Дело №2-725/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2019 года город Сосногорск Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КВВ к администрации МР «Сосногорск», Комитету по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
установил:
КВВ обратился в суд с иском к администрации МР «Сосногорск» о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, просил обязать ответчика заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о заключении с ним договора социального найма вышеуказанного жилого помещения, в чем ему было отказано.
Отказ ответчика истец считает незаконным, т.к. на протяжении 32 лет он осуществлял трудовую деятельность в органах исполнительной власти в сфере органов внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении срока действия данного договора, по ходатайству руководства ОВД г.Сосногорска он был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, в указанный период истец проживал в квартире, выполнял все обязанности по ее содержанию.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком вновь был заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, по истечении которого новый договор не заключался, при этом истец продолжал в нем проживать, содержал его.
Приказом МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истец уволен со службы из органов внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе в ОВД, назначена пенсия.
В спорном жилом помещении истец зарегистрирован и проживает около 14 лет, на протяжении всего периода проживания он исполнял обязанности квартиросъемщика по содержанию помещения, оплачивал жилищно-коммунальные услуги.
Иного жилья на территории РФ истец не имеет, правом приватизации не пользовался, так как жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось.
Считает, что приобрел право пользования спорным жилым помещением на основании договора социального найма.
Определением суда к участию в деле привлечен Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в качестве соответчика.
Истец КВВ в суде на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика КУИ администрации МР «Сосногорск» Земскова Е.В., действующая на основании доверенности, в суде исковые требования не признала. Указала, что спорная квартира была предоставлена истцу по договору найма, коммерческого найма, срок его действия истек в 2012 году, до 2019 года предложений с его стороны, либо со стороны руководства ОМВД в КУИ, администрацию о перезаключении договора, не поступало. Истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях (был под номером 959, на 2019 – 466), состоял в первоочередном списке как сотрудник правоохранительных органов (был под номером 42, на 2019 – 8), очередность для предоставления жилья по договору социального найма не наступила, полагала, что оснований для обязания заключения договора социального найма нет.
Ответчик администрация МР «Сосногорск» о времени и месте рассмотрения дела извещена, представителя в суд не направила. Ранее в суде, представитель Стрыкова А.В. исковые требования не признала.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.671 ГК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице Министра МВД по РК и КВВ заключен контракт о службе в органах внутренних дел, в соответствии с которым истец принят на должность заместителя начальника ОВД г.Сосногорска - начальника отдела кадров. Срок действия контракта определен в 3 года.
Истец на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайства начальника ОВД г.Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с постановлением главы МО «Город Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ №, принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное получение жилья под номером 42, на ДД.ММ.ГГГГ –был №, включен в общий список учета под номером 959, с составом семьи 4 человека (в настоящее время под номером 466).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МР «Сосногорск» и КВВ заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с которым истцу в срочное возмездное владение и пользование сдана квартира по адресу: <адрес>, относящаяся к муниципальной собственности, для использования в целях проживания с правом регистрации. Срок найма жилого помещения установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3.4 договора предусмотрено, что указанное жилое помещение не подлежит разделу, бронированию, приватизации, обмену.
ДД.ММ.ГГГГ начальник ОВД г.Сосногорска обратился к Главе администрации МР «Сосногорск» с ходатайством о продлении договора найма вышеуказанного жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между МО ГП «Сосногорск» и КВВ заключен договор коммерческого найма жилого помещения, в соответствии с которым истцу в срочное возмездное владение и пользование передано спорное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Срок найма жилого помещения установлен на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без права регистрации.
Из пункта 3.1.9 договора следует, что наниматель не вправе осуществлять приватизацию жилого помещения, обмен жилого помещения, а также передавать его в поднайм.
То есть указанное свидетельствует о том, что стороны согласовали условия договора, истцом договоры подписаны, ему было известно об условиях договора, он с ними согласился.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено уведомление и.о. руководителя администрации ГП «Сосногорск» Р.Г. Гафетдинова об отказе в продлении договора коммерческого найма спорного жилого помещения, предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ освободить жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к руководителю администрации ГП «Сосногорск» с ходатайством о заключении с ним договора социального найма спорного жилого помещения, как с сотрудником ОВД, отработавшим более 10 лет и имеющим право на получение жилья на основании и в порядке, предусмотренном ст.30 Закона РФ от 18.04.1991 №1026-1 «О милиции».
Из доводов истца следует, что по истечении срока договора коммерческого найма жилого помещения, новый договор не заключался. Но при этом он продолжает проживать в спорном жилом помещении, несет обязанности по его содержанию, иного жилья на территории РФ не имеет.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец один зарегистрирован в спорном жилом помещении, о чем представлена справка №. Квартира состоит из двух комнат, общей площадью 52,2 кв.м.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах КВВ на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости отсутствуют, о чем представлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к главе МР «Сосногорск» руководителю администрации с ходатайством о заключении договора социального найма спорного жилого помещения.
Из ответа председателя Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» В.Г. Ковалевой от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что согласно п.2.4 Положения о коммерческом найме жилых помещений, находящихся в собственности ГП «Сосногорск», утвержденного Решением XVIII заседания Совета ГП «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ №, по истечении срока действия договора коммерческого найма, наниматель вправе обратиться с заявлением о заключении нового договора коммерческого найма. О продлении договора коммерческого найма жилого помещения истец не обращался. Согласно п.1.2, настоящее Положение не распространяется на договор социального найма жилых помещений и договор найма специализированных жилых помещений. Согласно п.5.6 Положения, в случае расторжения или прекращения договора коммерческого найма жилого помещения в связи с истечением срока договора наниматель и граждане, проживающие с нанимателем, должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора подлежат выселению из жилого помещения в порядке, определенном действующим законодательством. Оснований для заключения с истцом договора социального найма спорного жилого помещения, не имеется.
Как следует из выписки МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, на основании п.2 ч.1 ст.82 ТК РФ, истец уволен со службы из органов внутренних дел.
На основании постановления администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ №, истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел, исключен из первоочередного списка, остался состоять в общем списке.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 указанного Закона РФ "О милиции", действовавшей в период предоставления спорной квартиры истцу, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд в зависимости от целей использования подразделяется на жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; фонд коммерческого использования.
Как следует из п.23 и п.41 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
На основании распоряжения Правительства РК от 31.05.2009 №101-р спорная квартира по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передана в собственность муниципального образования городского поселения «Сосногорск» в процессе разграничения имущества, состоит на балансе муниципальной казны, о чем представлена выписка из реестра муниципальной собственности МО ГП «Сосногорск».
Решением XXI заседания Совета ГП «Сосногорск» I созыва от 25.06.2014 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности МО ГП «Сосногорск». Основания, условия и порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда МО ГП «Сосногорск» коммерческого использования, иные вопросы управления и распоряжения данным фондом, не урегулированные настоящим решением, определяются отдельным решением Совета ГП «Сосногорск».
Из Положения следует, что жилищный фонд МО ГП «Сосногорск» состоит из жилищного фонда социального использования, специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования.
Решением XXXI (очередного) заседания Совета ГП «Сосногорск» II созыва от 06.09.2019 №155 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда МО ГП «Сосногорск». Решение Совета ГП «Сосногорск» от 25.06.2014 №160 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности МО ГП «Сосногорск», утвержденное решением Совета ГП «Сосногорск» признано утратившим силу.
Ранее, Решением XVIII заседания Совета ГП «Сосногорск» от 11.05.2010 №146 утверждено Положение о коммерческом найме жилых помещений, находящихся в собственности ГП «Сосногорск».
Согласно п.1.2 Положения, оно не распространяется на договор социального найма жилых помещений и договор найма специализированных жилых помещений.
Коммерческий найм жилых помещений представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и (или) пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда ГП «Сосногорск» (п.1.3).
Основным документом, регулирующим отношения наймодателя с нанимателем, является договор коммерческого найма, заключаемый в письменной форме.
Из п.1.5 Положения о коммерческом найме жилых помещений, находящихся в собственности ГП «Сосногорск» следует, что на условиях коммерческого найма предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда коммерческого использования. Предоставление жилых помещений по договору коммерческого найма жилого помещения не связано с очередностью предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п.5.6 Положения, в случае расторжения или прекращения договора коммерческого найма жилого помещения в связи с истечением срока договора наниматель и граждане, проживающие ним, должны освободить жилое помещение.
В связи с ликвидацией администрации ГП «Сосногорск», ее полномочия осуществляет администрация МР «Сосногорск».
Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления по заявлению данных граждан (ч.3 ст.52 ЖК РФ).
Согласно п.п.3,4 ст.57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Только решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Также в указанной статье перечислены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма вне очереди.
Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, договор социального найма, регулируемый нормами жилищного законодательства, и договор найма (коммерческого), регулируемый нормами гражданского законодательства, являются различными правовыми категориями, влекущими различные юридические последствия.
Согласно сведениям, предоставленным КУИ администрации МР «Сосногорск», и доводам представителя ответчика КВВ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ под № на ДД.ММ.ГГГГ в общем списке, состоял в первоочередном под № на ДД.ММ.ГГГГ что свидетельствует о том, что очередность предоставления жилого помещения по договору социального найма не наступила.
В соответствии с жилищным законодательством РФ жилое помещение предоставляется только в порядке очередности. При обязании заключить договор социального найма истцу, будут ущемлены права лиц, которые были ранее поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и ожидают предоставления жилого помещения по договорам социального найма.
Так, из доводов представителя ответчика, материалов дела следует, что имеются по состоянию на день рассмотрения дела на исполнении неисполненные решения суда, по которым постановлено предоставить гражданам жилые помещения по договорам социального найма, в частности, в отношении указанных 6 семей: ТАП, ТДА по решению Сосногорского городского суда по делу 2-1158\2014 от ДД.ММ.ГГГГ, АВЛ, АВА, АОВ, АЛВ по решению Сосногорского городского суда по делу 2-337\2015 от ДД.ММ.ГГГГ; ИВТ, ИТИ, ИСВ, ИСВ по решению Сосногорского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, МЕВ, МКФ, МИФ, ШВГ по решению Сосногорского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, ВЭА по решению Сосногорского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ; ЛЕС, ЛЮВ по решению Сосногорского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 520 семей, поставлены на учет до 2005 года, начиная с 1970-х годов.
Истец претендует на заключение договора социального найма на квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 52,2 кв.м составом семьи 1 человек при норме предоставления 14 кв.м на человека или в виде однокомнатной квартиры.
Ссылка истца на то, что в соответствии со справкой председателя ЖБК МВД по РК № от ДД.ММ.ГГГГ, КВВ не состоит в очереди МВД по РК на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 ФЗ от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ КВВ единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась, - не является основанием для удовлетворения иска.
Закон РФ "О милиции", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты сотрудников милиции, устанавливал дополнительные права и гарантии сотрудникам милиции в жилищной сфере - обеспеченность жильем сотрудников, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. При этом, сама по себе часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" непосредственно не решала вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяла условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище.
Из доводов представителя ответчика следует, что несостоятельна ссылка истца на Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 №1026-1 ( в настоящее время утративший силу), пунктом 30 которого предусмотрено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, так как жилое помещение было предоставлено истцу для проживания, условия предоставления стороны согласовали между собой, заключив договор найма, коммерческого найма, истец согласился с условиями договора, подписав его, обязанности предоставить жилье только на условиях договора социального найма Закон не содержит.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", действующего с 1 марта 2011 года, обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
То есть обеспечение жильем предусмотрено различными способами.
Довод истца о том, что он с 2005 года проживает в спорном жилом помещении, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, не свидетельствует о наличии бесспорных оснований для заключения договора социального найма и не является достаточным основанием для обязания ответчика заключить с ним договор социального найма. Договоры были заключены на определенных условиях, они не оспорены, не изменены, не внесены дополнения.
Изменение характера найма жилого помещения, относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что спорное жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось, решение органа исполнительной власти либо ордер на вселение в него не выдавался, жилое помещение предоставлено в срочное возмездное пользование, оснований для обязания ответчика заключения с истцом договора социального найма, не имеется. Следовательно, исковые требования следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования КВВ к администрации МР «Сосногорск», Комитету по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения, обязании заключить договор социального найма - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03 октября 2019 года.
Председательствующий О.С. Дудина