Решение по делу № 2а-3937/2020 от 11.08.2020

                                    Дело №2а-3937/2020

      УИД 18RS0003-01-2020-003607-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    10 декабря 2020 года     г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пашкиной О.А.,

при секретаре Дроздовой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Зориной Е.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, пени по налогу на добавленную стоимость, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, МИФНС №10 по УР, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Зориной Е.Ю. (далее – административный ответчик, налогоплательщик, Зорина Е.Ю.) о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, пени по налогу на добавленную стоимость, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Административные исковые требования мотивированы тем, что Зорина Е.Ю. является плательщиком налога на доходы физических лиц. В отношении Зориной Е.Ю. проведена камеральная налоговая проверка по декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 года, по результатам которой налогоплательщик привлечена к налоговой ответственности. Зориной Е.Ю. доначислен налог на добавленную стоимость в размере 4 159 509,00 руб., пени в размере 192 169,32 руб., а также штраф в размере 1 042 203,33 руб. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование <номер> от 12.12.2018 с указанием в срок до 08.04.2019 оплатить пени, начисленные за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 26 663,94 руб., а также требование <номер> от 12.12.2018 с указанием в срок до 08.04.2019 оплатить пени, начисленные за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 68 055,86 руб. В установленный срок требования не исполнены, сумма пени не уплачена. Кроме того, Зорина Е.Ю. является плательщиком транспортного налога, по уплате которого у нее имеется задолженность. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от 12.09.2016 с указанием на необходимость уплатить в срок до 01.12.2016 транспортный налог в размере 616,00 руб. Ввиду неисполнения Зориной Е.Ю. обязанности по уплате налога, Инспекцией в ее адрес направлено требование <номер> от 22.12.2016 об уплате налога и пени в срок до 14.02.2017, которое налогоплательщиком не исполнено. Также Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от 20.09.2017 с указанием на необходимость уплатить в срок до 01.12.2017 транспортный налог в размере 647,00 руб. Ввиду неисполнения Зориной Е.Ю. обязанности по уплате налога, Инспекцией в ее адрес направлено требование <номер> от 14.02.2018 об уплате налога и пени в срок до 23.03.2018, которое налогоплательщиком не исполнено. До 11.05.2016 Зорина Е.Ю. являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов. В связи с выявлением недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование Зориной Е.Ю. направлено требование <номер> от 31.12.2016 об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 307,44 руб. в срок до 10.01.2017. Указанная задолженность Зориной Е.Ю. не погашена. Мировым судьей судебного участка №2 Октябрьского района г. Ижевска 15.10.2019 вынесено определение об отмене судебного приказа по делу №2А-2788/2019 о взыскании с налогоплательщика задолженности по пени. Определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 15.05.2020 административный иск от 06.04.2020 возвращен Инспекции после оставления его без движения. Указанное обстоятельство является уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд с настоящим административным иском. Ссылаясь на ст.ст. 23, 31, 45, 48, 75 НК РФ, административный истец просит взыскать с Зориной Е.Ю. в доход бюджета транспортный налог за 2015-2016 годы в размере 1 263,00 руб., пени по транспортному налогу за 2016-2018 годы в размере 16,64 руб., пени по налогу на добавленную стоимость за 2018 год в размере 94 719,80 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год в размере 307,44 руб.

Представитель административного истцаМИФНС России №10 по УРв судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии с ч. 2 ст. 289, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Административный ответчик Зорина Е.Ю.в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, причины неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратилась.В соответствии с ч. 2 ст. 289, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета вналоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Частью 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Как следует из материалов дела, определением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Ижевска от 15 октября 2019 года отменен судебный приказ от 10 сентября 2019 года №2а-2788/2019о взыскании с Зориной Е.Ю. недоимки по налогам и пени, страховых взносов на общую сумму в размере 96 309,69 руб. в пользу МИФНС №10 по УР, а также расходов по оплате государственной пошлины в пользу местного бюджета в размере 1 544,65 руб.

Следовательно, шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением истекал15 апреля 2020года и был пропущен налоговым органом на момент обращения 11 августа 2020 года в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке и в срок. Административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, а также профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

При рассмотрении дела судом установлено, что изначально МИФНС №10 по УР обратилась в суд с административным иском к Зориной Е.Ю. 13 апреля 2020 года, то есть за 2 дня до истечения установленного законом шестимесячного срока. Однако на стадии принятия к производству административное исковое заявление Инспекции определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 15 апреля 2020 года оставлено без движения, а затем в связи с неустранением недостатков возвращено налоговому органу определением от 14 мая 2020 года. Определение судьи о возврате административного иска получено МИФНС №10 по УР 28 мая 2020 года.

Инспекция вновь обратилась в суд с административным иском к Зориной Е.Ю. 18 июня 2020 года, то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока. Однако на стадии принятия к производству административное исковое заявление МИФНС №10 по УР определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 23 июня 2020 года оставлено без движения, а затем в связи с неустранением недостатков возвращено налоговому органу определением от 14 июля 2020 года. Определение судьи о возврате административного иска получено МИФНС №10 по УР 23 июля 2020 года.

Указанные определения не обжалованы, вступили в законную силу.

С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился 11 августа 2020 года, то есть по истечении более чем двух месяцев со дня истечения шестимесячного срока обращения в суд.

Ссылки Инспекции на длительность сроков хранения почтового отправления в адрес Зориной Е.Ю., содержащего административный иск, отклоняются судом, поскольку не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд. Налоговому органу как профессиональному участнику названных правоотношений должны быть известны требования части 7 статьи 125 КАС РФ, содержащей требования к порядку подачи административного иска и предусматривающей обязанность административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. После отмены судебного приказа у налогового органа имелся шестимесячный срок для исполнения такой обязанности, обеспечивающей соблюдение требований, предъявляемых законом к порядку обращения с административным иском в суд. То обстоятельство, что такая обязанность не была исполнена налоговым органом и это послужило основанием для возращения административного иска судом дважды в связи с неустранением недостатков, не может, по мнению суда, свидетельствовать об уважительности причин пропуска Инспекцией срока на обращение с настоящим административным иском в суд. Как видно из материалов дела, административный иск направлен налоговым органом в адрес Зориной Е.Ю. только 28 апреля 2020 года, то есть после предъявления первоначального административного иска в суд.

Даже после повторного возращения Инспекции административного иска у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с настоящим административным иском. Доказательств, наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в период с 23 июля 2020 года до 11 августа 2020 года, не усматривается. В связи с этим уважительные причины для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок обращения с административным иском в суд, основания для его восстановления отсутствуют, в связи с чем административные исковые требования о взыскании с Зориной Е.Ю.транспортного налога за 2015-2016 годы в размере 1 263,00 руб., пени по транспортному налогу за 2016-2018 годы в размере 16,64 руб., пени по налогу на добавленную стоимость за 2018 год в размере 94 719,80 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год в размере 307,44 руб. подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Зориной Е.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, пени по налогу на добавленную стоимость, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 15 декабря 2020 года.

        Председательствующий судья            Пашкина О.А.

2а-3937/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 10 по УР
Ответчики
Зорина Елена Юрьевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Пашкина Оксана Александровна
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
11.08.2020Регистрация административного искового заявления
12.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее