№ 59RS0017-01-2022-000579-59
Дело 2-481/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года г. Губаха
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кремер Я.А.,
при секретаре судебного заседания Бересневой И.Н.,
с участием прокурора Ильиной Д.А.,
с участием истца Е.Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Е.Ю.А. к АО «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности по списанию задолженности, предъявленной Е.Ю.А. за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд в защиту прав и законных интересов Е.Ю.А. к АО «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности по списанию задолженности, предъявленной Е.Ю.А. за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав, что на основании обращения Е.Ю.А. Прокуратурой <адрес> проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
По результатам проверки установлено, что Е.Ю.А. является собственником жилого <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес>, по этому адресу не зарегистрирован и постоянно не проживает, дом использует под дачу. В отсутствие оборудованной площадки с контейнером под твердые коммунальные отходы (далее по тексту - ТКО) вблизи его дома, ему ежемесячно, начиная с января 2019 по настоящее время, <адрес>вым государственным унитарным предприятием «Теплоэнерго» (далее по тексту – ПКГУП «Теплоэнерго») осуществляется начисление платы за услугу «обращение с ТКО». В связи с тем, что Е.Ю.А. не пользуется и не имеет возможности пользоваться услугами ПКГУП «Теплоэнерго» (т.к. нет контейнера под мусор) оплата им не производиться, вследствие, чего образовалась задолженность в размере 3290,94 руб. по состоянию на 22.03.2022г. ДД.ММ.ГГГГ. Из информации представленной ПКГУП «Теплоэнерго» на запрос прокуратуры, региональным оператором по обращению с ТКО на территории <адрес>, то есть исполнителем коммунальной услуги является ПКГУП «Теплоэнерго». Сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок на территории <адрес> осуществляется региональным оператором c контейнерных площадок. Обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления, путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования.При этом указано, что ближайшая площадка для накопления ТКО к дому Е.Ю.А. расположена по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес>. Вывоз ТКО осуществляется в соответствии с СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, расстояние между домом № по <адрес> до <адрес> составляет 1369 метров, а расстояние от <адрес> до <адрес> составляет 232 метра.
Из информации, представленной администрацией Губахинского городского округа, на запрос прокуратуры следует, что по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес> место для временного складирования ТКО не предусмотрено. Администрацией оборудовано ближайшее место накопления ТКО по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес> (п.№ реестра размещения временных мест складирования ТКО на территории Губахинского городского округа, утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №). Удаленность данного места временного складирования ТКО до дома, принадлежащего Е.Ю.А. составляет 227 метров. Отходы древесного происхождения он сжигает в печке, железные, металлические отходы сдаются в пункты, осуществляющие прием металла, пищевые отходы используются в качестве корма для животных. Таким образом, услуга по обращению с ТКО Е.Ю.А. фактически не оказывалась с ДД.ММ.ГГГГ, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Е.Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ не правомерно.
В судебном заседании прокурор <адрес> действующий в защиту прав и законных интересов Е.Ю.А. исковые требования поддержал.
Истец Е.Ю.А. на исковых требованиях настаивал.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в связи с реорганизацией предприятия ПКГУП «Теплоэнерго» в форме преобразования, произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим на Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» (далее – АО «ПРО ТКО»).
Представитель ответчика АО «Пермский региональный оператор ТКО» Зубова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии ответчика.
Третье лицо Администрация Губахинского городского округа <адрес> в судебное заседание не явилось, извещено о месте, дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, помимо прочего плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно пункту 148 (22) Правил N 354 от 06.05.2011 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Определение понятию «потребитель» дано в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее –Правила от 12.11.2016г. № 1156 ) - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 148 (1) Правил № 354 от 06.05.2011 Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Согласно п. 148(22) Правил № 354 от 06.05.2011 Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Согласно ч.1, 3, ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Правилами от 12.11.2016г. № 1156 установлен порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно п. 9 которого потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно п. 10 Правил от 12.11.2016г. N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках,
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу п. 148 (13) Правил от 06.05.2011 N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должен включать информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Согласно п. 148 (26) Правил от 06.05.2011 N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Согласно пункту 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Аналогичные положения содержатся в п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88.
В соответствии с п. 148 (24) Правил от 06.05.2011 N 354 Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включает в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные требования к содержанию реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов содержит Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
В соответствии с п.19 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" Раздел "Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Е.Ю.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ
03.03.2022г. Е.Ю.А. обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о проведении проверки в части неправомерного выставления со стороны ПКГУП «Теплоэнерго» счета за оказание услуги по обращению с ТКО, которая фактически ему не оказывалась.
Исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в <адрес> является АО «ПРО ТКО» (правопреемник ПКГУП «Теплоэнерго»). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО «ПРО ТКО» начисляло Е.Ю.А. платежи за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженность по оплате которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 3290 рублей 94 коп.
Постановлением администрации Губахинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр размещения временных мест складирования ТКО на территории Губахинского городского округа, согласно которому жилой <адрес> контейнерной площадке.
Из информации, представленной администрацией Губахинского городского округа, на запрос прокуратуры следует, что по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес> место для временного складирования ТКО не предусмотрено.
Администрацией оборудовано ближайшее место накопления ТКО по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес> (п.№ реестра размещения временных мест складирования ТКО на территории Губахинского городского округа, утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №). Удаленность данного места временного складирования ТКО до дома, принадлежавшего Е.Ю.А. составляет 227 метров. Подъезд к месту временного складирования ТКО обеспечен в весенне-осенний период, то есть с 16.04 по 15.10. В конце сентября 2021 года неизвестными лицами по адресу: <адрес> украден мусорный контейнер, в связи с чем, с указанного времени по сегодняшнее число (то есть ДД.ММ.ГГГГ) фактически услуга «Вывоз ТКО» не осуществляется.
В соответствии с ответом 21.06.2021г. № «Об организации временного складирования» ПКГУП «Теплоэнерго» сообщалось, что место для складирования ТКО организовано по адресу: <адрес> организовано на период весенне-летнего сезона 2021 года. (л.д. 52) В письме от 12.10.2021г. № сообщалось, что вывоз ТКО по адресу <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес> приостановлен в связи с кражей (л.д. 53). При этом информация о краже контейнера впервые поступила из устного обращения гражданина 23.09.2021г. Таким образом контейнер по адресу <адрес> находился непродолжительное время, что подтверждает тот факт, что истец по данному адресу контейнер никогда не видел. При этом следует отметить, что расстояние от <адрес> (предполагаемое местонахождение контейнерной площадки) до <адрес> составляет 232 метра.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, расстояние контейнерных площадок по адресу № по <адрес> до <адрес> составляет 1369 метров, по адресу №а по <адрес> до <адрес> составляет 2 км.
Таким образом, ни одна, предлагаемая для сбора и вывоза ТКО, контейнерная площадка не соответствует вышеприведенным требованиям законодательства.
В судебном заседании были исследованы видеозаписи от ДД.ММ.ГГГГ, при просмотре которых установлено, что в районе жилого <адрес> остановилась специализированная машина по вывозу ТКО, при этом, контейнерная площадка (контейнер) в данном месте отсутствует, погрузка мусора не осуществлялась. При разговоре с сотрудником, находящимся в машине, сотрудник, на вопрос: что вы здесь делаете, ответил: «отбиваем точку» На видеозаписи по состоянию на май 2019 года (видео выполнено с использованием сайта google.com, функции просмотра улиц с применением камеры 360 градусов), просматривается местность от <адрес> до <адрес>, рп. Углеуральский, с целью установления местонахождения мусорных контейнеров. При просмотре контейнерные площадки (контейнеры, баки для складирования ТКО) не установлены.
ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора города Ильиной Д.А. осуществлен выезд по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский и осуществлен осмотр территории в районе домов от 108 – 128 по <адрес>, по результатам которых площадки для накопления ТКО (контейнеры, баки) не установлены.
Из обращения Е.Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в <адрес> имеется печь. Отходы древесного происхождения он сжигает в печке, железные, металлические отходы сдаются в пункты, осуществляющие прием металла, пищевые отходы используются в качестве корма для животных.
Постановлением Администрации Губахинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден реестр размещения мест временного складирования твердых коммунальных отходов на территории Губахинского городского округа. Отсутствие в реестре дома по адресу Ленина, 128 <адрес>, принадлежащего истцу свидетельствует, что источником образования ТКО поименованных в нем мест накопления ТКО он не являлся, следовательно, услуга ему не оказывалась.
Самостоятельным основанием для удовлетворения иска следует считать то обстоятельство, что право собственности на жилой дом у Е.Е.А. возникло 25.02.2021г., следовательно, возложение на него обязанности по оплате услуг по вывозу и утилизации ТКО за период с 01.01.2019г. по ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что на территории, прилегающей к жилому дому 128 по <адрес>, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома истца. При этом установлено, что минимальное расстояние от жилого дома истца до контейнерной площадки 8 Марта <адрес> составляет 1300 метров, а до контейнерной площадки у 8 Марта 19а составляет 2000 метров. При этом достоверно установлено, что контейнерная площадка по адресу Ленина 108 отсутствует. В связи с чем, вопреки позиции ответчика, суд делает вывод о том, что истцу не оказывается услуга по обращению с ТКО. При таких обстоятельствах, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта "а", "г" пункта 148 (22) Правил № от ДД.ММ.ГГГГ Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
С учетом, всех установленных обстоятельств, в связи с тем, что услуга по обращению с ТКО Е.Ю.А. фактически не оказывалась с ДД.ММ.ГГГГ, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Е.Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать правомерным.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 — 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Возложить на АО «Пермский региональный оператор ТКО» обязанность: произвести списание задолженности, предъявленной Е.Ю.А. за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; прекратить начисление указанной платы с ДД.ММ.ГГГГ до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого <адрес>, рп. Углеуральский, <адрес>, в соответствии с установленными требованиями.
Взыскать с АО «Пермский региональный оператор ТКО» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение составлено 28.06.2022 года.
Судья Кремер Я.А.