Решение по делу № 2-511/2021 от 10.06.2021

                                                                                                                                                        дело № 2-511/2021

10RS0013-01-2021-000783-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2021 г.                                                                            г.Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                       Панасенко Н.В.,

при секретаре     Михалевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее-Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия) обратилось в суд с иском по тем основаниям, что на территории Прионежского муниципального района деятельность в сфере водоснабжения осуществляет муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» (далее - МУП «Водоканал Прионежский»). Комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные в п. Новая Вилга, п. Ладва, закреплены на праве хозяйственного веденияза МУП «Водоканал Прионежский» в соответствии с распоряжением администрации Прионежского муниципального района от 31 мая 2018 г. № 252-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский».Источниками питьевого водоснабжения являются: п. Ладва - 3 артезианские скважины, п. Новая Вилга - 5 артезианских скважин. Общее количество населения, обеспечиваемого централизованным водоснабжением, составляет в п. Новая Вилга - 603 абонента (примерно 1800 человек, в п. Ладва - 234 абонента (примерно 700 человек). Централизованным водоснабжением обеспечены социально-значимые объекты в п. Новая Вилга: МДОУ Детский сад № 6 «Светлячек», МОУ «Нововилговская средняя общеобразовательная школа № 3», на территории п. Ладва: МДОУ Детский сад № 20 «Родничок», МОУ «Ладвинская средняя общеобразовательная школа № 4».

Указывая, что проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения отсутствуют, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом последующего изменения исковых требований, истец, просит обязать МУП «Водоканал Прионежский» разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями) следующих поселков: Прионежский район, п.Новая Вилга, Прионежский район, п.Ладва; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требованиям санитарного законодательства; обязать администрацию Прионежского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с требованиями санитарного законодательства проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в срок до 01 февраля 2023 г.

В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Зыкова А.Н., Чернова Ю.Б., действующие на основании доверенностей, требования поддержали.

Представитель МУП «Водоканал Прионежский» Андреева И.В., действуя на основании доверенности, с иском не согласилась.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Волкова А.А., действуя на основании доверенности, возражала против заявленных требований.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. создано МУП «Водоканал Прионежский», целями деятельности предприятия в соответствии с его Уставом, являются организация в границах Прионежского муниципального района водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, для достижения данной цели предприятие осуществляет оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. МУП «Водоканал Прионежский» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоснабжение, в том числе в границах централизованных систем водоснабжения населенных пунктов Прионежского муниципального района п.Новая Вилга и п.Ладва.

Комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные в п.Новая Вилга, п.Ладва закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский» в соответствии с распоряжением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. -р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский».

Указанные объекты водоснабжения относятся к муниципальному имуществу Прионежского муниципального района. Проекты зон санитарной охраны в отношении указанных объектов не разрабатывались, санитарно-эпидемиологические заключения по ним не получены, что ответчиками не оспаривалось.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст.18 указанного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Исходя из п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с п.1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п.1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Таким образом, отсутствие проекта ЗСО и организации таких зон означает, что для данного объекта не организована защита расстояния в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточников обязательные защитные, охранные и ограничительные мероприятии, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источников, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий, направленный на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжения, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическим и биологическим факторам.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, действующее правовое регулирование, требования истца о возложении на ответчика МУП «Водоканал Прионежский» обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в п.Новая Вилга, п.Ладва Прионежского муниципального района являются обоснованными.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из ч.4 указанной статьи иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, вопросы местного значения поселения по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, решает муниципальный район.

На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Исходя из ч.1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.23 указанного закона органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

29 января 2021 г. между администрацией Прионежского муниципального района и МУП «Водоканал Прионежский» заключено соглашение о предоставлении из бюджета Прионежского муниципального района субсидии юридическому лицу в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с осуществлением сбора, очисткой, распределением воды. Предметом указанного соглашения является предоставление субсидии из бюджета Прионежского муниципального района на возмещение части затрат, связанных с осуществлением сбора, очисткой и распределением воды на территории Прионежского муниципального района.

Учитывая, что администрация Прионежского муниципального района осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества независимо от того, передано ли оно другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании, требования истца о возложении на администрацию Прионежского муниципального района обязанности профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанных выше объектов водоснабжения, в срок до 01 февраля 2023 г. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» обязанность получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва требованиям санитарного законодательства.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва в срок до 01 февраля 2023 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                Н.В.Панасенко

мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2021 г.

                                                                                                                                                        дело № 2-511/2021

10RS0013-01-2021-000783-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2021 г.                                                                            г.Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                       Панасенко Н.В.,

при секретаре     Михалевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее-Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия) обратилось в суд с иском по тем основаниям, что на территории Прионежского муниципального района деятельность в сфере водоснабжения осуществляет муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» (далее - МУП «Водоканал Прионежский»). Комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные в п. Новая Вилга, п. Ладва, закреплены на праве хозяйственного веденияза МУП «Водоканал Прионежский» в соответствии с распоряжением администрации Прионежского муниципального района от 31 мая 2018 г. № 252-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский».Источниками питьевого водоснабжения являются: п. Ладва - 3 артезианские скважины, п. Новая Вилга - 5 артезианских скважин. Общее количество населения, обеспечиваемого централизованным водоснабжением, составляет в п. Новая Вилга - 603 абонента (примерно 1800 человек, в п. Ладва - 234 абонента (примерно 700 человек). Централизованным водоснабжением обеспечены социально-значимые объекты в п. Новая Вилга: МДОУ Детский сад № 6 «Светлячек», МОУ «Нововилговская средняя общеобразовательная школа № 3», на территории п. Ладва: МДОУ Детский сад № 20 «Родничок», МОУ «Ладвинская средняя общеобразовательная школа № 4».

Указывая, что проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения отсутствуют, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом последующего изменения исковых требований, истец, просит обязать МУП «Водоканал Прионежский» разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями) следующих поселков: Прионежский район, п.Новая Вилга, Прионежский район, п.Ладва; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требованиям санитарного законодательства; обязать администрацию Прионежского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с требованиями санитарного законодательства проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в срок до 01 февраля 2023 г.

В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Зыкова А.Н., Чернова Ю.Б., действующие на основании доверенностей, требования поддержали.

Представитель МУП «Водоканал Прионежский» Андреева И.В., действуя на основании доверенности, с иском не согласилась.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Волкова А.А., действуя на основании доверенности, возражала против заявленных требований.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. создано МУП «Водоканал Прионежский», целями деятельности предприятия в соответствии с его Уставом, являются организация в границах Прионежского муниципального района водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, для достижения данной цели предприятие осуществляет оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. МУП «Водоканал Прионежский» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоснабжение, в том числе в границах централизованных систем водоснабжения населенных пунктов Прионежского муниципального района п.Новая Вилга и п.Ладва.

Комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные в п.Новая Вилга, п.Ладва закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский» в соответствии с распоряжением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. -р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский».

Указанные объекты водоснабжения относятся к муниципальному имуществу Прионежского муниципального района. Проекты зон санитарной охраны в отношении указанных объектов не разрабатывались, санитарно-эпидемиологические заключения по ним не получены, что ответчиками не оспаривалось.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст.18 указанного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Исходя из п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с п.1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п.1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Таким образом, отсутствие проекта ЗСО и организации таких зон означает, что для данного объекта не организована защита расстояния в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточников обязательные защитные, охранные и ограничительные мероприятии, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источников, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий, направленный на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжения, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическим и биологическим факторам.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, действующее правовое регулирование, требования истца о возложении на ответчика МУП «Водоканал Прионежский» обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в п.Новая Вилга, п.Ладва Прионежского муниципального района являются обоснованными.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из ч.4 указанной статьи иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, вопросы местного значения поселения по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, решает муниципальный район.

На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Исходя из ч.1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.23 указанного закона органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

29 января 2021 г. между администрацией Прионежского муниципального района и МУП «Водоканал Прионежский» заключено соглашение о предоставлении из бюджета Прионежского муниципального района субсидии юридическому лицу в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с осуществлением сбора, очисткой, распределением воды. Предметом указанного соглашения является предоставление субсидии из бюджета Прионежского муниципального района на возмещение части затрат, связанных с осуществлением сбора, очисткой и распределением воды на территории Прионежского муниципального района.

Учитывая, что администрация Прионежского муниципального района осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества независимо от того, передано ли оно другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании, требования истца о возложении на администрацию Прионежского муниципального района обязанности профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанных выше объектов водоснабжения, в срок до 01 февраля 2023 г. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» обязанность получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва требованиям санитарного законодательства.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва в срок до 01 февраля 2023 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                Н.В.Панасенко

мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2021 г.

                                                                                                                                                        дело № 2-511/2021

10RS0013-01-2021-000783-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2021 г.                                                                            г.Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                       Панасенко Н.В.,

при секретаре     Михалевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее-Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия) обратилось в суд с иском по тем основаниям, что на территории Прионежского муниципального района деятельность в сфере водоснабжения осуществляет муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» (далее - МУП «Водоканал Прионежский»). Комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные в п. Новая Вилга, п. Ладва, закреплены на праве хозяйственного веденияза МУП «Водоканал Прионежский» в соответствии с распоряжением администрации Прионежского муниципального района от 31 мая 2018 г. № 252-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский».Источниками питьевого водоснабжения являются: п. Ладва - 3 артезианские скважины, п. Новая Вилга - 5 артезианских скважин. Общее количество населения, обеспечиваемого централизованным водоснабжением, составляет в п. Новая Вилга - 603 абонента (примерно 1800 человек, в п. Ладва - 234 абонента (примерно 700 человек). Централизованным водоснабжением обеспечены социально-значимые объекты в п. Новая Вилга: МДОУ Детский сад № 6 «Светлячек», МОУ «Нововилговская средняя общеобразовательная школа № 3», на территории п. Ладва: МДОУ Детский сад № 20 «Родничок», МОУ «Ладвинская средняя общеобразовательная школа № 4».

Указывая, что проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения отсутствуют, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом последующего изменения исковых требований, истец, просит обязать МУП «Водоканал Прионежский» разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями) следующих поселков: Прионежский район, п.Новая Вилга, Прионежский район, п.Ладва; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требованиям санитарного законодательства; обязать администрацию Прионежского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с требованиями санитарного законодательства проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в срок до 01 февраля 2023 г.

В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Зыкова А.Н., Чернова Ю.Б., действующие на основании доверенностей, требования поддержали.

Представитель МУП «Водоканал Прионежский» Андреева И.В., действуя на основании доверенности, с иском не согласилась.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Волкова А.А., действуя на основании доверенности, возражала против заявленных требований.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. создано МУП «Водоканал Прионежский», целями деятельности предприятия в соответствии с его Уставом, являются организация в границах Прионежского муниципального района водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, для достижения данной цели предприятие осуществляет оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. МУП «Водоканал Прионежский» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоснабжение, в том числе в границах централизованных систем водоснабжения населенных пунктов Прионежского муниципального района п.Новая Вилга и п.Ладва.

Комплексы водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные в п.Новая Вилга, п.Ладва закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский» в соответствии с распоряжением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. -р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Прионежский».

Указанные объекты водоснабжения относятся к муниципальному имуществу Прионежского муниципального района. Проекты зон санитарной охраны в отношении указанных объектов не разрабатывались, санитарно-эпидемиологические заключения по ним не получены, что ответчиками не оспаривалось.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст.18 указанного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Исходя из п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с п.1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п.1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Таким образом, отсутствие проекта ЗСО и организации таких зон означает, что для данного объекта не организована защита расстояния в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточников обязательные защитные, охранные и ограничительные мероприятии, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источников, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий, направленный на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжения, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическим и биологическим факторам.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, действующее правовое регулирование, требования истца о возложении на ответчика МУП «Водоканал Прионежский» обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в п.Новая Вилга, п.Ладва Прионежского муниципального района являются обоснованными.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из ч.4 указанной статьи иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, вопросы местного значения поселения по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, решает муниципальный район.

На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Исходя из ч.1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.23 указанного закона органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

29 января 2021 г. между администрацией Прионежского муниципального района и МУП «Водоканал Прионежский» заключено соглашение о предоставлении из бюджета Прионежского муниципального района субсидии юридическому лицу в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, связанных с осуществлением сбора, очисткой, распределением воды. Предметом указанного соглашения является предоставление субсидии из бюджета Прионежского муниципального района на возмещение части затрат, связанных с осуществлением сбора, очисткой и распределением воды на территории Прионежского муниципального района.

Учитывая, что администрация Прионежского муниципального района осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества независимо от того, передано ли оно другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании, требования истца о возложении на администрацию Прионежского муниципального района обязанности профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанных выше объектов водоснабжения, в срок до 01 февраля 2023 г. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к муниципальному унитарному предприятию Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский», администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие Прионежского муниципального района «Водоканал Прионежский» обязанность получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва требованиям санитарного законодательства.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг комплексов водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенных в Республике Карелия, Прионежский район, в п.Новая Вилга, и в п.Ладва в срок до 01 февраля 2023 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                Н.В.Панасенко

мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2021 г.

2-511/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия
Ответчики
Администрация Прионежского муниципального района
МУП "Водоканал Прионежский"
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Панасенко Наталия Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
10.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2021Передача материалов судье
16.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.08.2021Предварительное судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021Дело оформлено
17.12.2021Дело передано в архив
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее