Дело № 2а-382/2021
УИД 51RS0011-01-2021-000680-64
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 июня 2021 года г. Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Бахаревой И.В.,
при секретаре Петровой А.В.,
с участием представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области Косарева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Афанасьева Алексея Николаевича к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области об оспаривании незаконных действий по постановке на профилактический учет,
установил:
Афанасьев А.Н. обратился в Оленегорский городской суд Мурманской области с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области об оспаривании незаконных действий по постановке на профилактический учет.
Административный иск принят к производству Оленегорского городского суда на основании части 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Административный истец указал место своего жительства в г. Оленегорске по адресу: ....
В ходе рассмотрения дела было установлено, что административный истец Афанасьев А.Н. регистрации по месту жительства в г. Оленегорске Мурманской области не имеет, отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, фактически находится на стационарном лечении в ФКУЗ МСЧ № 51 ФСИН России с 15 апреля 2021 года с неопределённой датой выписки, принимать участие в судебном заседании с использованием ВКС сможет после выписки.
С учетом изложенного обеспечить участие административного истца в настоящем судебном заседании с использованием ВКС не представилось возможным.
Представитель административного ответчика СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области Косарев Е.А. в судебном заседании представил письменные возражения относительно заявленных требований, а также заявил ходатайство о передаче дела по подсудности в Кольский районный суд Мурманской области, поскольку Афанасьев А.Н. не имеет регистрации по месту жительства в г. Оленегорске, оспаривает действия администрации ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, фактически в настоящее время отбывает наказание в ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, находясь на лечении в ФКУЗ МСЧ № 51 ФСИН России. Обратил внимание, что в ФКУ ИК-18 находится личное дело осужденного Афанасьева А.Н.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Клочкова К.М. представила письменные возражение относительно требований, указанных в административном иске, кроме того, просит отказать в его удовлетворении в связи с пропуском срока.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Мурманской области Новицкая Е.И. просит передать дело на рассмотрение по подсудности в Кольский районный суд Мурманской области по месту нахождения одного из ответчиков – ИК-18 УФСИН России по Мурманской области. Полагает, что административный иск принят к производству Оленегорского городского суда с нарушением правил подсудности.
Выслушав представителя административного ответчика Косарева Е.А., обсудив заявленные ходатайства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом, закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет такую задачу административного судопроизводства как обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3) и гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).В целях реализации указанного права во второй главе Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплена подсудность административных дел судам.
В соответствии со статьей 22 названного Кодекса административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (часть 1).
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).
При этом частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность подачи административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
В силу части 4 этой же статьи право выбора между несколькими судами, которым согласно названной статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 27 Кодекса административного судопроизводства РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято с нарушением правил подсудности.
Из содержания административного искового заявления следует, что Афанасьев А.Н. воспользовался правом, предусмотренным частью 4 статьи 24 КАС РФ и обратился с административным иском по месту своего жительства, указав адрес: ....
Вместе с тем, согласно сведений, представленных МП МО МВД России «Оленегорский», Афанасьев А.Н. по данным АСК г. Оленегорска не значится.
Таким образом, указанный в административном исковом заявлении Афанасьевым А.Н. адрес не является его местом жительства.
Установлено, что Афанасьев А.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, территориально расположенном в Ловозерском районе Мурманской области. Однако, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 года № 704-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав статьей 266 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», исправительное учреждение не является местом жительства лица, отбывающего там наказание в виде лишения свободы. Учитывая, что на территории г. Оленегорска Афанасьев не зарегистрирован, а место отбывания наказания не является местом жительства осужденного, определить подсудность по месту жительства административного истца не представляется возможным.
Исходя из указанных административным истцом адресов места нахождения административных ответчиков: ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области (г. Апатиты ул. Трудовая д. 24а) и ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области (Кольский район п. Мурмаши ул. Зеленая д. 10), данные адреса относятся к подсудности Апатитского городского суда Мурманской области и Кольского районного суда Мурманской области.
Поскольку представителем ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСН России по Мурманской области Косаревым Е.А. и представителем заинтересованного лица УФСИН России по Мурманской области Новицкой Е.И. заявлено ходатайство о направлении дела по подсудности в Кольский районный суд по месту нахождения ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, а в судебном заседании установлено, что административный иск принят к производству Оленегорского городского суда с нарушением правил подсудности суд считает, что административное дело должно быть передано для рассмотрения в Кольский районный суд Мурманской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Передать дело по административному иску Афанасьева Алексея Николаевича к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Мурманской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области об оспаривании незаконных действий по постановке на профилактический учет на рассмотрение в Кольский районный суд Мурманской области.
На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд.
Председательствующий: И.В. Бахарева