Решение по делу № 33-13847/2024 от 19.11.2024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Алексейцев И.И. 33-13847/2024

24RS0003-01-2024-000099-44

2.219

27 ноября 2024 года город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Деева А.В.,

судей Макурина В.М. Левицкой Ю.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Раковой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антуфьевой Т.А.,

рассматривала в открытом судебном заседании по докладу судьи Макурина В.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетней ФИО15 к администрации Балахтинского района Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе главы администрации Балахтинского района Красноярского края Аниканова В.А.,

на решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 20 сентября 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетней ФИО15 к администрации Балахтинского района Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Балахтинского района Красноярского края в пользу несовершеннолетней ФИО15 в лице законного представителя Сергеевой Дарьи Николаевны компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда к ООО «Надежда» - отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетней ФИО15 обратился в суд с иском к администрации Балахтинского района Красноярского края о взыскании в пользу несовершеннолетней ФИО15 в лице законного представителя Сергеевой Д.Н. компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

Требования мотивировал тем, что между администрацией Балахтинского района Красноярского края и ООО «Надежда» заключены контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории района от 20.02.2023 и от 08.11.2023, которые расторгнуты 27.09.2023 и 28.12.2023 и, соответственно, являются исполненными. Вместе с тем, в 2023 году на территории Балахтинского района имелись факты укусов граждан безнадзорными животными, среди которых 5 случаев в отношении несовершеннолетних. 01.08.2023 в КГБУЗ «Балахтинская районная больница» обратилась Сергеева Д.Н. и ее дочь несовершеннолетняя ФИО15 <дата> г.р., в связи с получением несовершеннолетней <данные изъяты> в результате нападения безнадзорной собаки. В больница ребенку <данные изъяты>. В результате укуса безнадзорной собаки несовершеннолетняя испытала физическую боль, вынуждена была проходить лечение, <данные изъяты> в настоящее время постоянно испытывает страх перед другими собаками, ей причинены физические и нравственные страдания в виде телесных повреждений, стресса, опасения за свою жизнь и здоровье в результате бездействия со стороны администрации Балахтинского района, выраженного в неисполнении возложенных законом обязанностей, то есть причинение вреда здоровью несовершеннолетней ФИО15 имело место в результате виновного бездействия ответчика, ей причинен моральный вред, оцененный ее законным представителем Сергеевой Д.Н. в сумме 50000 руб. ФИО15 является несовершеннолетней, в связи с чем, прокурор предъявляет иск в ее интересах.

Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 15.05.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Надежда».

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Балахтинского района Красноярского края Аниканов В.А. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что администрация Балахтинского района предпринимает все меры для исполнения возложенных на нее государственных полномочий надлежащим образом. Администрация исполняет отдельные государственные полномочия, которыми наделена, по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными владельцев, в установленным порядке и только за счет средств субвенций, предоставляемых на эти цели, не имеет права использовать для этих целей собственное финансирование. Администрация ежегодно заключаются муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Балахтинского района. В случае выделения краевым бюджетом дополнительного финансирования, администрация заключает дополнительные муниципальные контракты. Кроме того, владельцы животных, в том числе собак, отпускают их свободно перемещаться по населенным пунктам района вне времени отлова безнадзорных животных специализированными организациями. О существующей проблеме с безнадзорными животными, в том числе с возвращенными животными в прежние места обитания, а также животными, которых отпускают для прогулки их владельцы, администрация письменно проинформирует Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, заслушав заключение прокурора отдела Прокуратуры Красноярского края – Раковой И.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п.1). Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (п.2).

На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Положениями п. 2 ст. 1101 ГК РФ установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными (ст.1).

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными (ст. 3 указанного Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст. 7 названного Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Законом Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края наделены на неопределенный срок отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в порядке, утверждаемом Правительством Красноярского края, в соответствии с Законом края от 19 декабря 2019 года N 8-3534 «Об отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области обращения с животными» (ч.1 ст.1, ст. 2).

Согласно ч.2 ст. 1 данного Закона Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 отдельные государственные полномочия включают в себя организацию: а) отлова животных без владельцев, в том числе их транспортировки и немедленной передачи в приюты для животных; б) содержания животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в) возврата потерявшихся животных их владельцам, а также поиска новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; г) возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными»; д) размещения в приютах для животных и содержания в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Как установлено ст. 4 названного выше Закона Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий в рамках своей компетенции имеют право: а) на получение субвенции, направляемой из краевого бюджета; б) распоряжаться переданными им из краевого бюджета финансовыми средствами в целях осуществления отдельных государственных полномочий; в) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий; г) получать консультационную и методическую помощь от уполномоченных органов исполнительной власти края по вопросам осуществления государственных полномочий; д) использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; е) обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных органов исполнительной власти края по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ч.1). Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны: а) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами края; б) использовать по целевому назначению финансовые средства, предоставленные на осуществление государственных полномочий; в) в случае неиспользования до 31 декабря текущего финансового года средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, а также в случае прекращения исполнения передаваемых настоящим Законом отдельных государственных полномочий вернуть неиспользованные финансовые средства в краевой бюджет; г) представлять уполномоченным органам исполнительной власти края отчеты и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий, а также об использовании финансовых средств, предоставленных на осуществление государственных полномочий; д) исполнять письменные предписания уполномоченных органов исполнительной власти края по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации и Красноярского края, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 5 этого же Закона Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, предусматриваются ежегодно законом края о краевом бюджете в форме субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов края (ч.1). Общий объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется в соответствии с порядком определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов края на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев согласно приложению к настоящему Закону (ч.2).

Согласно ч.5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (абз.1). Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (абз.2).

Уставом Балахтинского муниципального района Красноярского края, принятого сессией Балахтинского районного Совета депутатов от 30.04.1997, определено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района, осуществляется только за счет предоставляемых районному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов (ч.2 ст. 9).

Постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края.

Данным Порядком также определено, что

-мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных, деятельность которых осуществляется в соответствии с порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными Правительством Красноярского края; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания (п.1.3);

-уполномоченным органом по организации мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 Порядка, являются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Красноярского края (п.1.5);

-в качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 Порядка, уполномоченным органом привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.1.6).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.08.2023 в КГБУЗ «Балахтинская районная больница» обратилась Сергеева Д.Н. и ее несовершеннолетняя дочь ФИО15 <дата> г.р., в связи с наличием у несовершеннолетней <данные изъяты>, полученной в результате нападения безнадзорной собаки на детской площадке на территории МБОУ Балахтинская средняя школа №2.

В отделении КГБУЗ «Балахтинская районная больница» ФИО15. выставлен диагноз: <данные изъяты>

По информации МО МВД России «Балахтинский» от 15.05.2024 сообщений и заявлений по факту обращения в КГБУЗ «Балахтинская РБ» 01.08.2023 Сергеевой Д.Н. и ее малолетней дочери ФИО15., <дата> г.р., не зарегистрировано.

Из ответа МБОУ Балахтинская средняя школа №2 от 17.06.2024 следует, что информацией подтверждающей/опровергающей факт нападения бездомной собака на территории школы на малолетнюю ФИО15. образовательное учреждение не располагает, поскольку записи с камер наблюдения сохраняются в течение 1 месяца.

Между администрацией Балахтинского района Красноярского края и ООО «Надежда» (ИНН 2443050533) заключались исполненные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории района: №0319300156223000002 от 20.02.2023, который расторгнут 27.09.2023; №0319300156223000042 от 08.11.2023, который расторгнут 28.12.2023.

21.03.2023 администрацией Балахтинского района в адрес генерального директора ООО «Надежда» направлен наряд-задание на отлов безнадзорных животных на территории Балахтинского района, в том числе в п. Балахта -5 шт. (собаки).

По данным журнала ООО «Надежда» учета заявок, поступивших от заказчика, и наряд-заданий на отлов безнадзорных и бродячих животных администрации Балахтинского района Красноярского края поступившие 21.03.2023 наряды-заявки исполнены. После этого и до 01.08.2023 заявки не направлялись.

Приговором Емельяновского районного суда Красноярского края от 16.04.2024 Тимченко Н.Г., работающая по договору специалистом по отлову, помощником ветеринарного врача в ООО «Надежда», признана виновной и осужденной по ч. 2 ст. 159 УК РФ (3 эпизода), ч. 3 ст. 159 УК РФ (5 эпизодов), ч. 4 ст. 159 УК РФ, в том числе за хищение денежных средств администрации Балахтинского района Красноярского края.

На основании решения УФАС по Красноярскому краю от 26.04.2024 №024/10/104-1203/2024 включены сведения об ООО «Надежда» (ИНН 2443050533), генеральном директоре Шеходанове П.А. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Услуги ветеринарные прочие» №0319300156224000010.

Согласно данным ЕГРЮЛ от 20.09.2024 ООО «Надежда» (ИНН 2443050533) является действующим юридическим лицом.

Разрешая при таких обстоятельствах спор, суд первой инстанции установил факт причинения несовершеннолетней ФИО15 морального вреда, в результате несения несовершеннолетней физических и нравственных страданий вследствие укуса собакой, прохождения в связи с этим лечения и возникновения у нее психологических последствий (страха перед другими собаками), после чего определил размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с виновного лица, в размере 30000 руб.

Решение суда в данной части не обжаловано и предметом обсуждения судебной коллегии не являлось.

Определяя правомерность предъявления соответствующих исковых требований и возможность их удовлетворения, взыскания указанной компенсации, суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, верно применил нормы права и обоснованно пришел к выводу о виновности именно администрации Балахтинского района Красноярского края в причинении морального вреда несовершеннолетней по причине ненадлежащего исполнения администрацией своих обязанностей по наделенным полномочиям по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в границах муниципального образования.

Судебная коллегия соглашается такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам права, регулирующим спорные отношения. Суд первой инстанции правильно определил надлежащего ответчика, так как переданные отдельные государственные полномочия по организации и выполнению мероприятий по обращению с животными без владельцев возложены на орган местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы основанием отмены или изменения обжалуемого решения служить не могут, так как связаны с неверным толкованием автором жалобы норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела и иное правоприменение, оснований для чего судебная коллегия не усматривает. Такие доводы объективно не опровергают верных выводов суда первой инстанции, не указывают на факты, нуждающиеся в дополнительной проверке, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда первой инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, администрации Балахтинского района Красноярского края не представлено доказательств надлежащего исполнения ею своих обязанностей по наделенным полномочиям в соответствующий период должным образом, выполнения достаточного и исчерпывающего комплекса необходимых мероприятий.

Сам по себе факт того, что указанные полномочия могут исполнятся администрацией только за счет субвенций, не указывает на невиновность администрации и на исполнение ею своих обязанностей надлежащим образом.

Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, принадлежность собаки, укусившей несовершеннолетнюю, какому-либо лицу не установлена. При отсутствии доказательств, опровергающих безнадзорность собаки, укусившей несовершеннолетнюю, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности компенсировать вред, причиненный несовершеннолетней, именно на администрацию Балахтинского района Красноярского края, не исполнявшую свои обязанности должным образом.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 20 сентября 2024 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Балахтинского района Красноярского края Аниканова В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: А.В. Деев

Судьи: В.М. Макурин

Ю.В. Левицкая

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2024 года.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Алексейцев И.И. 33-13847/2024

24RS0003-01-2024-000099-44

2.219

27 ноября 2024 года город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Деева А.В.,

судей Макурина В.М. Левицкой Ю.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Раковой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антуфьевой Т.А.,

рассматривала в открытом судебном заседании по докладу судьи Макурина В.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетней ФИО15 к администрации Балахтинского района Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе главы администрации Балахтинского района Красноярского края Аниканова В.А.,

на решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 20 сентября 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетней ФИО15 к администрации Балахтинского района Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Балахтинского района Красноярского края в пользу несовершеннолетней ФИО15 в лице законного представителя Сергеевой Дарьи Николаевны компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда к ООО «Надежда» - отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетней ФИО15 обратился в суд с иском к администрации Балахтинского района Красноярского края о взыскании в пользу несовершеннолетней ФИО15 в лице законного представителя Сергеевой Д.Н. компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

Требования мотивировал тем, что между администрацией Балахтинского района Красноярского края и ООО «Надежда» заключены контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории района от 20.02.2023 и от 08.11.2023, которые расторгнуты 27.09.2023 и 28.12.2023 и, соответственно, являются исполненными. Вместе с тем, в 2023 году на территории Балахтинского района имелись факты укусов граждан безнадзорными животными, среди которых 5 случаев в отношении несовершеннолетних. 01.08.2023 в КГБУЗ «Балахтинская районная больница» обратилась Сергеева Д.Н. и ее дочь несовершеннолетняя ФИО15 <дата> г.р., в связи с получением несовершеннолетней <данные изъяты> в результате нападения безнадзорной собаки. В больница ребенку <данные изъяты>. В результате укуса безнадзорной собаки несовершеннолетняя испытала физическую боль, вынуждена была проходить лечение, <данные изъяты> в настоящее время постоянно испытывает страх перед другими собаками, ей причинены физические и нравственные страдания в виде телесных повреждений, стресса, опасения за свою жизнь и здоровье в результате бездействия со стороны администрации Балахтинского района, выраженного в неисполнении возложенных законом обязанностей, то есть причинение вреда здоровью несовершеннолетней ФИО15 имело место в результате виновного бездействия ответчика, ей причинен моральный вред, оцененный ее законным представителем Сергеевой Д.Н. в сумме 50000 руб. ФИО15 является несовершеннолетней, в связи с чем, прокурор предъявляет иск в ее интересах.

Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 15.05.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Надежда».

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Балахтинского района Красноярского края Аниканов В.А. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что администрация Балахтинского района предпринимает все меры для исполнения возложенных на нее государственных полномочий надлежащим образом. Администрация исполняет отдельные государственные полномочия, которыми наделена, по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными владельцев, в установленным порядке и только за счет средств субвенций, предоставляемых на эти цели, не имеет права использовать для этих целей собственное финансирование. Администрация ежегодно заключаются муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Балахтинского района. В случае выделения краевым бюджетом дополнительного финансирования, администрация заключает дополнительные муниципальные контракты. Кроме того, владельцы животных, в том числе собак, отпускают их свободно перемещаться по населенным пунктам района вне времени отлова безнадзорных животных специализированными организациями. О существующей проблеме с безнадзорными животными, в том числе с возвращенными животными в прежние места обитания, а также животными, которых отпускают для прогулки их владельцы, администрация письменно проинформирует Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, заслушав заключение прокурора отдела Прокуратуры Красноярского края – Раковой И.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п.1). Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (п.2).

На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Положениями п. 2 ст. 1101 ГК РФ установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными (ст.1).

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными (ст. 3 указанного Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст. 7 названного Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Законом Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края наделены на неопределенный срок отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в порядке, утверждаемом Правительством Красноярского края, в соответствии с Законом края от 19 декабря 2019 года N 8-3534 «Об отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области обращения с животными» (ч.1 ст.1, ст. 2).

Согласно ч.2 ст. 1 данного Закона Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 отдельные государственные полномочия включают в себя организацию: а) отлова животных без владельцев, в том числе их транспортировки и немедленной передачи в приюты для животных; б) содержания животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в) возврата потерявшихся животных их владельцам, а также поиска новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; г) возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными»; д) размещения в приютах для животных и содержания в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Как установлено ст. 4 названного выше Закона Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий в рамках своей компетенции имеют право: а) на получение субвенции, направляемой из краевого бюджета; б) распоряжаться переданными им из краевого бюджета финансовыми средствами в целях осуществления отдельных государственных полномочий; в) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий; г) получать консультационную и методическую помощь от уполномоченных органов исполнительной власти края по вопросам осуществления государственных полномочий; д) использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; е) обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных органов исполнительной власти края по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ч.1). Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны: а) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами края; б) использовать по целевому назначению финансовые средства, предоставленные на осуществление государственных полномочий; в) в случае неиспользования до 31 декабря текущего финансового года средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, а также в случае прекращения исполнения передаваемых настоящим Законом отдельных государственных полномочий вернуть неиспользованные финансовые средства в краевой бюджет; г) представлять уполномоченным органам исполнительной власти края отчеты и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий, а также об использовании финансовых средств, предоставленных на осуществление государственных полномочий; д) исполнять письменные предписания уполномоченных органов исполнительной власти края по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации и Красноярского края, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 5 этого же Закона Красноярского края от 13.06.2013 N 4-1402 финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, предусматриваются ежегодно законом края о краевом бюджете в форме субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов края (ч.1). Общий объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется в соответствии с порядком определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов края на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев согласно приложению к настоящему Закону (ч.2).

Согласно ч.5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (абз.1). Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (абз.2).

Уставом Балахтинского муниципального района Красноярского края, принятого сессией Балахтинского районного Совета депутатов от 30.04.1997, определено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района, осуществляется только за счет предоставляемых районному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов (ч.2 ст. 9).

Постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 751-п утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края.

Данным Порядком также определено, что

-мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных, деятельность которых осуществляется в соответствии с порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными Правительством Красноярского края; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания (п.1.3);

-уполномоченным органом по организации мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 Порядка, являются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Красноярского края (п.1.5);

-в качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных пунктом 1.3 Порядка, уполномоченным органом привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.1.6).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.08.2023 в КГБУЗ «Балахтинская районная больница» обратилась Сергеева Д.Н. и ее несовершеннолетняя дочь ФИО15 <дата> г.р., в связи с наличием у несовершеннолетней <данные изъяты>, полученной в результате нападения безнадзорной собаки на детской площадке на территории МБОУ Балахтинская средняя школа №2.

В отделении КГБУЗ «Балахтинская районная больница» ФИО15. выставлен диагноз: <данные изъяты>

По информации МО МВД России «Балахтинский» от 15.05.2024 сообщений и заявлений по факту обращения в КГБУЗ «Балахтинская РБ» 01.08.2023 Сергеевой Д.Н. и ее малолетней дочери ФИО15., <дата> г.р., не зарегистрировано.

Из ответа МБОУ Балахтинская средняя школа №2 от 17.06.2024 следует, что информацией подтверждающей/опровергающей факт нападения бездомной собака на территории школы на малолетнюю ФИО15. образовательное учреждение не располагает, поскольку записи с камер наблюдения сохраняются в течение 1 месяца.

Между администрацией Балахтинского района Красноярского края и ООО «Надежда» (ИНН 2443050533) заключались исполненные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории района: №0319300156223000002 от 20.02.2023, который расторгнут 27.09.2023; №0319300156223000042 от 08.11.2023, который расторгнут 28.12.2023.

21.03.2023 администрацией Балахтинского района в адрес генерального директора ООО «Надежда» направлен наряд-задание на отлов безнадзорных животных на территории Балахтинского района, в том числе в п. Балахта -5 шт. (собаки).

По данным журнала ООО «Надежда» учета заявок, поступивших от заказчика, и наряд-заданий на отлов безнадзорных и бродячих животных администрации Балахтинского района Красноярского края поступившие 21.03.2023 наряды-заявки исполнены. После этого и до 01.08.2023 заявки не направлялись.

Приговором Емельяновского районного суда Красноярского края от 16.04.2024 Тимченко Н.Г., работающая по договору специалистом по отлову, помощником ветеринарного врача в ООО «Надежда», признана виновной и осужденной по ч. 2 ст. 159 УК РФ (3 эпизода), ч. 3 ст. 159 УК РФ (5 эпизодов), ч. 4 ст. 159 УК РФ, в том числе за хищение денежных средств администрации Балахтинского района Красноярского края.

На основании решения УФАС по Красноярскому краю от 26.04.2024 №024/10/104-1203/2024 включены сведения об ООО «Надежда» (ИНН 2443050533), генеральном директоре Шеходанове П.А. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Услуги ветеринарные прочие» №0319300156224000010.

Согласно данным ЕГРЮЛ от 20.09.2024 ООО «Надежда» (ИНН 2443050533) является действующим юридическим лицом.

Разрешая при таких обстоятельствах спор, суд первой инстанции установил факт причинения несовершеннолетней ФИО15 морального вреда, в результате несения несовершеннолетней физических и нравственных страданий вследствие укуса собакой, прохождения в связи с этим лечения и возникновения у нее психологических последствий (страха перед другими собаками), после чего определил размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с виновного лица, в размере 30000 руб.

Решение суда в данной части не обжаловано и предметом обсуждения судебной коллегии не являлось.

Определяя правомерность предъявления соответствующих исковых требований и возможность их удовлетворения, взыскания указанной компенсации, суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, верно применил нормы права и обоснованно пришел к выводу о виновности именно администрации Балахтинского района Красноярского края в причинении морального вреда несовершеннолетней по причине ненадлежащего исполнения администрацией своих обязанностей по наделенным полномочиям по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в границах муниципального образования.

Судебная коллегия соглашается такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам права, регулирующим спорные отношения. Суд первой инстанции правильно определил надлежащего ответчика, так как переданные отдельные государственные полномочия по организации и выполнению мероприятий по обращению с животными без владельцев возложены на орган местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы основанием отмены или изменения обжалуемого решения служить не могут, так как связаны с неверным толкованием автором жалобы норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела и иное правоприменение, оснований для чего судебная коллегия не усматривает. Такие доводы объективно не опровергают верных выводов суда первой инстанции, не указывают на факты, нуждающиеся в дополнительной проверке, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда первой инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, администрации Балахтинского района Красноярского края не представлено доказательств надлежащего исполнения ею своих обязанностей по наделенным полномочиям в соответствующий период должным образом, выполнения достаточного и исчерпывающего комплекса необходимых мероприятий.

Сам по себе факт того, что указанные полномочия могут исполнятся администрацией только за счет субвенций, не указывает на невиновность администрации и на исполнение ею своих обязанностей надлежащим образом.

Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, принадлежность собаки, укусившей несовершеннолетнюю, какому-либо лицу не установлена. При отсутствии доказательств, опровергающих безнадзорность собаки, укусившей несовершеннолетнюю, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности компенсировать вред, причиненный несовершеннолетней, именно на администрацию Балахтинского района Красноярского края, не исполнявшую свои обязанности должным образом.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 20 сентября 2024 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Балахтинского района Красноярского края Аниканова В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: А.В. Деев

Судьи: В.М. Макурин

Ю.В. Левицкая

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2024 года.

33-13847/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Информация скрыта
Ответчики
администрация Балахтинского района
Другие
Сергеева Дарья Николаевна
КГКУ «Балахтинский отдел ветеринарии»,
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Макурин Владимир Михайлович
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
27.11.2024Судебное заседание
02.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2024Передано в экспедицию
27.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее