Решение по делу № 2-1661/2017 от 18.09.2017

№2-1935/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 декабря 2017 года     г.Орел

Советский районный суд г.Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре Губанове Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1935/17 по иску Окорочковой Г.С. к Департаменту здравоохранения Орловской области, третьи лица – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт ревматологии имени В.А.Насоновой», бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Поликлиника № 4 городской больницы им.С.П. Боткина», о возложении обязанности по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами,

У С Т А Н О В И Л :

Окорочкова Г.С. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, третье лицо – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт ревматологии имени В.А.Насоновой», о возложении обязанности по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами. Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Поликлиника № 4 городской больницы им.С.П. Боткина». В обоснование иска истцом указано следующее.

Окорочкова Г.С. с <данные изъяты> является <данные изъяты>. С <данные изъяты> врачебной комиссией Научно-исследовательского института ревматологии «ФГБНУ «НИИР им. В.А. Насоновой» в связи с <данные изъяты> ей назначено продолжение терапии (как необходимость) препаратом <данные изъяты> Своевременный прием препарата <данные изъяты> является для нее жизненно необходимым.

ДД.ММ.ГГ в ответ на письменное обращение Департамент здравоохранения Орловской области указал, что в связи с крайне ограниченным финансированием Департамент здравоохранения Орловской области не имеет возможности формировать запасы дорогостоящих лекарственных препаратов, к которым относится <данные изъяты> для пациентов, чья потребность не вошла в плановые заявки.

Из-за отказа Департамента здравоохранения Орловской области в предоставлении лекарства истец вынуждена была приобретать данный препарат в <...>, в связи с чем понесла расходы на его приобретение и затраты на поездку в <...>.

На основании изложенного истец просила суд возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Окорочкову Г.С., ДД.ММ.ГГ г.р., лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими назначениями, взыскать с ответчика затраты на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> и расходы ан поезжу за ни в <...> в сумме <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Шелпакова С.С., <данные изъяты>, заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что она узнавала о наличии препарата <данные изъяты> в аптечных учреждениях <...>, ей были озвучены цены, которые оказались существенно выше, нежели в аптечных учреждениях <...>, кроме того, препарат было необходимо дополнительно заказывать, а у Окорочковой Г.С. не было возможности ожидать доставки препарата, в связи с чем представитель истца вынуждена была поехать за ним в <...>.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области Морозова Ю.А. не признала исковые требования истца. Не оспаривая права истца на бесплатное обеспечение указанным лекарственным препаратом, пояснила, что до <данные изъяты> истец отказывалась от льготного лекарственного обеспечения – получала его стоимость деньгами, с <данные изъяты> восстановила это право, однако, заявка на <данные изъяты> уже была сформирована, ещё в <данные изъяты>, поэтому Окорочкова Г.С. не была указана в списках; лишь в <данные изъяты> поликлиника № 4 уведомила Департамент о нуждаемости Окорочковой Г.С. в получении указанного препарата. Истец включена в регистр лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, на <данные изъяты>, кроме того, истец за свои средства купила лекарственный препарат, которого ей хватит до <данные изъяты>. Также возражала относительно возмещения истцу расходов на поездку за препаратом в <...>, представила ответ <данные изъяты> согласно которому препарат <данные изъяты> имелся на фармацевтическом рынке и был доступен к заказу в аптечных организациях в <данные изъяты>, стоимость заказа одной упаковки <данные изъяты> срок доставки <данные изъяты> обращения граждан по поводу приобретения данного препарата в структурные розничные подразделения не поступали.

В судебном заседании представитель третьего лица БУЗ ОО «Городская больница им.С.П.Боткина» по доверенности Ракитина О.И. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ФГБНУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им.В.А. Насоновой» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, в материалах дела имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, просили суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования Окорочковой Г.С. законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в следующем объёме.

Судом установлено, что Окорочкова Г.С., ДД.ММ.ГГ г.р., с <данные изъяты> является <данные изъяты>. Заключением врачебной комиссии Научно-исследовательского института ревматологии «ФГБНУ «НИИР им. В.А. Насоновой» от ДД.ММ.ГГ в связи с <данные изъяты>, ей назначено продолжение терапии (как необходимость) препаратом <данные изъяты> (л.д.12)

ДД.ММ.ГГ в ответ на письменное обращение Департамент здравоохранения Орловской области указал, что в связи с крайне ограниченным финансированием Департамент здравоохранения Орловской области не имеет возможности формировать запасы дорогостоящих лекарственных препаратов, к которым относится <данные изъяты> для пациентов, чья потребность не вошла в плановые заявки (л.д.19)

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21.11. 2011 № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее: Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год» утвержден Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Лекарственный препарат с наименованием «Этанерцепт» входит в Перечень лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Кроме того, Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Как следует из Перечня, к числу заболеваний, при которых осуществляется бесплатный отпуск лекарств за счет средств бюджета субъектов РФ, относится <данные изъяты>.

Следовательно, истец, страдающая <данные изъяты>, нуждающаяся в приеме лекарственного средства <данные изъяты>, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатного лекарственного препарата.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно статье 4.1 Федерального закона №178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение)).

В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Поскольку истец не была обеспечена жизненно важным лекарственным средством, она была вынуждена приобрести его за счет собственных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из представленных документов следует, что нуждаемость истца в препарате <данные изъяты> составляет <данные изъяты> (л.д.14, оборот). Согласно товарному чеку <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ был приобретён препарат <данные изъяты>, по <данные изъяты>, по <данные изъяты> каждая, всего на сумму <данные изъяты> (л.д.23). Из представленных суду железнодорожных билетов следует, что ДД.ММ.ГГ Шелпакова С.С. выезжала в <...> и обратно, стоимость билетов составила <данные изъяты> (л.д.20). Согласно товарной накладной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ был приобретён препарат <данные изъяты> по <данные изъяты> каждая, всего на сумму <данные изъяты> (л.д.22). Согласно представленным суду копиям железнодорожных билетов ДД.ММ.ГГ Шелпакова С.С. выезжала в <...> и обратно, стоимость билетов составила <данные изъяты> (л.д.21). Таким образом, с <данные изъяты> истец была обеспечена <данные изъяты> препарата <данные изъяты> по <данные изъяты> на месяц, всего на <данные изъяты>

Представитель истца пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГ планировалось проведение Окорочковой Г.С. следующих инъекций: ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ; по настоящее время инъекции делаются в запланированные даты.

Как следует из представленных документов, ДД.ММ.ГГ Окорочкова Г.С. была обеспечена препаратом <данные изъяты> на <данные изъяты>

Также суду представлены документы, что Окорочкова Г.С включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение на <данные изъяты>

Установив, что Окорочкова Г.С. не была обеспечена лекарственным препаратом с <данные изъяты>, хотя имела на это право, была обеспечена им ДД.ММ.ГГ, суд приходит к выводу, что истец имеет право на возмещение ей расходов по приобретению указанного препарата за период с ДД.ММ.ГГ (дата первой инъекции) до ДД.ММ.ГГ (была обеспечена препаратом). Исходя из графика инъекций, за указанный период истцом было сделано <данные изъяты>, что составляет стоимость <данные изъяты> препарата <данные изъяты> из них <данные изъяты> были приобретены ДД.ММ.ГГ за сумму <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> была приобретена Шелпаковой С.С. в следующую поездку в <...> ДД.ММ.ГГ, за сумму <данные изъяты>. В связи этим истец имеет право на возмещение ей расходов по приобретению препарата в сумме <данные изъяты> всего <данные изъяты> Также, поскольку истцу потребовалось две поездки на приобретение <данные изъяты> препарата <данные изъяты> она имеет право на возмещение ей всех расходов по приобретению железнодорожных билетов, всего в общей сумме <данные изъяты> При этом суд критически оценивает довод представителя ответчика об отсутствии необходимости в несении указанных расходов, поскольку, как следует из представленных документов, стоимость препарата при заказе его в <...> составляла бы <данные изъяты> в то время как в <...> истец приобрела его по существенно более низкой цене <данные изъяты> за одну упаковку. Кроме того, по сведениям ГУП «Орелфармация», требовался предварительный заказ препарата, в то время как Шелпакова С.С. смогла приобрести его в <...> в течение <данные изъяты>. Кроме того, поскольку истец не была своевременно обеспечена лекарственным препаратом, она по своему усмотрению избрала способ приобретения препарата, что закону не противоречит. В связи с этим расходы на проезд являются обоснованными и подлежат возмещению.

Кроме того, поскольку Окорочковой Г.С. не был предоставлен необходимый жизненно важный лекарственный препарат, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ее лекарственным препаратом Энбрел 50 мг/мл «Этанерцепт» в соответствии с медицинскими назначениями впредь до отмены лечащими врачами.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Окорочковой Г.С. к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами удовлетворить в части.

Возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Окорочкову Г.С., ДД.ММ.ГГ г.р., лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими назначениями впредь до отмены лечащими врачами, взыскать с ответчика затраты на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> расходы на проезд в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.

Председательствующий              Т.А. Михеева

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2017 года.

2-1661/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фомин И.Н.
Ответчики
Захаркин С.В.
Другие
Воронков С.А.
Мальцев Р.А.
Суд
Советский районный суд г. Орел
Дело на странице суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
18.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2017Передача материалов судье
22.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.10.2017Предварительное судебное заседание
16.10.2017Судебное заседание
07.11.2017Производство по делу возобновлено
16.11.2017Судебное заседание
28.11.2017Судебное заседание
05.12.2017Судебное заседание
08.12.2017Судебное заседание
13.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее