Дело № 2-2183/2017
Р—РђРћР§РќРћР• РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«21» декабря 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Змеевской В.С., при секретаре Ткач А.Р., с участием представителя истца Тушинцева О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Стукловой Г. А. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка из Государственного кадастра недвижимости,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит суд признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер земельного участка: №, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
РСЃРє обоснован тем, что РЅР° основании распоряжения Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрации РѕС‚ в„–-СЂ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ «Об утверждении комплексного проекта землеустройства Рё передаче РІ собственность членам Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Сиеста» земельных участков для строительства Рё обслуживания жилых РґРѕРјРѕРІ, хозяйственных построек Рё сооружений (приусадебный участок) РїРѕ адресу: РіРѕСЂРѕРґ Севастополь, РІ районе <адрес>В» ответчику РІ собственность передан спорный земельный участок.
Рздав названное Распоряжение, Севастопольская городская государственная администрация вышла Р·Р° пределы СЃРІРѕРёС… полномочий, поскольку земельный участок расположен РІ границах РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, Р° органом, уполномоченным РЅР° распоряжение землями РІ черте РіРѕСЂРѕРґР°, являлся Севастопольский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Совет. РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРё оформлении права собственности ответчика РЅР° спорный земельный участок нарушен РїРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления земельных участков РІ собственность физическим лицам, предусмотренный Земельным кодексом Украины.
Кроме того, иным основанием исковых требований является то, что спорный земельный участок находится на территории, относящейся к зоне охраняемого ландшафта, на которой запрещено размещение капитальных и временных сооружений, спорный земельный участок входит в состав земель историко-культурного назначения.
Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, то есть вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице уполномоченного органа, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке. Судебное извещение, направленное судом по адресу его регистрации, было возвращено с отметкой «по истечению срока хранения», что в соответствии с требованиями статей 167, 118 ГПК РФ расценивается судом как надлежащее уведомление.
Представитель третьего лица Главного управления природных ресурсов и экологии город Севастополя (Севприроднадзор) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен в установленном законом порядке.
Суд с учётом отсутствия возражений представителя истца, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, рассмотрел дело по правилам заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексного проекта землеустройства и передаче в собственность членам Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков «Сиеста» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: город Севастополь, в районе водоканала 3-го гидроузла» в собственность ответчика передан земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер земельного участка: №, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.
В части 2 ст. 19 Конституции Украины прописано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Согласно положениям статьи 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается в Комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Указанными нормами устанавливаются требования, согласно которым на момент принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность, земельный участок должен быть сформирован, как отдельный объект гражданских прав, иметь установленные границы, определенное месторасположение.
Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в Севастопольский городской Совет, а равно и в Севастопольскую городскую государственную администрацию с ходатайством о предоставлении в собственность спорного земельного участка, сведений о получении ответчиком соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также утверждения уполномоченным органом проекта землеустройства по отводу земельного участка ответчику и предоставления его в собственность ответчика.
При этом суд отмечает, что техническая документация не может являться основанием для предоставления земельного участка.
Так, в силу положений статьи 25 Закона Украины «О землеустройстве» документация по землеустройству разрабатывается в виде программ, схем, проектов, специальных тематических карт, атласов, технической документации. К различным видам документации по землеустройству относятся, в том числе: проекты землеустройства по отводу земельных участков; техническая документация по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности); техническая документация по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право на земельный участок (ст. 25 Закона Украины «О землеустройстве»).
Порядок разработки и утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков предусмотрен статьей 50 Закона о землеустройстве, а в то же время порядок разработки и утверждения технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) установлен статьей 55 Закона о землеустройстве.
В силу положений статьи 55 Закона установление (восстановление) границ земельного участка в натуре (на местности) проводится согласно топографо-геодезических и картографических материалов. Установление (восстановление) границ земельного участка в натуре (на местности) осуществляется на основании технической документации по землеустройству, которой определяется местоположение поворотных точек границ земельного участка в натуре (на местности).
РР· изложенных РЅРѕСЂРј усматривается, что техническая документация РЅРµ является основанием для формирования земельного участка, поскольку, РІ силу положений СЃС‚. 55 Закона, техническая документация предоставляется РЅРµ собственнику земельного участка, Р° РІ Главное управление РїРѕ земельным ресурсам, РЅР° основании технической документации РїРѕ землеустройству осуществляется установление (восстановление) границ земельного участка РІ натуре (РЅР° местности) Рё определяется местоположение поворотных точек границ земельного участка РІ натуре (РЅР° местности).
Таким образом, на момент принятия распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексного проекта землеустройства и передаче в собственность членам Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков <данные изъяты> земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: город Севастополь, в районе водоканала 3-го гидроузла» спорный земельный участок не был сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства, соответственно, на основании статьи 79 Земельного кодекса Украины земельный участок не мог быть объектом гражданских прав.
Кроме того, решение о предоставлении земельного участка в рассматриваемом случае должно было быть принято не Севастопольской городской государственной администрацией, а Севастопольским городским Советом ввиду следующего.
На момент издания Распоряжения и возникновения права собственности ответчика на земельный участок, о защите права государственной собственности, на который по настоящему делу заявлены исковые требования, на территории города Севастополя земля могла находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (часть 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины, отдельные положения Гражданского кодекса Украины 2004 года); субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (статья 80 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Украины и пункта 12 его Переходных положений (раздел X) полномочия по распоряжению землями в переделах населенных пунктов осуществлялись соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами
Согласно статье 10 и п. 21 ст. 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» городские Советы представляют общие интересы территориальных громад в пределах полномочий.
В соответствии со ст. 9 Земельного кодекса Украины к полномочиям городского Совета в части земельных правоотношений входит распоряжение землями территориальной общины города, в том числе и предоставления земельных участков в пользование, собственность.
Нахождение спорного земельного участка в пределах границ населенного пункта подтверждается, прежде всего, его адресом: г. Севастополь. Никем не оспаривается, что участок расположен в границах <адрес> города Севастополя.
Территория города Севастополя в соответствии с положениями Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя» определяется границами, существовавшими на день принятия города в состав Российской Федерации.
Решением Рсполнительного комитета Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ совета депутатов трудящихся в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ «О границах районов РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя» утверждены границы, РІ том числе, <адрес> РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, РІ соответствии СЃ Приложением в„– Рє которому спорный участок РІС…РѕРґРёС‚ РІ состав <адрес> РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя. Доказательств того, что административно-территориальные границы РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя после 1977 РіРѕРґР° Рё РґРѕ 2014 РіРѕРґР° претерпели изменения, Рё, РІ частности, <адрес>, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденным Решением Севастопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок расположен на территории <адрес> города Севастополя.
Поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта - города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольскому городскому совету в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, то есть Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладала.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика при отсутствии законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.
Вместе с тем при предоставлении спорного земельного участка, Севастопольской городской государственной администрацией грубо нарушены нормы, действовавшего на тот момент, земельного законодательства, регулировавшего порядок передачи в собственность земельных участков, отнесенных к категории земель историко-культурного назначения, исходя из следующего.
В силу положений статьи 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
Согласно статье 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
В силу положений части 1 статьи 53 Земельного кодекса Украины к землям историко-культурного назначения относятся земли, на которых расположены памятники культурного наследия, их комплексы (ансамбли), историко-культурные заповедники, историко-культурные заповедные территории, охраняемые археологические территории, музеи небом, мемориальные музеи-усадьбы.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 54 Земельного кодекса Украины земли историко-культурного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Вокруг историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, музеев под открытым небом, мемориальных музеев-усадеб, памятников культурного наследия, их комплексов (ансамблей) устанавливаются зоны охраны памятников с запретом деятельности, которая вредно влияет или может повлиять на соблюдение режима использования таких земель.
В силу положений части 3 статьи 54 Земельного кодекса Украины порядок использования земель историко-культурного назначения определяется законом.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.
В силу положений части 4 статьи 84 Земельного кодекса Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с материалами, предоставленными истцом – ситуационным планом, паспортом и картой поселений «Водоканал», «Водоканал-2» земельный участок, переданный в собственность ответчика, расположен на территории объектов культурного наследия (поселений, могильников), ранее поставленных на государственный учет - поселение «Водоканал», IV-II в.в. до н.э. на восточном склоне Сапун-горы, <адрес>, №-2.12.1, поселение № «Водоканал-2» (Октябрьское), IV-II в.в. до н.э. на восточном склоне Сапун-горы, между поселком Водоканал и Октябрьским, №-2.12.1.
Учитывая изложенное и поскольку спорный земельный участок в момент его выделения в собственность ответчика находился в составе земель историко-культурного назначения, в силу положений части 4 статьи 84 Земельного кодекса Украины земельный участок не мог быть передан в собственность ответчика.
Таким образом, в результате оценки доказательств по делу, судом установлено, что Севастопольской городской государственной администрацией при вынесении распоряжения превышены полномочия относительно передачи земельных участков, в том числе, спорного, в собственность ответчику, а также грубо нарушены нормы земельного законодательства Украины. Кроме того, нарушен порядок предоставления земельных участков в собственность гражданам, который был предусмотрен Земельным кодексом Украины.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Относительно полномочий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по обращению с данным иском суд отмечает следующее.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона №-ЗС).
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закон №-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона №-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.
Рсковые требования Рѕ признании отсутствующим права собственности РЅР° спорный земельный участок Рё исключении сведений Рѕ границах земельного участка РёР· государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение СЃСѓРґР° РѕР± истребовании Сѓ ответчика СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка СѓР¶Рµ влечет наступление соответствующих правовых последствий РІ силу Закона.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придается этому акту Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не государственный акт о праве собственности, как заявлено истцом.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в Государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как, в данном случае, право истца может быть защищено именно таким способом.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШРР›:
Рсковые требования Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя удовлетворить частично.
Рстребовать РёР· незаконного владения Стукловой Р“. Рђ. земельный участок общей площадью <данные изъяты> расположенный РїРѕ адресу: Рі. Севастополь, <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер земельного участка: в„–, РІ собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации - РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя.
Настоящее решение является основанием для исключения сведений о сформированном земельном участке из государственного кадастра недвижимости.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Стукловой Г. А. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.С. Змеевская
Решение в окончательной форме принято 26 декабря 2017 года.