КОПИЯ
дело № 2-1787/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,
при секретаре В.,
с участием:
истца К.,
представителя истца Б.,
представителей ответчика Х., Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Главному управлению МЧС России по Камчатскому краю об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
истец К. обратился в суд с иском к ответчику Главному управлению МЧС России по Камчатскому краю (далее – Главное управление) о признании незаконным п. 1 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания» об объявлении замечания.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что работает в ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Камчатскому краю» (далее по тексту – Центр ГИМС МЧС) в должности старшего государственного инспектора по маломерным судам группы технического надзора на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № начальника Главного управления был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение пункта 1.4 должностной инструкции, выразившееся в нарушении нормативного правового акта МЧС России, а именно: нарушение требования пункта 34 Административного регламента, а также за нарушение трудовых обязанностей, указанных в абзаце 11 пункта 5.1. должностной инструкции, выразившееся в невыдаче в установленном порядке судового билета и акта освидетельствования на зарегистрированное маломерное судно.
Считал применение к нему меры дисциплинарной ответственности незаконным и необоснованным.
19 июня в адрес Главного управления поступило обращение от гражданина Ж. в электронном виде с целью проведения освидетельствования маломерного судна. Поскольку к заявлению не был приложен инсчерпывающий перечень документов, предусмотренный Административным регламентом МЧС (п.4 ст. 22), руководствуясь п. 3 ст. 31 Административного регламента Ж. было отказано в предоставлении услуги по освидетельствованию маломерного судна. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в предоставлении услуги.
ДД.ММ.ГГГГ Ж. обратился в адрес Главного управления с требованием провести проверку законности отказа. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес направлено требование о предоставлении письменного объяснения по факту изложенному Ж.
ДД.ММ.ГГГГ в своих объяснениях указал, что пакет документов приложенных к заявлению, не соответствовал требованиям, предъявленным к заявлению о проведении технического освидетельствования маломерных судов, в частности, отсутствовал технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками. Им была проведена проверка по базе данных ЕИС ЦГУ, с целью получения отсутствующих документов, поскольку и в базе данных данные документы отсутствовали, добросовестно исполняя свои обязанности, руководствуясь Административным регламентом, учитывая основания для отказа в предоставлении услуги, отказал в предоставлении государственной услуги.
При вынесении ему дисциплинарного взыскания начальником Главного управления не были учтены все имеющие значения для привлечения его к ответственности факты, не были учтены его объяснения, не была проведена тщательная проверка представленных для оказания услуги документов.
Также указал, что согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) дисциплинарные взыскания применяются при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей. При этом данные обязанности должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции либо в локальных нормативных актах работодателя. Согласно п. 1.4 должностной инструкции в своей деятельности обязан руководствоваться, в том числе нормативно- правовыми актами МЧС России, приказами и распоряжениями Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.
При вынесении отказа в оказании государственной услуги, руководствовался положениями нормативных актов МЧС России, в том числе приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснениями МЧС России «Об освидетельствовании маломерных судов» № М-29-306 от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом отмечает, что с 2011 года является членом профессионального союза Камчатской краевой организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, о чем начальник Центра ГИМС МЧС России по Камчатскому краю извещен в установленном законом порядке. После получения им соответствующего уведомления в отношении него усилился контроль, ухудшилось морально-психологическое состояние при нахождении на рабочем месте со стороны руководства учреждения, руководством в отношении него неоднократно стали проводиться служебные проверки, хотя ранее такой работы в отношении него не велось, полагал, что данный факт свидетельствует о дискриминации в сфере труда по принадлежности к общественным организациям.
В судебном заседании истец К. исковые требования поддержал, по вышеизложенным основаниям. Представил письменные дополнительные пояснения по иску, в которых указал и дополнительно суду пояснил, что дисциплинарное взыскание на него наложено с нарушением порядка. Гражданин Ж. обратился через Единый портал с целью получения услуги по освидетельствованию маломерного судна, путем заполнения формы заявления ДД.ММ.ГГГГ, к заявлению не был приложен скан образ технического паспорта на двигатель. Таким образом, был выполнен первый шаг, предусмотренный п. 65 Раздела 3 Административного регламента. В выбранные заявителем самостоятельно дату и время (п. 70 Административного регламента) ДД.ММ.ГГГГ Ж. явился на прием в ГИМС МЧС России, однако, не предоставил оригиналов документов, якобы приложенных к заявлению, чем нарушил требования того же п. 70 Раздела 3 Административного регламента. Дополнительно сообщил, что не готов предоставить судно на освидетельствование, а также уведомил об отсутствии технического паспорта на двигатель, на что ему было предложено представить недостающие документы. В соответствии с п. 75, п. 129 Административного регламента в связи с тем, что отсутствовали обязательные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, т.е. присутствовали основания, предусмотренные пунктом 31 Административного регламента, в силу которого основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в числе которых, представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги в соответствии с Административным регламентом (пункт 31 подпункт 3). Считал, что ответчик неверно трактует положения Административного регламента, додумывая их, в то время как, он действовал в строго регламентированном порядке. Являясь председателем первичной профсоюзной организации, неоднократно проводил беседы с работодателем по вопросу занижения работникам организации – членам профсоюза премии из экономии фонда оплаты труда, однако ситуация не просто менялась, она была ухудшена. Так, в декабре 2023 года руководство центра ГИМС ГУ МЧС России, являющееся непосредственным его руководителем, стали открыто угрожать работникам состоящим в профсоюзной организации, лишением премий, в случае их отказа от выхода из профсоюзной организации, кроме того настаивали на том, что бы члены профсоюза инициировали лишение его права быть членом комиссии по распределению уже годовой премии. В результате все работники, члены профсоюза, получили минимальную премию по итогам работы за год. При этом работодатель отказывается представлять какие-либо документы в нарушение норм действующего законодательства.
Ранее в состоявшемся судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец К. суду пояснял, что согласно подпункту 5 пункта 31 Административного регламента, Ж. в течение 30 дней имел возможность представить недостающие документы. Исходя из того, что с ДД.ММ.ГГГГ уходил в очередной отпуск и не мог уже заниматься документами Ж., а также судно было поломано, то последнему объяснил, что делает отказ в предоставлении услуги, так как неизвестно когда будет судно отремонтировано и о его праве повторно обратиться с заявлением.
В судебном заседании представитель истца Б., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования, поддержала, по вышеизложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Х. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск с дополнениями к нему, в которых указала и суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином Ж. подано заявление о проведении освидетельствования принадлежащего ему маломерного судна через Единый портал. Заявление прошло автоматическую проверку и посредством Единого портала направлено в Центр ГИМС Главного управления с присвоением ему регистрационного номера №. Заявление передано в работу старшему государственному инспектору – руководителю группы технического надзора за маломерными судами Центра ГИМС Главного управления К.. Прием гражданина для представления документов и проведения осмотра маломерного судна назначен на ДД.ММ.ГГГГ в 14:30. В назначенное время Ж. не смог представить судно к осмотру в связи с поломкой забортной помпы, о чем в устной форме уведомил К.. Согласно представленным объяснениям Ж. произвел ремонт маломерного судна в течение трех дней и был готов представить полный комплект документов и судно к осмотру ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом К. произведен отказ в предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна на основании подпункта 3 пункта 31 Административного регламента, а именно по причине предоставления заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги. ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление поступило обращение гражданина Ж. по вопросу отказа в проведении освидетельствования маломерного судна (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №). В результате проведенной проверки по данному обращению установлено, что в соответствии с пунктами 68, 22, 70, 123, 34 Административного регламента, документы на маломерное судно, в том числе технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора, могут быть представлены заявителем при личном приеме заявителя по предварительной записи посредством Единого портала. Отсутствие данных документов при подаче заявления в электронном виде посредством Единого портала не является основанием для отказа в приеме документов или отказа в предоставлении государственной услуги. В соответствии с п. 31 Административного регламента, гражданин Ж. был вправе представить полный комплект документов на маломерное судно до ДД.ММ.ГГГГ (30 дней с назначенной даты приема - ДД.ММ.ГГГГ), однако, ДД.ММ.ГГГГ получил отказ в предоставлении государственной услуги. Таким образом, срок представления документов на маломерное судно заявителем не нарушен. Заявитель не имел возможности реализовать свое право на предоставление документов в течение 30-дневного срок в связи с тем, что получил уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги до истечения названного срока. Должностным лицом К. нарушены требования Административного регламента в части соблюдения процедуры отказа в предоставлении государственной услуги, а именно: К. отказал в предоставлении государственной услуги по основанию, предусмотренному для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги установлены пунктом 33 Административного регламента. К ним относятся представление на освидетельствование судна, не поднадзорного ГИМС МЧС России, а также неявка заявителя в ГИМС МЧС России в срок, превышающий 30 календарных дней с даты, назначенной для проведения освидетельствования маломерного судна. Отказ в предоставлении государственной услуги и отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются разными административными действиями, основания для которых закреплены в Административном регламенте и являются исчерпывающими. Срок представления судна на освидетельствование Ж. также не нарушен, основания для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги, предусмотренные пунктом 33 Административного регламента, отсутствовали. Таким образом, отказ в предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна осуществлен истцом необоснованно, в нарушение требований, установленных пунктами 33, 34 Административного регламента, тем самым созданы предпосылки для обжалования действий (бездействия) должностных лиц Центра ГИМС Главного управления. Указанные действия истца повлекли нарушение права гражданина на получение в установленном порядке государственной услуги. В соответствии с пунктами 105, 106 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача акта освидетельствования маломерного судна и судового билета с информацией о допуске маломерного судна к плаванию. Согласно п. 140 Административного регламента за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по исполнению административных процедур и соблюдению требований Административного регламента должностные лица ГИМС МЧС России несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Истец надлежащим образом ознакомлен с должностной инструкцией, о чем свидетельствует соответствующая отметка. Своими действиями истец нарушил положение, установленное п. 1.4 должностной инструкции, что выразилось в несоблюдении требований нормативного правового акта МЧС России – Административного регламента, а также ненадлежащим образом исполнил обязанность, предусмотренную абзацем 11 пункта 5.1 должностной инструкции, что выразилось в невыдаче в установленном порядке судового билета и акта освидетельствования на зарегистрированное маломерное судно. По результатам проведенной проверки истец приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № привлечен к дисциплинарной ответственности, и ему объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Дисциплинарное взыскание возложено на работника правомерно и соответствует характеру и тяжести совершенного им проступка. Порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный ст. 193 ТК РФ соблюден работодателем в полном объеме. До применения дисциплинарного взыскания от работника затребовано письменное объяснение (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №). Объяснение представлено истцом ДД.ММ.ГГГГ и учтено работодателем при рассмотрении дела. Датой обнаружения проступка является дата поступления обращения гражданина Ж. в Главное управление, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Приказ издан ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах допустимого срока. Датой совершения проступка является дата отказа истца в оказании государственной услуги, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, шестимесячный срок, установленный ч. 4 ст. 193 ТК РФ для применения дисциплинарного взыскания, работодателем также не нарушен. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № объявлен истцу под роспись ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного ч. 6 ст. 193 ТК РФ срока, что подтверждается его собственноручной подписью. Соблюдение работодателем установленного порядка применения дисциплинарного взыскания в отношении истца, подтверждается актом выездной проверки Государственной инспекции труда в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, положения приказа Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О привлечении к дисциплинарной ответственности» не противоречит действующему законодательству и не влекут безосновательного ограничения или нарушения трудовых прав истца. Также указала, что истец в обоснование своих требований ссылается на подпункт 3 пункта 31, подпункт 4 статьи 22 Административного регламента, согласно которым основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является предоставление заявителем неполного комплекта документов, а именно технического паспорта двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками. Маломерное моторное судно № <данные изъяты>, принадлежащее на праве собственности гражданину Ж., зарегистрировано в реестре маломерных судов на основании заявления собственника от ДД.ММ.ГГГГ №. К заявлению собственником прилагались следующие документы: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, технический паспорт маломерного судна, прочие документы. Копии данных документов размещены в программе ЕИС ЦГУ, находятся в распоряжении государственных инспекторов по маломерным судам Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю с момента подачи гражданином Ж. заявления о регистрации маломерного судна, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скрином с программы ЕИС ЦГУ. Таким образом, истец при рассмотрении заявления Ж. об оказании государственной услуги освидетельствования маломерного судна имел свободный доступ к данным документам. Технический паспорт маломерного судна содержит исчерпывающие сведения о заводских номерах, типе, модели и технических характеристиках двигателя, установленного на маломерном судне. Поскольку двигатель является стационарным, заводским, встроен в корпус маломерного судна, отдельного регистрационного документа, а именно технического паспорта двигателя или подвесного лодочного мотора на данный двигатель не предусматривается. Такой документ предоставляется при оборудовании на судне двигателя или подвесного лодочного мотора, не предусмотренного технической документацией на маломерное судно. Таким образом, технический паспорт маломерного судна <данные изъяты> содержит исчерпывающие сведения о двигателе маломерного судна, необходимые для предоставления государственной услуги освидетельствования маломерного судна, что позволяло истцу оказать государственную услугу гражданину Ж. в установленном Административным регламентом порядке. Представления заявителем иных документов на двигатель маломерного судна не требовалось. Поскольку технический паспорт маломерного судна размещен в программе ЕИС ЦГУ, то есть находится в распоряжении государственных инспекторов Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, истец в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 30 Административного регламента не имел права требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, соответственно, необоснованно отказал заявителю в предоставлении государственной услуги. Истцом в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ сделано заявление, что в связи с его членством в Первичной профсоюзной организации Главного управления при привлечении его к дисциплинарной ответственности работодателю надлежало уведомить Федерацию профсоюзов Камчатки, однако, ни трудовым законодательством, ни Коллективным договором Главного управления на 2022-2024 годы не предусмотрено требования об учете мнения представительного органа работников при наложении дисциплинарного взыскания на работника в виде замечания. Данное требование применимо только при увольнении работника. Таким образом, требования трудового законодательства и локальных нормативных актов при привлечении истца к дисциплинарной ответственности работодателем не нарушены, доводы истца голословны и не подтверждены нормами права.
В судебном заседании представитель ответчика Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Поддержала позицию представителя Х.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.
Статьей 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Исходя из положений ст. 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
По правилам ст. 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, и что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого поступка и обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм трудового законодательства, дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за нарушение им трудовой дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, нетрудоспособности).
Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.
Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.
Таким образом, привлечение истца к дисциплинарной ответственности оспариваемым приказом может быть признано судом правомерным только при доказанности факта виновного невыполнения истцом обязанностей, возложенных на него в соответствии с трудовым договором и иными нормативными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ К. состоит в трудовых отношениях с Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю в должности старшего государственного инспектора по маломерным судам группы технического надзора.
В разделе 5 должностной инструкции старшего государственного инспектора по маломерным судам – руководителя структорного подразделения Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю закреплены должностные обязанности. Так, абзацем 11 пункта 5.1 раздела 5 закреплено, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня должностей Главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации и государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей» и в целях реализации основных задач Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на старшего государственного инспектора по маломерным судам – руководителя структурного подразделения Центра ГИМС возлагаются обязанности по осуществлению в установленном порядке квалификации, государственной регистрации и учета маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров выдачи судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены: Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий (далее – Положение о ГИМС МЧС России) и Положение о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Согласно п. 1 Положения о ГИМС МЧС России, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 2 Положения о ГИМС МЧС России, в систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также соответствующие подразделения и организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно пп. «в» п. 6 Положения о ГИМС МЧС России, Государственная инспекция по маломерным судам проводит классификацию и освидетельствование маломерных судов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях предусмотрено, что состав, последовательность и сроки административных процедур при предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов устанавливаются административным регламентом, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Федеральный закон № 210- ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ, государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Статьей 3 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ, основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;
5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Статьей 13 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу; порядок разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ).
Приказом МЧС России от 15.08.2021 № 567 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее по тексту – Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении подразделениями ГИМС МЧС России государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - государственная услуга), и устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями МЧС России, их должностными лицами, а также с заявителями, органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги (п. 1).
Согласно п. 17 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется в срок, не превышающий 8 часов (рабочего времени) с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В соответствии с п. 59 Административного регламента, заявителю обеспечивается возможность осуществлять с использованием Единого портала: 1) подачу заявления на предоставление государственной услуги; 2) запись в ГИМС МЧС России на прием для подачи заявления о предоставлении государственной услуги и предъявления маломерного судна на освидетельствование; 3) мониторинг хода предоставления государственной услуги; 4) получение результата государственной услуги.
В соответствии с п. 124 Административного регламента, формирование заявления заявителем осуществляется посредством заполнения электронной формы заявления на Едином портале без необходимости дополнительной подачи заявления в иной форме.
На Едином портале размещаются образцы заполнения электронной формы заявления (п. 125).
При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы заявления заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме заявления (п.126).
В соответствии с п. 128 Административного регламента, сформированное и подписанное заявление и иные документы, указанные в пунктах 22 - 24 настоящего Административного регламента, необходимые для предоставления государственной услуги, направляются в ГИМС МЧС России посредством Единого портала.
Прием документов, указанных в подпунктах 2 - 4, 6 - 7 пункта 22 настоящего Административного регламента, поступивших в электронном виде через Единый портал, осуществляется без необходимости повторного представления заявителем таких документов на бумажном носителе.
При подаче заявления через Единый портал заявителем может быть представлена информация о документах, указанных в подпунктах 5 (за исключением сертификата соответствия), 8 и 9 пункта 22 настоящего Административного регламента, без необходимости прикладывания скан-копий указанных документов.
Срок регистрации заявления, поступившего через Единый портал, составляет 1 рабочий день.
Согласно п. 129 Административного регламента, ГИМС МЧС России обеспечивает прием скан-копий документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В случае наличия сомнений в подлинности документов, поступивших в ГИМС МЧС России в электронном виде (за исключением заявления), заявителю может быть направлено уведомление ГИМС МЧС России о необходимости предоставления их оригиналов в целях принятия решения о наличии или отсутствии оснований, предусмотренных подпунктом 3 пункта 31 настоящего Административного регламента.
Пунктом 130 Административного регламента установлено, что при получении заявления в электронной форме в автоматическом режиме осуществляется форматно-логический контроль заявления, проверяется наличие оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
При отсутствии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю сообщается присвоенный заявлению в электронной форме уникальный номер, по которому в соответствующем разделе Единого портала заявителю будет предоставлена возможность осуществлять мониторинг хода предоставления государственной услуги в электронном виде. После регистрации заявление направляется в МЧС России.
В соответствии с п. 133 Административного регламента, при предоставлении государственной услуги в электронной форме заявителю направляется: 1) уведомление о записи на прием в ГИМС МЧС России или Многофункциональный центр; 2) уведомление о приеме и регистрации заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, или о мотивированном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 3) уведомление о начале процедуры предоставления государственной услуги; 4) уведомление об окончании предоставления государственной услуги; 5) уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 6) уведомление о возможности получить результат предоставления государственной услуги; 7) уведомление о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.
ДД.ММ.ГГГГ гражданином Ж. подано заявление о проведении освидетельствования принадлежащего ему на праве собственности маломерного судна <данные изъяты> через Единый портал, которое прошло автоматическую проверку и посредством Единого портала государственных услуг направлено в Центр ГИМС Главного управления с присвоением ему регистрационного номера №.
Указанное заявление передано в работу старшему государственному инспектору – руководителю группы технического надзора за маломерными судами Центра ГИМС Главного управления К.
Прием гражданина Ж. был назначен на ДД.ММ.ГГГГ в 14:30, однако, в назначенное время Ж. маломерное судно к осмотру не предоставил в связи с его поломкой, о чем в устной форме уведомил К., что сторонами не оспаривалось.
В этот же день, старшим государственным инспектором – руководителем группы технического надзора за маломерными судами Центра ГИМС Главного управления К. произведен отказ Ж. в предоставлении государственной услуги по причине предоставления заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги на основании п. 3 ст. 31 Административного регламента (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГ от Ж. на имя руководителя Петропавловск-Камчатского инспекторского отделения Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю старшего государственного инспектора Р. поступило обращение в котором указал, что обратился в Центр ГИМС по Камчатскому краю через Единый портал государственных услуг с заявлением, заявление было заполнено согласно регламенту, время было назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 14:30 для освидетельствования маломерного судна. В назначенное время не предоставил судно к осмотру в связи с поломкой забортной помпы. В течение трех дней отремонтировал помпу, и готов был предоставить судно к освидетельствованию. ДД.ММ.ГГГГ получил отказ в предоставлении государственной услуги по причине неполного комплекта документов. Документы были в полном комплекте. ДД.ММ.ГГГГ предоставил полный комплект документов и судно к осмотру.
ДД.ММ.ГГГГ К. было вручено требование о предоставлении письменного объяснения по вопросу, по какой причине отказано гражданину Ж. в предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, в нарушение п. 34 Административного регламента? (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из объяснительной К. от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированной за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), заявление от гражданина Кунгурцева было подано в электронном виде через Единый портал государственных услуг ДД.ММ.ГГГГ, срок проведения освидетельствования назначен на ДД.ММ.ГГГГ. В поданном заявлении отсутствовал исчерпывающий перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, а именно, технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками в соответствии с п. 4 ст. 22 Административного регламента… Требование о предоставлении технического паспорта на двигатель также подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ 22-337. Руководствуясь п. 2 ст. 30 Административного регламента о запрещении требовать от заявителя документов и информации, находящихся в распоряжении организации предоставляющей государственную услугу, им была проверена по базе данных ЕИС ЦГУ информация, занесенная в реестр маломерных судов, так как в соответствии с данными внесенными в судовой билет, данному маломерному судну проведено освидетельствование и по заключению судно «допущено к эксплуатации» ДД.ММ.ГГГГ и в реестр маломерных судов должна быть прикреплена скан-копия технической документации на двигатель. Данный документ отсутствует в реестре маломерных судов, что является нарушением п. 4 ст. 22, ст. 73 Административного регламента (им отдельно будет подан рапорт на нарушение законодательства). В соответствии с п. 3 ст. 31 Административного регламента Ж. было отказано в предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Ш. на имя начальника Главного управления МЧС России по Камчатскому краю генералу-майору внутренней службы М. подана докладная записка по проведению служебной проверки по обращению Ж. по вопросу отказа в проведении технического освидетельствования маломерного судна одновременно с ходатайством о привлечении К. к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Как следует из текста указанной докладной записки, в результате проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ж. было подано заявление о проведении технического освидетельствования маломерного судна через Единый портал государственных услуг. Как усматривается из обращения Ж., в связи с поломкой забортной помпы, им не было представлено маломерное судно к осмотру, для проведения технического освидетельствования. Ремонт был произведен в течение трех дней, но ДД.ММ.ГГГГ Ж. получил отказ в предоставлении государственной услуги по техническому освидетельствованию маломерного судна. ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором – руководителем группы технического надзора за маломерными судами Центра ГИМС ГУ МЧС России по Камчатскому краю К., в нарушение требований Административного регламента был произведен отказ в предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна (уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги № от ДД.ММ.ГГГГ). Причина отказа – предоставление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги на основании п. 3 ст. 31 Административного регламента… Тем самым, при подаче заявления Ж. были представлены все необходимые документы для получения государственной услуги по техническому освидетельствованию маломерного судна, так как оно было зарегистрировано через Единый портал государственных услуг и оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имелось. Административный регламент предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. В данном случае старший государственный инспектор – руководитель группы технического надзор за маломерными судами Центра ГИМС ГУ МЧС России по Камчатскому краю К. нарушил требования п. 34 Административного регламента, так как при предоставлении заявителем заявления в электронной форме не допускается отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о предоставлении государственной услуги, опубликованной на Едином портале, официальном сайте МЧС России и официальных сайтах территориальных органов МЧС России. В предоставлении государственной услуги по заявлению Ж. возможно было отказать только при наступлении выявленных оснований, предусмотренных п. 33 Административного регламента, а именно: 1) представление на освидетельствование судна, не поднадзорного ГИМС МЧС России; 2) неявка заявителя в ГИМС МЧС России в срок, превышающий 30 календарных дней с даты назначенной для проведения освидетельствования маломерного судна. Таким образом, своими действиями старший государственный инспектор – руководитель группы технического надзора за маломерными судами Центра ГИМС ГУ МЧС России по Камчатскому краю К., создает предпосылки для обжалования действий (бездействий) должностных лиц Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к дисциплинарной ответственности» К. объявлено замечание.
Основанием к изданию данного приказа явилось нарушение п. 1.4 должностной инструкции старшего государственного инспектора по маломерным судам – руководителя структурного подразделения центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, выразившееся в нарушении нормативного правового акта МЧС России, а именно нарушение требования пункта 34 Административного регламента, а также за нарушение трудовых обязанностей, указанных в абзаце 11 пункта 5.1 должностной инструкции, выразившееся в невыдаче в установленном порядке судового билета и акта освидетельствования на зарегистрированное маломерное судно.
С данным приказом истец ознакомлен лично под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из содержания данного приказа, ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление МЧС России по Камчатскому краю поступило обращение от гражданина Ж. по вопросу отказа в проведении технического освидетельствования маломерного судна (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). В результате проверки было установлено, что старшим государственным инспектором – руководителем группы технического надзора за маломерными судами Центра ГИМС Главного управления МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №…, был произведен отказ в предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна. Причина отказа – предоставление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги на основании пункта 3 статьи 31 Административного регламента. …При подаче заявления Ж. были представлены все необходимые документы для получения государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, так как оно было зарегистрировано через Единый портал государственных услуг и оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имелось. Административный регламент предусматривает исчерпывающей перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. В данном случае старший государственный инспектор – руководитель группы технического надзора за маломерными судами Центра ГИМС Главного управления МЧС России К. нарушил требования пункта 34 Административного регламента, так как при предоставлении заявителем заявления в электронной форме не допускается отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, опубликованной на Едином портале государственных услуг, официальном сайте МЧС России и официальных сайтах территориальных органов МЧС России.
Не согласившись с вынесенным приказом, К. обратился с настоящим иском в суд.
Выражая несогласие с данным приказом, истец указал, что пакет документов приложенных гражданином Ж. к заявлению, не соответствовал требованиям, предъявленным к заявлению о проведении технического освидетельствования маломерных судов, в частности отсутствовал технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками. Им была проведена проверка по базе данных ЕИС ЦГУ, с целью получения отсутствующих документов, поскольку и в базе данных данные документы отсутствовали, добросовестно исполняя свои обязанности, руководствуясь Административным регламентом, учитывая основания для отказа в предоставлении услуги, отказал в ее предоставлении. Также при вынесении ему дисциплинарного взыскания начальником Главного управления не были учтены все имеющие значения для привлечения его к ответственности факты, не были учтены его объяснения, не была проведена тщательная проверка представленных для оказания услуги документов.
Возражая против исковых требований, ответчик в лице его представителей указал на то, что маломерное моторное судно № <данные изъяты> принадлежащее на праве собственности гражданину Ж., зарегистрировано в реестре маломерных судов на основании заявления собственника от ДД.ММ.ГГГГ №. К заявлению собственником прилагались следующие документы: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, технический паспорт маломерного судна, прочие документы. Копии данных документов размещены в программе ЕИС ЦГУ, находятся в распоряжении государственных инспекторов по маломерным судам Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю с момента подачи гражданином Ж. заявления о регистрации маломерного судна, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скрином с программы ЕИС ЦГУ. Таким образом, истец при рассмотрении заявления Ж. об оказании государственной услуги освидетельствования маломерного судна имел свободный доступ к данным документам. Технический паспорт маломерного судна содержит исчерпывающие сведения о заводских номерах, типе, модели и технических характеристиках двигателя, установленного на маломерном судне. Поскольку двигатель является стационарным, заводским, встроен в корпус маломерного судна, отдельного регистрационного документа, а именно технического паспорта двигателя или подвесного лодочного мотора на данный двигатель не предусматривается. Такой документ предоставляется при оборудовании на судне двигателя или подвесного лодочного мотора, не предусмотренного технической документацией на маломерное судно. Таким образом, технический паспорт маломерного судна <данные изъяты> содержит исчерпывающие сведения о двигателе маломерного судна, необходимые для предоставления государственной услуги освидетельствования маломерного судна, что позволяло истцу оказать государственную услугу гражданину Ж. в установленном Административным регламентом порядке. Представление заявителем иных документов на двигатель маломерного судна не требовалось. Поскольку технический паспорт маломерного судна размещен в программе ЕИС ЦГУ, то есть находится в распоряжении государственных инспекторов Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, истец, в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 30 Административного регламента, не имел права требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, соответственно, необоснованно отказал заявителю в предоставлении государственной услуги.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В подтверждение своих доводов истцом представлены письменные доказательства: судовой билет на маломерное моторное судно № <данные изъяты> принадлежащее на праве собственности гражданину Ж., согласно которому дата регистрации и дата освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ, годность судна к плаванию – допущено к эксплуатации; акт освидетельствования судна № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий информацию о судне, в том числе информацию о двигателях: тип основного двигателя – стационарный, заводской №, марка двигателя (производитель) <данные изъяты>, модель двигателя <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты>, исправность – да; заявление Ж. зарегистрированное за № от ДД.ММ.ГГГГ государственная услуга – государственная регистрация маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, и (или) права собственности на маломерное судно в реестре маломерных судов, к заявлению прикреплены скан-образы документов, в том числе технический паспорт маломерного судна.
В подтверждение своих возражений ответчиком в лице его представителей представлены письменные доказательства: технический паспорт маломерного судна катер <данные изъяты> содержащий указание на тип двигателя: стационарный, дизельный – 2 единицы <данные изъяты>, заводские номера №, мощность двигателя <данные изъяты>; выписка из реестра малых судов, содержащая характеристики данного моторного судна с указанием типа двигателя - стационарный.
Допрошенный по ходатайству ответчика в качестве свидетеля Ш. суду показал, что работает в должности начальника Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Камчатскому краю. По обращению Ж. им проводилась служебная проверка по вопросу отказа в проведении технического освидетельствования маломерного судна. Ранее Ж., через Единый портал государственных услуг, обращался с заявлением о регистрации маломерного судна, и к заявлению прикладывал в виде скан-образ документы на маломерное судно, в том числе техническую документацию, всего гражданином было представлено документов в количестве 5 штук, из которых технический паспорт на маломерное судно, который содержал технические характеристики относительно стационарного двигателя, в связи с чем, отдельный технический паспорт на двигатель, так как является стационарным, не требовалось. При повторном обращении гражданина с заявлением, при наличии акта освидетельствования, через Единый портал государственных услуг, программа не требует повторно представлять документы на маломерное судно в течение пятилетнего срока, поскольку ранее поданные документы загружены и находятся в программе, которая автоматически подгружает к вновь поданному заявлению. В соответствии с п. 33 Административного регламента, у гражданина есть 30 дней, в течение которого может пройти освидетельствование маломерного судна. И только по истечению 30 дней инспектор может отказать гражданину в освидетельствовании судна, если судно так и не было представлено на освидетельствование. При установке заводом-изготовителем стационарного двигателя на судно, не требуется предоставление отдельного технического паспорта на двигатель, поскольку технический паспорт на судно содержит технические характеристики двигателя. Инспектор не вправе требовать у гражданина документ, который уже имеется в программе. В случае не предоставления каких-то документов, у гражданина имеется возможность договориться с инспектором, и в течение 30 дней представить недостающий документ. К. нарушил требования п. 34 Административного регламента, так как при предоставлении заявителем заявления в электронной форме не допускается отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о предоставлении государственной услуги, опубликованной на Едином портале, официальном сайте МЧС России и официальных сайтах территориальных органов МЧС России. Ж. возможно было отказать в предоставлении государственной услуги по пункту 33 Административного регламента.
Оценивая показания свидетеля Ш., суд признает их достоверными, оснований сомневаться не имеется, поскольку показания данного свидетеля согласуются с представленными письменными доказательствами. Каких-либо данных, свидетельствующих о заинтересованности указанного лица в исходе дела, не имеется.
Установив вышеприведенные обстоятельства, заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что факт нахождения в информационной системе по оказанию государственных услуг ГИМС МЧС России технической документации, содержащей исчерпывающие сведения о стационарном двигателе маломерного судна <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности Ж., на момент его повторного обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о проведении освидетельствования маломерного судна через Единый портал государственных услуг ГИМС МЧС России по Камчатскому краю, нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Подпунктом 1 пункта 16 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является при прохождении освидетельствования маломерного судна - допуск маломерного судна к эксплуатации или отказ в допуске маломерного судна к эксплуатации.
Статья 7 Федерального закона № 210-ФЗ закрепляет, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные органы.
В пункте 22 Административного регламента содержится перечень документов, представляемых для освидетельствования маломерного судна как первичного, так и последующего. Приведенные в подпунктах 3-5 этого пункта документы (техническая документация на маломерное судно, технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками, свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия (за исключением маломерных судов, на которые действие технического регламента не распространяется) предоставляются при первичном освидетельствовании маломерного судна, когда Государственная инспекция не располагает какой-либо информацией и документами в отношении маломерного судна.
При этом в случае выявления в процессе оказания государственной услуги несоответствия характеристик предоставленного маломерного судна данным, указанным в технической документации, или если его техническое состояние не отвечает требованиям безопасной эксплуатации, в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия. Таким образом, выявление подобных нарушений позволяет повысить уровень безопасности и не допустить к пользованию подобные маломерные судна. После устранения выявленных нарушений маломерное судно подлежит повторной квалификации и освидетельствованию. Если будет подтверждено, что выявленные нарушения устранены, маломерное судно может быть допущено к пользованию.
Таким образом, можно сделать вывод, что все указанное направлено на упрощение процедур получения государственных услуг, улучшение их доступности, уменьшение коррупциогенных факторов, а также гармонизацию нормативного правового регулирования.
Иной подход, по существу, означал бы, что на лицо, обращающееся за предоставлением государственной услуги, возлагается бремя негативных последствий ненадлежащего выполнения своих обязанностей органами государственной власти, что приводило бы к нарушению права на своевременное получение государственной услуги, гарантированного п. 1 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В связи с этим, действия истца работодатель правомерно расценил как ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей, поскольку должностной инструкцией старшего государственного инспектора по маломерным судам – руководителя структурного подразделения Центра ГИМС закреплена обязанность по осуществлению в установленном порядке квалификации, государственной регистрации и учета маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров выдачи судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда (абзац 11 пункт 5.1 раздела 5 должностной инструкции).
Требования ч. 5 ст. 192 ТК РФ, согласно которой при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, при наложении дисциплинарного взыскания работодателем не нарушены, к истцу применена наименее строгая мера ответственности – замечание, при этом, работодателем учтено предшествующее отношение истца к труду, отсутствие нарушений трудовой дисциплины.
При этом действия работодателя о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде замечания не могут расцениваться как дискриминация в сфере труда по принадлежности к общественным организациям.
Ссылка истца на пункт 17 Административного регламента, которым предусмотрено, что предоставление государственной услуги осуществляется в срок, не превышающий 8 часов (рабочего времени) с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не может служить основанием для принятия иного решения по данному спору.
При этом истцом в объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что срок проведения освидетельствования заявителю был назначен на ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 30 дней после регистрации заявления гражданина Ж.
Также в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истец К. давал пояснения, что согласно подпункту 5 пункта 31 Административного регламента, Ж. имел возможность представить недостающие документы в течение 30 дней. Однако, исходя из того, что с ДД.ММ.ГГГГ уходил в очередной отпуск, и не мог уже заниматься документами Ж., а судно было поломано, то последнему объяснил, что делает отказ в предоставлении услуги, так как неизвестно когда будет судно отремонтировано и о его праве повторно обратиться с соответствующим заявлением.
Факт предоставления истцу очередного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается письменным доказательством – приказом (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, которые взаимно дополняют и уточняют друг друга, суд приходит к выводу, что истец ненадлежащим образом исполнял возложенные на него должностной инструкцией функциональные обязанности, ненадлежащим образом осуществил предоставление государственной услуги по прохождению гражданином освидетельствования маломерного судна, что дало работодателю основания для привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде замечания, при этом, порядок наложения дисциплинарного взыскания работодателем не нарушен, а именно до издания приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности у работника истребовано письменное объяснение, дисциплинарное взыскание применено уполномоченным лицом в течение одного месяца со дня обнаружения проступка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований К. о признании незаконным п. 1 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания об объявлении замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1787/2024
░░░ № 41RS0001-01-2024-000294-13