Дело № 2-1385/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
12 августа 2020 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Лемешко А.С.,
при секретаре – Сафоновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Османовой ... к Правительству города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика нотариус города Севастополя Храмцова ... о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истец Османова Н.С. обратилась в суд с иском к ответчику Правительству города Севастополя, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 0,08 га, кадастровый номер: ..., расположенный по адресу: ..., в порядке наследования по закону после смерти Османова Сурьи, умершего 09.03.2002 года. Требования мотивированы тем, что отцу истицы Османову С. на основании решения Качинского поселкового Совета от 28.11.1997 «О передаче гражданам Украины земельных приусадебных участком в частную собственности» был передан в частную собственность земельный участок, площадью 0,08 га, расположенный по адресу: .... Османов С. умер 09 марта 2002 года. Истица является единственным наследником после его смерти. В установленные законом сроки истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако получить свидетельство о праве собственности на земельный участок не имеет возможности, поскольку наследодатель при жизни не успел получить государственный акт на право собственности на спорный земельный участок. Истец считает, что поскольку она своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону, факт отсутствия государственной регистрации права собственности наследодателя, установленного на основании правоустанавливающих документов, не должен лишать истца возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка в собственность по наследству.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчики Правительство города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя явку своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомили, письменных возражений не направили.
Третье лицо нотариус Храмцова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Согласно ч.ч. 3, 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными; суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, истец Османова Н.С. является дочерью Османова С., что подтверждается свидетельством о рождении Османовой Н.С.
09.03.2002 года Османова С. умер.
После смерти Османова С. открылось наследство, истица является единственным наследником к имуществу Османова С.
15.06.2002 Османова Н.С. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти Османова С., в том числе в виде земельного участка площадью 0,08 га, кадастровый номер: ..., расположенного по адресу: ....
Согласно материалов наследственного дела ... к имуществу Османова С., умершего 09.03.2002 года, установленный ч. 1 ст. 1154 ГК РФ шестимесячный срок, установленный для принятия наследства, истцом не пропущен, иных наследников у Османова С. не заявлено.
Как следует из материалов дела, Османову С., на основании решения Качинского поселкового совета народных депутатом ... от 26.07.1991 выделен земельный участок площадью 0,08 га, расположенный по адресу: г..., для индивидуального жилищного строительства, произведен отвод земельного участка. По договору от 13.09.1991 Качинский поселковый Совет передал земельный участок Османову С. в постоянное бессрочное пользование.
На основании решения Качинского поселкового Совета № 2 от 28.11.1997 «О передаче гражданам Украины земельных приусадебных участком в частную собственности» Османову С. был передан в частную собственность земельный участок, расположенный по адресу: ..., площадью 0,08 га. Однако наследодатель умер, не успев оформить указанный земельный участок в собственность надлежащим образом.
Письмом от 02.07.2019 нотариус Храмцова Е.А. сообщила истице о невозможности выдать свидетельство о праве на наследство на земельный участок, расположенный по адресу: ..., в связи с отсутствием регистрации права собственности наследодателя на указанный объект согласно информации предоставленной Нотариальной палатой города Севастополя и выписке из Единого государственного реестра недвижимости.
Османов С. совершил все необходимые действия, направленные на приватизацию земельного участка, предусмотренные действующим законодательством на территории г. Севастополя. Уполномоченный орган передал земельный участок в собственность Османова С. и обязался произвести регистрацию права собственности наследодателя на земельный участок. Регистрация перехода права собственности на имя Османова С. произведена не была.
В результате подписания 18.03.2014 договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а так же принятия 20.03.2014 Государственной Думой РФ Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», г. Севастополь стал субъектом Российской Федерации со статусом города федерального значения, на территории которого действует законодательство Российской Федерации с 18.03.2014г.
В соответствии со ст. 12 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а так же разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а так же не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014г. права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности право собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
Пунктом 3 ст.7 вышеуказанного Закона предусматривает, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя. Во исполнение указанного пункта 07.08.2014г. Правительством Севастополя было принято постановление №202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав», в которое постановлением № 384 от 09.10.2014 и постановлением №320-ПП от 27.04.2015 Правительства Севастополя были внесены изменения.
В соответствии с вышеуказанным постановлением к числу документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации, относится акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка, который являлся основанием для регистрации права собственности на объекты недвижимости.
09 марта 2002 г. Османов С. умер, не успев получить государственный акт на право собственности на спорный земельный участок, и до настоящего времени переход права собственности в установленном законом порядке не был зарегистрирован. По независящим от него причинам, Османов С. был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов по предоставлению земельного участка в частную собственность бесплатно, в чем ему не могло быть отказано.
Исходя из того, что надлежащим образом наследственное имущество в виде спорного земельного участка не было оформлено за Османовым С., истице было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок.
Согласно ч.1 ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего кодекса не следует иное. Частью 2 ст.218 ГК РФ предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума №9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный статьей 1154 ГК РФ, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на спорный объект недвижимого имущества не является безусловным основанием для отказа наследникам в признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, т.к. факт наличия либо отсутствия права собственности у наследодателя на данное имущество при отсутствии государственной регистрации такого права и невозможности ее осуществления по объективным причинам (смерть гражданина), может быть установлен судом на основании представленных наследниками доказательств возникновения у наследодателя права собственности на недвижимое имущество по предусмотренным законом основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ЗК РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014г. № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» предусмотрено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014г., являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В соответствии со ст. 1 Закона города Севастополя от 30.04.2014г. №5-ЗС «О правительстве Севастополя», Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти города Севастополя. Пунктом 2 ч.1 ст.23 указанного Закона определено, что Правительство в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение на территории города Севастополя Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава, законов и иных правовых актов города Севастополя. Согласно ст. 27 указанного Закона, Правительство Севастополя осуществляет управление в области земельных отношений, а также контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.34 Устава города Севастополя, Правительство Севастополя в соответствии с законами города Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ст. 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя; право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя; все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя; право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.
Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Учитывая изложенное, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.13, 197-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Османовой ... - удовлетворить.
Признать за Османовой ... право собственности на земельный участок площадью 0,08 га, кадастровый номер: ... для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ..., в порядке наследования по закону после смерти Османова Сурьи, умершего 09.03.2002 года.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17 августа 2020 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя А.С. Лемешко