Решение по делу № 33-741/2024 (33-11889/2023;) от 30.11.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-741/2024

Судья суда первой инстанции Феденева Т.Н.

Дело № 2-174/2023

УИД: 91RS0003-01-2023-001047-68

16 января 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Бондарева Р.В.
судей: Матвиенко Н.О., Бойко З.А.
при секретаре: Андрейченко М.С.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Браницкой Наили Миннирахиповны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Армянского городского суда    Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,

УСТАНОВИЛА:

Браницкая Н.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в котором с учетом уточнений просила признать незаконным решения ГУ- Управление ПФР по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в зачете трудового стажа для назначения страховой пенсии по старости. Возложить на ответчика обязанность включить в трудовой (страховой) стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чаплинском СПО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственной налоговой инспекции, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ном управлении труда и социальной защиты населения райгосадминистрации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Пенсионного фонда Украины в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период регистрации в качестве безработной в Чаплинском Центре занятости и получения пособия по безработице. Обязать ответчика включить в трудовой (страховой) стаж указанные работы, произвести перерасчет пенсии с даты подачи заявления о её назначении.

Решением Армянского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части не зачета периодов трудового стажа незаконным.

Обязал ответчика включить в трудовой (страховой) стаж для перерасчета пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чаплинском СПО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чаплинской государственной налоговой инспекции, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ном управлении труда и социальной защиты населения райгосадминистрации, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Пенсионного фонда Украины в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период регистрации в качестве безработной в Чаплинском Центре занятости и получения пособия по безработице и произвести перерасчет пенсии с даты подачи заявления о назначении пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе указывает на незаконность и необоснованность решения суда, поскольку представленные истцом документы являются ненадлежащими доказательствами трудового стажа истца. Данные периоды трудового стажа не подтверждены дополнительными доказательствами, в трудовой периоды получения пособия по безработице не подтверждены справками, отсутствует подтверждение компетентного органа Украины.

Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" № 23 от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик незаконно отказал во включении в общий страховой стаж истцу спорных периодов работы, поскольку совокупность предоставленных доказательств не дают сомневаться в наличии у истца данного трудового стажа.

Судебная коллегия с такими выводами соглашается.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 01.01.2015 (далее - Закон № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).

Статьей 11 Закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).

В силу положений ч. 3 ст. 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретённых до 01.01.2002 г.

Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 г. производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты. С 01.01.2002 г. на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Согласно с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1, СССР прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно с п. 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Статья 66 ТК РФ устанавливает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с п.2.5 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162 (действовавшей на момент работы истца в 1991 г.) в случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П, недопустимо возложение на работников ответственности (в виде лишения или уменьшения трудовой пенсии, в том числе досрочной) за невыполнение своих обязанностей другими субъектами системы обязательного пенсионного страхования, в том числе работодателями.

Согласно пункту 18 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях – иную ответственность.

Судом установлено, что Браницкая Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации, постоянно проживающей по адресу: Республика Крым, <адрес>, микрорайон имени генерала Васильева, <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации 3920 , выданным МВД по Республике Крым ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Браницкая Н.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, представила необходимые документы, в том числе: трудовую книжку и архивные справки о периоде работы и заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чаплинском СПО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чаплинской государственной налоговой инспекции, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о периоде регистрации в качестве безработной в Чаплинском Центре занятости и получении пособия по безработице, а также справку о страховых взносах Пенсионного фонда Украины от ДД.ММ.ГГГГ

Пенсия по старости Браницкой Н.М. назначена решением ГУ - Управление ПФР в <адрес> РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов выплатного дела следует, что пенсия по старости Браницкой Н.М. назначена без учета спорных периодов работы, заявленных в иске. Отказ мотивирован тем, что не представлено подтверждающих сведений из компетентного органа Украины о достоверности справок о спорных периодах работы.

Судом установлено, что спорные периоды трудового стажа подтверждаются трудовой книжкой на имя Браницкой Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ Чаплинской Государственной налоговой инспекции, справкой ГУ службы занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ, справками работодателя , 13 от ДД.ММ.ГГГГ, справками о заработной плате , от ДД.ММ.ГГГГ о работе истца в Чаплинском СПО, справкой о страховых взносах в Пенсионный фонд Украины от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения о месте работы истца в указанных справках подтверждаются записями в трудовых книжках истца, заверенные печатями предприятий и подписями должностных лиц.

Судом первой инстанции установлено, что записи в трудовой книжке истца о получении пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внесены надлежащим образом.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Для подтверждения записей в трудовой книжке о выплате пособия по безработице в указанные периоды ответчик самостоятельно производил направление запросов в компетентные органы. Кроме этого, законодательством в пенсионной сфере не предусмотрена обязанность лица, подающего заявление о назначении пенсии по старости предоставлять в пенсионный орган помимо трудовой книжки, в которой отражена информация о назначении и получении пособия по безработице, иных дополнительных документов для подтверждения этих записей. Из этого следует, что формулировка ответчика относительно непринятия периодов получения истцом пособия по безработице для расчета общего страхового стажа по причине не предоставления подтверждающей справки за данные периоды, является неправомерной.

Таким образом, все вышеперечисленные спорные периоды, которые ответчик незаконно не учёл при исчислении пенсии, должны быть приняты для исчисления пенсии, как это предусмотрено законодательством.

Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что все периоды трудовой деятельности истца должны быть подтверждены отдельно ответами компетентного органа Украины, являются необоснованными, поскольку при проверке общего трудового стажа в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении граждан Украины, постоянно проживавших на территории, такого подтверждения не требуется.

Доводы жалобы о том, что указанные выше периоды работы не могут быть зачтены в страховой стаж истца, поскольку проходили за пределами Республики Крым, являются необоснованными, поскольку противоречат положениям норм материального права.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца.

Браницкая Н.М. является добросовестным участником гражданских правоотношений, ее права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от ненадлежащего оформления работодателем документов.

Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Армянского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий:

Судьи:

33-741/2024 (33-11889/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Браницкая Наиля Минирахиповна
Ответчики
ГУ- ОФП и СС РФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Бондарев Роман Владимирович
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
30.11.2023Передача дела судье
16.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Передано в экспедицию
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее