ДЕЛО № 2а-2164/2021
УИД 92RS0004-01-2021-002357-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года город Севастополь
Резолютивная часть оглашена 18 августа 2021 года.
Полный текст решения составлен 27 августа 2021 года.
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Чан В.П.,
при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,
с участием представителя административного истца Жиркиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2164/2021 по административному иску Чучко Ю.И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Чучко Ю.И. обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просил признать незаконным решение Департамента № ГУ-исх.-4278/21 от 5 мая 2021 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 193 кв.м, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения названного земельного участка. В обоснование своих требований указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора мены от 21 марта 2002 года. Решением X сессии Севастопольского городского совета XXIV созыва № 1281 от 2 июля 2003 года принято решение «О даче согласия на передачу в частную собственность гр.Чучко Ю.И. земельного участка, площадью 0,1000 га и права аренды на земельный участок, площадью 0,0211 га для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по <адрес> и разработку проекта отвода земельных участков». Истцом получен государственный акт на указанный земельный участок, право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН. 10 марта 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 193 кв.м, на которое истцом получен ответ, оформленный в форме отказа в предоставлении государственной услуги, который, по мнению истца, является незаконным.
В процессе рассмотрения дела в суде к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
В судебном заседании представитель административного истца Жиркина Е.С. исковые требования поддержала, просила административный иск удовлетворить, дав пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Административный истец, представитель административного ответчика и представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьей 4, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21 марта 2002 года между административным истцом и Территориальной общиной города Севастополя в лице Севастопольского городского Совета заключен договор мены, по условиям которого принадлежавшая истцу квартира <адрес> обменена на жилой дом с надворными постройками № по улице <адрес>. Также установлено, что Чучко Ю.И. является собственником земельного участка, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
10 марта 2021 года Чучко Ю.И., через МФЦ, расположенный по адресу: <адрес> (запись №) обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением (вх. № ГУ-3474/21) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в городе Севастополе, номер кадастрового квартала №, площадью 193 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, цель использования - для строительства дома, вид желаемого права – аренда.
По результатам рассмотрения названного заявления 5 мая 2021 года Департаментом принято решение, оформленное письмом № ГУ-исх-4278/2021, об отказе в предоставлении государственной услуги по основаниям пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя № 299-ЗС от 7.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее Закон № 299-ЗС). Указано, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета № 4114 от 13.12.2005 года, земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, водоохранной зоне.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории (часть 3 статьи 42 градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 1 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон № 46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков урегулированы Законом № 299-ЗС (статья 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 299-ЗС наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее – уполномоченный орган), при несоответствии схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Как следует из информации и выкопировки из Генерального плана города Севастополя № 4114 от 13.12.2005 года, представленных на запрос суда Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, испрашиваемый Чучко Ю.И. земельный участок расположен в зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, а также водоохранной зоне. Таким образом, имеет место несоответствие схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета № 4114 от 13.12.2005 года, вследствие чего суд приходит к выводу об правомерности оспариваемого решения Департамента № ГУ-исх.-4278/21 от 5 мая 2021 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Факт расположения земельного участка, испрашиваемого административным истцом, в составе зоны курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, водоохранной зоне достоверно установлен и не опровергнут.
Поскольку оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории у административного ответчика не имелось, суд приходит к выводу о том, что права административного истца не нарушены.
В связи с изложенным заявленные требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22, статьями 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Чучко Ю.И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным и отмене решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Чан