Решение по делу № 66а-5801/2020 от 21.10.2020

Дело № 66а-5801/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                                    10 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бузмакова С.С.,

судей Ковалёвой Ю.В., Кудряшова В.К.

при секретаре Никишовой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-295/2020 по административному исковому заявлению Любимова А.В., Пыленка П.И., Орлова В.И. о признании недействующими пунктов 1 и 3 постановления Правительства Рязанской области от 7 декабря 2018 г. № 349 «Об установлении минимального размера взноса на капительный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области, на 2019 год»

по апелляционной жалобе Любимова А.В., Пыленка П.И,, Орлова В.И. на решение Рязанского областного суда от 3 августа 2020 г., которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В., полагавшей судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

7 декабря 2018 г. Правительством Рязанской области принято постановление № 349 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области, на 2019 год» (далее также – Постановление № 349).

Постановление опубликовано в газете «Рязанские ведомости» № 188 от 18 декабря 2018 г.

Любимов А.В., Пыленок П.И, и Орлов В.И. (далее также – административные истцы) обратились в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов и постановления Правительства Рязанской области от 7 декабря 2018 г. № 349.

В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемым постановлением минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен в размере 11,65 рублей в месяц на один квадратный метр общей площади принадлежащего собственнику помещения в многоквартирном доме. В силу требований пункта 2 статьи 9 Закона Рязанской области от 18 декабря 2013 г. № 70-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области» (далее также - Закон Рязанской области № 70-ОЗ) (в редакции, действовавшей на 2018 год), постановление Правительства Рязанской области № 349 могло быть принято не позднее 1 декабря 2018 г., но в нарушение этой нормы принято 7 декабря 2018 г. Также оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям пункта 6.2 Методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 454/пр (далее также – Методические рекомендации), поскольку размер взноса на капитальный ремонт установлен без учёта уровня платежеспособности населения Рязанской области.

Решением Рязанского областного суда от 3 августа 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления Любимова А.В., Пыленка П.И., Орлова В.И. отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене решения суда и принятии нового судебного акта, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, обосновывая свои требования доводами, ранее изложенными при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции.

На апелляционную жалобу Правительством Рязанской области и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в суд своих представителей не направили.

Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на них, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс РФ) регулируются отношения, в том числе по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – взнос на капитальный ремонт) (пункт 11 части 1 статьи 4). В силу положений пункта 8.2 статьи 13, части 1 статьи 167 названного Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими отнесено установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 8.1 части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учётом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учётом установленного данным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 названного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 приведённого Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере ( часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ).

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 505 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности» является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, приказом от 27 июня 2016 г. № 454/пр утвердило методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 6.1 Методических рекомендаций субъекту Российской Федерации рекомендуется устанавливать минимальный размер взноса на каждый очередной год реализации региональной программы капитального ремонта.

При изменении минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется учитывать изменение уровня платежеспособности населения, стоимости услуг и работ, входящих в перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта (пункт 6.2 Методических рекомендаций).

Для обоснованного установления минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта субъекту Российской Федерации рекомендуется через каждые три года (до начала очередного трёхлетнего плана реализации региональной программы капитального ремонта) осуществлять переоценку значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт в соответствии с данными методическими рекомендациями и устанавливать минимальный размер взноса на основе проведённой переоценки (пункт 6.3 Методических рекомендаций).

Согласно пункту 6.4 Методических рекомендаций в период между переоценками значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт минимальный размер взноса на очередной год реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется устанавливать на основе размера такого взноса в предшествующий год региональной программы капитального ремонта с применением повышающего коэффициента, отражающего планируемое сближение значений минимального размера взноса и необходимого размера взноса на капитальный ремонт для сокращения потребности в финансовой бюджетной поддержке, а также индекса изменения стоимости услуг и работ по капитальному ремонту.

На территории Рязанской области вопросы организации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ регулируются Законом Рязанской области от 18 декабря 2013 г. № 70-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области».

Установление минимального размера взноса на капитальный ремонт в силу статьи 4 Закона Рязанской области № 70-ОЗ отнесено к полномочиям Правительства Рязанской области.

В соответствии со статьёй 9 Закона Рязанской области № 70-ОЗ (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) минимальный размер взноса на капитальный ремонт (далее - минимальный размер взноса) устанавливается Правительством Рязанской области в расчёте на один квадратный метр общей площади принадлежащего собственнику помещения в многоквартирном доме (часть 1). Минимальный размер взноса устанавливается ежегодно в срок до 1 декабря года, предшествующего очередному году реализации региональной программы капитального ремонта (часть 2).

Пунктом 1 Постановления № 349 минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области, на 2019 год установлен в размере 11,65 рубля на один квадратный метр общей площади принадлежащего собственнику помещения в многоквартирном доме в месяц. Постановление вступает в силу с 1 января 2019 г. (пункт 3 Постановления № 349).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Любимова А.В., Пыленка П.И. и Орлова В.И., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках полномочий субъекта Российской Федерации в сфере жилищного законодательства с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия и опубликования таких правовых актов, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административных истцов не нарушает.

Проверив и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемый размер взноса на капитальный ремонт не является произвольным, поскольку обоснованность такого расчёта подтверждается имеющимися в деле документами.

Также суд посчитал, что принятие Постановления № 349 после 1 декабря 2018 г., то есть формально с нарушением установленного статьёй 9 Закона Рязанской области № 70-ОЗ (в действующей на тот период редакции) срока не влечёт признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим, учитывая, что этот акт вступил в силу 1 января 2019 г. и не нарушает права и законные интересы административных истцов, которые обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт в размере 11,65 рубля на один квадратный метр общей площади после вступления обжалуемого постановления в силу.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции полностью соглашается и считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Судом установлено, что Постановление № 349 принято уполномоченным органом в пределах компетенции Правительства Рязанской области с соблюдением порядка его принятия и опубликования. Факт принятия постановления за пределами установленного Законом Рязанской области № 70-ОЗ срока, учитывая начало времени его применения, а также установленный порядок уплаты взносов на капитальный ремонт, не может повлечь нарушение прав и законных интересов административных истцов и, соответственно, свидетельствовать о существенности допущенного нарушения, которое может являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Представленные Правительством Рязанской области документы в обоснование возражений по административному иску подтверждают выводы суда о том, что минимальная величина размера взноса на капитальный ремонт в сумме 11,65 рублей является экономически обоснованной.

Согласно представленному административным ответчиком расчёту при определении минимального размера взноса на капитальный ремонт на 2019 год были проведены следующие действия:

проведена оценка общей потребности в средствах на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта в соответствии с разделом 2 Методических рекомендаций;

определён необходимый размер взноса собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта в соответствии с разделом 3 Методических рекомендаций;

проведена оценка доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан – собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с разделом 4 Методических рекомендаций.

При этом Правительством Рязанской области приняты во внимание: основные показатели реформы жилищно-коммунальной сферы Рязанской области в январе – декабре 2017 года, отдельные статистические показатели по городским округам и муниципальным районам Рязанской области за 2017 год (в том числе по стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчёте на 1 человека в месяц, по фактическому уровню возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг), предварительная информация о среднедушевых денежных доходах (в месяц) по Рязанской области в 2018 году, а также показатели минимального размера взноса на капитальный ремонт за 2017 год (6 рублей) и на 2018 год (8,02 рубля).

Таким образом, вывод суда об экономической обоснованности минимальной величины размера взноса на капитальный ремонт на 2019 год соответствует обстоятельствам административного дела и согласуется с предписаниями статьи 156 Жилищного кодекса РФ.

При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными утверждения административных истцов о том, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в порядке и размерах, подлежащих определению в соответствии с Методическими рекомендациями.

Поскольку Постановление № 349 принято полномочным органом с соблюдением процедуры его принятия и официального опубликования, прав административных истцов не нарушает, оснований для его признания недействующим у суда не имелось.

Учитывая изложенное выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспоренных правовых положений мотивированны.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, при принятии решения не допущено нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Рязанского областного суда от 3 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Любимова А.В., Пыленка П.И., Орлова В.И. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

66а-5801/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ачимов Алексей Викторович
Любимов А.В.
Орлов В.И.
Пыленок П.И.
Ответчики
Правительство РО
Другие
Захаров Алексей Дмитриевич
Кононова Нина Николаевна
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Бузмаков Сергей Семёнович
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
21.10.2020Передача дела судье
10.12.2020Судебное заседание
09.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2021Передано в экспедицию
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее