Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 11 мая 2018 года гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО» об обязании совершить действия,
установил:
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд иском к ООО «ЭКО» об обязании представить в ГУ «...» проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также лесную декларацию, в обоснование требований указав, что между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «ЭКО» заключен договор аренды лесного участка № 7 от 28.08.2014 года, в соответствии с которым ответчику передан в долгосрочное временное пользование лесной участок площадью 1,1007 га, расположенный в квартале .... ч. выд. ...., .... "..." ГУ «...» в целях осуществления рекреационной деятельности. В адрес ответчика была направлена информация о прекращении действия 31 декабря 2017 года Лесного Плана Республики Коми и лесохозяйственного регламента лесничества, проектов освоения лесов, однако в нарушении требований законодательства ответчиком до сих пор не представлен проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также не представлена лесная декларация.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителя не направили, представитель ответчика в своем отзыве просил об оставлении исковых требований без удовлетворения. Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с абз.2 ст.220, п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.27, ст.28 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда является одновременное наличие таких оснований как особый субъектный состав участников спора, а также экономический характер спора.
В соответствии с п. 1, п.п.6, 7 п.12 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года № 452, истец является органом исполнительной власти Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми в том числе федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми; в целях исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности имеет право предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; направлять материалы о нарушениях законодательства в области лесных отношений на территории Республики Коми в соответствующие органы государственной власти, предъявлять в установленном порядке в суды иски в пределах своей компетенции.
Как следует из содержания исковых требований, они предъявлены в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком договора аренды лесного участка № 7 от 28.08.2017 года, предусматривающим, по мнению истца, обязанность по предоставлению проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также лесной декларации в ГУ «...». Ссылки истца в исковом заявлении на нарушение природоохранного законодательства судом во внимание приняты быть не могут, так как положения ст.26, ст.88 Лесного кодекса РФ, на которые ссылается истец, не предусматривают обязанности предоставлять проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также лесную декларацию государственному учреждению.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования связаны с осуществлением ответчиком экономической (рекреационной) деятельности, и исходя из субъектного состава участников спора подведомственны Арбитражному суду Республики Коми, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь абз.2 ст.220, п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, суд
определил:
Производство по гражданскому делу по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО» об обязании совершить действия прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья Е.Г. Берникова