Судья Сентякова Н.А. Дело № 33-3297/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 26 июля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» на решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 11 мая 2017 года, которым
исковые требования военного прокурора Ижевского гарнизона в интересах ШМИ к ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о восстановлении пенсионных прав удовлетворены.
За ШМИ признано право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ
На ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» возложена обязанность произвести перерасчет и выплачивать ШМИ пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», на 32 процента расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения помощника военного прокурора Ижевского гарнизона ГМВ, полагавшего доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Ижевского гарнизона обратился в суд с иском в интересах ШМИ к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики») о восстановлении пенсионных прав. В обоснование требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ШМИ состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Удмуртской Республики и получает пенсию по случаю потери кормильца в связи со смертью его отца ШИМ, проходившего службу в Чеченской Республике и выполнявшего задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, погибшего ДД.ММ.ГГГГ. Установленный ШМИ размер пенсии подлежит повышению в соответствии с п.«г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), однако ответчиком в перерасчёте пенсии отказано. Полагая пенсионные права ШМИ нарушенными, прокурор просил признать за ШМИ право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» статьи 45 названного Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» произвести перерасчет и выплачивать ШМИ пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст.45 Закона № 4468-1, в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник военного прокурора Ижевского гарнизона ГМВ данные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики») ППА исковые требования не признал. Полагает, что ШМИ не имеет права на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, поскольку он не относится к лицам, указанным в п.«г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ШМИ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Полагает, что право на повышение пенсии в соответствии с п.«г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» может быть предоставлено только самому участнику Великой Отечественной войны (далее – ВОВ), ветерану боевых действий, льготное пенсионное обеспечение связано с личностью получателя пенсии, наличием у него соответствующего звания и статуса, но не лица, в связи с гибелью (смертью) которого назначена пенсия по случаю потери кормильца. Кроме того, истцом не представлено документов, а судом не установлено, что пенсионер Министерства обороны Российской Федерации ШМИ является участником ВОВ или ветераном боевых действий, доказательства ответчика об обратном не опровергнуты.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллеги, проверив законность судебного решения в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ШМИ является сыном военнослужащего Министерства Обороны Российской Федерации ШИМ, проходившего службу в Чеченской Республике и выполнявшего задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, погибшего ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ ШМИ состоит на пенсионном обеспечении в ФКУ «ВК УР» и получает пенсию по случаю потери кормильца. При этом какого-либо повышения к установленной пенсии ему не назначалось.
ДД.ММ.ГГГГ ШМИ обратился к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32%, предусмотренного п.«г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в удовлетворении данного заявления отказано.
Разногласия сторон относительно права ШМИ на получение пенсии в повышенном размере послужили поводом для обращения военного прокурора, действующего в интересах ШМИ, в суд с настоящими требованиями, и стали предметом судебного разбирательства.
Признавая исковые требования обоснованными и возлагая на военный комиссариат обязанность по перерасчету ШМИ пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции исходил из того, что члены семей лиц, обладающих правом на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, обладают правом на такой перерасчет независимо от наличия у них статуса ветерана боевых действий или ВОВ.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и анализе законодательства, им дана правильная правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда.
Порядок пенсионного обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей устанавливается Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
В силу п.«г» ст.45 указанного Закона пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленных в минимальном размере), участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп.«а»-«ж», «и» пп.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп.1-4 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах», повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
Повышению в соответствии с указанной нормой подлежат пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
По смыслу ст.5 Закона № 4468-1 право на получение пенсии по случаю потери кормильца приобретают семьи лиц, указанных в ст.1 данного Закона.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных положений закона, действующее законодательство допускает повышение пенсии по случаю потери кормильца лицам, являющимся членами семьи ветерана боевых действий.
С учетом того, что ШМИ является сыном ветерана боевых действий и получателем пенсии по потере кормильца, указанные обстоятельства были установлены в судебном заседании на основании совокупности письменных доказательств и не оспаривались ответчиком, суд первой инстанции правомерно указал на возникновение у него права на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом требований п.«г» ч.1 ст.45 Закона № 4468-1, и удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что законом определен ограниченный круг лиц, имеющих право на получение пенсии в увеличенном размере, к которому не относятся члены семьи военнослужащего, основан на ошибочном толковании норм законодательства и не может являться основанием к отказу в удовлетворении иска.
Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права. Оснований отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 11 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
Судья: Глухова И.Л.