями об объектах-аналогах и корректировками по ряду ценобразующих факторов рассчитал среднюю арендную ставку, исходя из которой в последующем установил чистый операционный доход и стоимость объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела оценщиком подготовлены дополнения к отчету об оценке объекта капитального строительства, в которых рыночная стоимость объекта недвижимости определена в 694 411 руб.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Ассоциации «Русское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете с учетом дополнений выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Поскольку в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административные истцы не обращались, датой подачи заявления следует считать дату его обращения в суд с настоящим административным иском, то есть 16 октября 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым №, наименование: нежилые помещения, назначение: нежилое, площадью 111,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 694 411 (Шестьсот девяносто четыре тысячи четыреста одиннадцать) рублей.
Датой подачи заявления считать 16 октября 2020 года.
На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.
Председательствующий Р.Н. Колесов
Полный текст решения изготовлен 20 января 2021 года.