Решение по делу № 2-1117/2022 от 30.12.2021

Дело №2-1117/2022 20 апреля 2022 года

29RS0014-01-2021-009204-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при помощнике судьи Рудакове И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Боровиковой Оксаны Викторовны в интересах Боровиковой Анны Валерьевны к Правительству Архангельской области, государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера пособия, взыскании денежной выплаты,

установил:

Боровикова О.В. в интересах Боровиковой А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Правительству Архангельской области, государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее - ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр защиты населения», Учреждение) о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера пособия, взыскании денежной выплаты, признании положений областного закона содержащими дискриминационный характер, возложении обязанности внести поправки в областной закон.

    В обоснование исковых требований указала, что ее многодетной семье, воспитывающей твоих детей, предоставляются меры социальной поддержки по областному закону от 05 декабря 2016 года № 496-30-03 «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» в виде ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка, пособие назначено и выплачивается с 09 ноября 2020 года по 31 октября 2021 года. С 01 января 2021 года пособие выплачивается в размере, определенном на 2020 год. Размер выплаты на дату подачи заявления составлял 12 861 рубль ежемесячно. До 2021 года на каждый календарный год размер ежемесячной денежной выплаты пересчитывался и в п. 1 ст. 6 областного закона № 64-8-ОЗ вносились соответствующие изменения. Таким образом, на 2021 год у всех получателей при использовании старого механизма выплата бы составила 13 673 рубля. Учитывая это, размер ежемесячной денежной выплаты, который определен с использованием правового механизма, предлагаемого законом № 308-19-ОЗ (13 744 рубля), на 71 рубль больше размера, рассчитанного в соответствии с действующим на 2020 год механизмом определения размера такой выплаты. Данный расчет взят из пояснительной записки к областному закону № 308-19-ОЗ и полностью аналогичен расчету размера ежемесячной денежной выплаты на 2020 год. Согласно п. 2 ст. 27 областного закона размер денежной выплаты, указанной в ст. 25.1 закона, определяется в соответствии с областным законом от 19 сентября 2001 года № 64-8-ОЗ «О прожиточном минимуме в Архангельской области». Однако законом №308-19-ОЗ от 29 сентября 2020 года ст. 6 областного закона № 64-8-ОЗ исключена. Таким образом, механизм определения размера ежемесячной денежной выплаты для получателей этого пособия, которые обратились ранее 2021 года, не соблюден и проигнорирован. С 01 ноября 2021 года в отношении семьи истца применяется порядок, установленный п. 3 ст. 25.2 областного закона (в редакции закона Архангельской области от 29 сентября 2020 года № 308-19-ОЗ, который вступил в силу с 01 января 2021 года) ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной постановлением правительства Архангельской области в целом по Архангельской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (13 744 рубля). Полагает, что п. 3 ст. 25.2 областного закона (в редакции закона Архангельской области от 29 сентября 2020 года № 308-19-ОЗ, который вступил в силу с 01 января 2021 года), является дискриминационным, непроработанным в отношении лиц, обратившихся за назначением указанной выплаты в 2020 году и до подачи повторного заявления в 2021 году. Размер ежемесячной денежной выплаты поставлен в прямую зависимость от даты рождения ребенка. Ввиду несовершенства областного закона полагает, что ее семья недополучила от 8 120 рублей (при применении старого механизма, где ежемесячная денежная выплата на 2021 год составил бы 13 673 рубля) до 8 830 рублей (при применении нового механизма в отношении всех получателей ежемесячной денежной выплаты, исходя из размера 13 744 рубля в месяц) за 10 месяцев 2021 года. На протяжении 10 месяцев 2021 года ребенок истца получает пособие в размере 12 861 рубль в месяц. Просила признать действия Правительства Архангельской области и ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр защиты населения» незаконными в отношении ее ребенка и обязать ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр защиты населения» произвести перерасчет в соответствии с действующим механизмом определения размера пособия на момента подачи заявления 09 ноября 2020 года (в 2021 году ежемесячная денежная выплата составила бы 13 673 рубля ежемесячно), признать п. 3 и п. 6 ст. 25.2 областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» в редакции закона № 308-19-ОЗ от 29 сентября 2020 года содержащими дискриминационный характер и обязать Правительство Архангельской области устранить нарушения путем внесения поправок в областной закона (размер ежемесячной денежной выплаты подлежит перерасчету с 01 января 2021 года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей), взыскать с ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр защиты населения» недоплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка за 10 месяцев 2021 года в размере 8 120 рублей, взыскать с Правительства Архангельской области 710 рублей – разницу между новым и старым механизмом начисления.

    Определением судьи от 04 февраля 2022 года исковое заявление в части требований о признании п. п. 3 и 6 ст. 25.2 областного закона №496-30-03 от 05.12.2016 «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» содержащими дискриминационный характер, возложении на Правительство Архангельской области обязанности внести поправки в областной закон № 496-30-03 от 05.12.2016 возвращено истцу.

    Истец Боровикова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

    Представители ответчиков Правительства Архангельской области Боронина А.В., ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» Гончар Т.В. в судебном заседании с иском не согласились.

    Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Кушниренко В.В. с исковыми требованиями не согласился.

    По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

    Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 09 ноября 2020 года Боровикова А.В. обратилась в ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (отделение социальной защиты населения по территориальному округу Варавино-Фактория г. Архангельска) с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка.

Боровиковой О.В. назначена ежемесячная денежная выплата за период с 01 декабря 2020 года по 31 октября 2021 года в размере 12 861 рубль, а также доплата за период с 09 ноября 2020 года по 30 ноября 2020 года в размере 9 431 рубль 40 копеек.

Размер ежемесячной выплаты Боровиковой О.В. установлен на 12 месяцев с первого числа месяца обращения в отделение социальной защиты населения.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что размер ежемесячной выплаты подлежит перерасчету с 01 января года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума детей.

В соответствии с п.п. 4 п. 2.2 Устава ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», утвержденного распоряжением министерства от 27 февраля 2019 года № 145-р, Учреждение осуществляет организацию назначения, начисления и выплаты социальных пособий, компенсаций и ежемесячных денежных выплат, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Архангельской области.

Учреждение на основании заявления Боровиковой О.В. от 09 ноября 2020 года производило назначение, начисление и выплату ежемесячной денежной выплаты строго в соответствии с положениями областного закона № 496-30-03 и Порядка № 575-пп в действующей на момент принятия заявления редакции.

Указанные нормативные правовые акты являлись действующими, не признанными судом противоречащими актам, имеющим большую юридическую силу, соответственно, Учреждение обоснованно использовало их положения при начислении истцу ежемесячной денежной выплаты.

Общие вопросы воспитания, образования, социальной защиты, включая социальное обеспечение, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; семейного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты «е», «ж», «ж.1», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации реализация субъектами Российской Федерации полномочий по указанным предметам совместного ведения предполагает осуществление ими нормативноправового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Такие законы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Аналогичное право субъектов Российской Федерации предусмотрено в пункте 3.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.Областным законом от 29 сентября 2020 года № 308-19-03 «О внесении изменений в областной закон «О прожиточном минимуме в Архангельской области» и о внесении изменения в статью 25.2 областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» (далее - областной закон № 308-19-03) был изменен механизм установления размера ежемесячной денежной выплаты. Согласно областному закону № 308-19-03 ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной постановлением Правительства Архангельской области в целом по Архангельской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.Право на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты возникает со дня обращения за ее назначением в государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области по месту жительства (месту пребывания) семьи. Ежемесячная денежная выплата назначается сроком на один год, исчисляемый с первого числа месяца обращения граждан в данное государственное учреждение (пункты 4 и 6 статьи 25.2 областного закона № 496-30-03). В течение указанного периода размер ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой до 2022 года, не изменялся. Положения областного закона № 308-19-03 не имеют обратной силы, то есть применяются только в отношении правоотношений, возникающих после дня вступления его в законную силу, поскольку иное указанный закон не содержит. Обоснованность данного подхода подтверждается судебной практикой Конституционного суда Российской ФедерацииКонституционный Суд отмечает, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено компетенции законодателя, который располагает свободой усмотрения при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, в частности, при выборе или изменении формы их предоставления (к примеру, Определения от 24 апреля 2018 года № 970-0, от 25 октября 2018 года № 2722-0, от 20 декабря 2018 года № 3145-0). По мнению Конституционного Суда, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (Постановление от 15 мая 2006 года № 5-П, Определения от 12 июля 2006 года № 375, от 01 марта 2007 года № 129-О-П и от 04 декабря 2007 года № 947-О-П). При предоставлении ежемесячной денежной выплаты для граждан, обратившихся за ее назначением в 2020 году, и для граждан, обратившихся за ее назначением в 2021 году, применяются разные механизмы установления размера такой денежной выплаты. Учитывая это, они получают ежемесячную денежную выплату в разных размерах.Расчеты размеров ежемесячной денежной выплаты, представленные в исковом заявлении Боровиковой О.В., основаны на неверном толковании положений областного закона № 496-30-03. До принятия областного закона № 308-19-03, вступившего в силу с 01 января 2021 года, в Архангельской области сформировалась практика назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты, согласно которой данная выплата назначалась и выплачивалась в течение года в размере величины прожиточного минимума для детей в целях установления ежемесячной денежной выплаты, установленном областным законом № 64-8-03 на день обращения за назначением и осуществлением такой выплаты.Областным законом от 30 марта 2021 года № 383-24-03 «О внесении изменений в отдельные областные законы и о признании утратившими силу отдельных областных законов (положения областного закона) о потребительской корзине в Архангельской области» скорректирован механизм установления размера ежемесячной денежной выплаты (статья 5). Так, с 01 января 2022 года ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной постановлением Правительства Архангельской области в целом по Архангельской области. Это обусловлено Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в субъектах Российской Федерации вместо ежеквартального установления прожиточного минимума предусмотрено ежегодное установление такого минимума. Областным законом от 24 декабря 2021 года № 527-31-03 «О внесении изменений в областной закон «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» пункт 3 статьи 25.2 областного закона № 496-30-03 дополнен абзацем вторым, в соответствии с которым размер ежемесячной денежной выплаты подлежит перерасчету с 01 января года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения размера величины прожиточного минимума для детей, установленной постановлением Правительства Архангельской области в целом по Архангельской области. Перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты получателям такой выплаты производится государственным учреждением в беззаявительном порядке. Названным областным законом абзац первый пункта 6 статьи 25.2 областного закона № 496-30-03 дополнен положениями о том, что ежемесячная денежная выплата назначается сроком на один год, исчисляемый с первого числа месяца обращения граждан, указанных в пункте 1 данной статьи, в государственное учреждение по месту жительства (месту пребывания) семьи, с учетом абзаца второго пункта 3 данной статьи.Учитывая вышеизложенное, со стороны Учреждения отсутствовали нарушения положений законодательства Архангельской области при начислении истцу ежемесячной денежной выплаты, соответственно, отсутствуют правовые основания для признания действий незаконными, возложения на данного ответчика обязанности произвести перерасчет и взыскания недополученных, по мнению истца, сумм ежемесячной денежной выплаты. Полномочия Правительства Архангельской области закреплены в Уставе Архангельской области (статья 31.2), областном законе от 20 мая 2009 года № 19-3-03 «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» (статья 19), иных областных Полномочия исполнительных органов государственной власти Архангельской области разграничены. В соответствии со статьей 8 Устава Архангельской области исполнительную власть в Архангельской области осуществляют высший исполнительный орган государственной власти Архангельской области - Правительство Архангельской области и иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области. В соответствии с Положением о министерстве труда, занятости и социального развития Архангельской области (далее - министерство), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 27 марта 2012 года № 117-пп, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения, является министерство. Согласно пункту 101 названного положения министерство обеспечивает управление и обеспечение деятельности государственных учреждений Архангельской области в сфере социальной защиты населения, находящихся в ведении Архангельской области, подведомственных министерству В соответствии с уставом Учреждения его учредителем является Архангельская область в лице министерства, соответственно, именно министерство, а не Правительство Архангельской области обеспечивает управление и обеспечение деятельности данного учреждения. Кроме того, министерство является главным распорядителем средств, предусмотренных в областном бюджете на меры социальной поддержки. Норма об этом содержится в пункте 78 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 30 декабря 2016 года № 575-пп. В связи с изложенным, Правительство Архангельской области является ненадлежащим ответчиком по данному иску, требования к данному ответчику также не подлежат удовлетворению. Таким образом, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Боровиковой Оксаны Викторовны в интересах Боровиковой Анны Валерьевны к Правительству Архангельской области, государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера пособия, взыскании денежной выплаты отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.    

Председательствующий Ю.В. Москвина

2-1117/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Боровикова Оксана Викторовна
Ответчики
Правительство Ао
ГКУ АО «Архангельский областной центр СЗН»
Другие
Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Москвина Юлия Владимировна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2021Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.03.2022Предварительное судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022Дело оформлено
20.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее