Производство №2-909/2021
УИД 91RS0021-01-2021-001784-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2021 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи – Иванова М.Г.,
при секретаре – Игнатюк А.С.,
с участием: прокурора – Ломач Я.С.,
представителя ответчика – Петровой Ю.П,
представителя третьего лица – Чухно И.С.,
представителя третьего лица – Муляр А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Судака Республики Крым к администрации города Судака Республики Крым, третьи лица – ОНД по г. Судаку УНД ГУ МЧС России по Республике Крым, ГУП РК «Вода Крыма» о признании незаконным бездействия по обеспечению федерального законодательства о пожарной безопасности, об обязании устранить допущенные нарушения пожарной безопасности, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Судака старший советник юстиции Жеребцов А.Н. обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Судака Республики Крым о признании незаконным бездействия по обеспечению федерального законодательства о пожарной безопасности, об обязании устранить допущенные нарушения пожарной безопасности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Судака при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации установлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности администрации г. Судака, создающие угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов городского округа Судак, является публично-правовой обязанностью администрации г. Судака Республики Крым.
В результате проведенной проверки установлено, что администрацией г. Судака территории населенных пунктов городского округа, а именно сёл Междуречье, Громовка, Ворон, Лесное, Переваловка, Холодовка и пгт. Новый Свет не оборудованы системой оповещения населения о пожаре; на территории сёл Веселое, Громовка, Ворон, Лесное, Переваловка, Холодовка отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, а территории г. Судака и сёл Морское, Междуречье, Грушевка, Солнечная Долина, пгт. Новый Свет не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве. С целью устранения указанных нарушений прокуратурой 09.03.2021 в адрес главы администрации г. Судака внесено представление, которое 19.04.2021 рассмотрено, однако нарушения, указанные в представлении прокуратуры города в полном не устранены.
В связи с длительным не устранением ответчиком нарушений указанных требований федерального законодательства и правил противопожарного режима, которые по своему характеру могут создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Помощник прокурора г. Судака Ломач Я.С. в судебном заседании доводы иска поддержала, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации г. Судака Республики Крым – Петрова Ю.П. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Представитель третьего лица – ОНД по г. Судаку УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Чухно И.С., представитель третьего лица ГУП РК «Вода Крыма» - Муляр А.А. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон № 69-ФЗ) предусмотрено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности – это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
На основании ч. 1 ст. 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Положениями п.п. 8, 10, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Как определено в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
В силу ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 62 Закона № 123-ФЗ регламентировано, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются Законом № 123-ФЗ.
Согласно ст. 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Частями 1, 2 ст. 68 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к полномочиям администрации г. Судака Республики Крым как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности администрацией г. Судака на территории населенных пунктов городского округа:
- села Междуречье, Громовка, Ворон, Лесное, Переваловка, Холодовка и пгт. Новый Свет не оборудованы системой оповещения населения о пожаре (п. 7 ст. 63 Закона № 123);
- на территории сёл Веселое, Громовка, Ворон, Лесное, Переваловка, Холодовка отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, а территории г. Судака и сёл Морское, Междуречье, Грушевка, Солнечная Долина, пгт. Новый Свет не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве (ст. 62, ч. 2 ст. 68 Закона № 123).
С целью устранения указанных нарушений прокуратурой города 09.03.2021 в адрес главы администрации г. Судака внесено представление.
19.04.2021 данное представление рассмотрено администрацией г. Судака, однако нарушения законодательства о пожарной безопасности устранены не были.
Кроме того, 27.04.2021 ОНД по г. Судаку УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым проведена внеплановая проверка администрации г. Судака, в ходе которой установлено, что территория пгт. Новый Свет не оборудована системой оповещения населения, за что постановлениями мирового судьи судебного участка № 86 Судакского судебного района (городской округ Судак) Республики Крым от 16.06.2021 глава администрации г. Судака Степиков И.Г. и администрация г. Судака были привлечены к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании не представлено доказательств устранения ответчиком нарушений требований федерального законодательства и правил противопожарного режима, что свидетельствует о допущенном администрацией г. Судака Республики Крым бездействии, при этом выявленные нарушения не отвечают требованиям безопасности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах, свидетельствующих о том, что права и законные интересы третьих лиц не нарушены, оценив представленные по делу доказательства, суд считает их относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для вынесения решения об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 6 000,00 рублей.
Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Судака Республики Крым к администрации города Судака Республики Крым, третьи лица – ОНД по г. Судаку УНД ГУ МЧС России по Республике Крым, ГУП РК «Вода Крыма» о признании незаконным бездействия по обеспечению федерального законодательства о пожарной безопасности, об обязании устранить допущенные нарушения пожарной безопасности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Судака по обеспечению требований федерального законодательства о пожарной безопасности, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
в нарушение требований п. 7 ст. 63 Закона 123-ФЗ администрацией г. Судака территории населенных пунктов городского округа, а именно сёл Междуречье, Громовка, Ворон, Лесное, Переваловка, Холодовка и пгт. Новый Свет не оборудованы системой оповещения населения о пожаре;
в нарушение ст. 62, ч. 2 ст. 68 Закона № 123-ФЗ на территории сёл Веселое, Громовка, Ворон, Лесное, Переваловка, Холодовка отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, а территории г. Судака и сёл Морское, Междуречье, Грушевка, Солнечная Долина, пгт. Новый Свет не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве в соответствии с Законом № 123-ФЗ.
Обязать администрацию г. Судака в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в полном объеме устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать системой оповещения населения о пожаре территории населенных пунктов городского округа, а именно сёла Междуречье, Громовка, Ворон, Лесное, Переваловка, Холодовка и пгт. Новый Свет;
- обеспечить территории сёл Веселое, Громовка, Ворон, Лесное, Переваловка, Холодовка источниками наружного противопожарного водоснабжения, а территории г. Судака и сёл Морское, Междуречье, Грушевка, Солнечная Долина, пгт. Новый Свет обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве в соответствии с Законом № 123-ФЗ (ст. 62, ч. 2 ст. 68 Закона № 123-ФЗ).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 16 декабря 2021 года.
Председательствующий – судья М.Г. Иванов