УИД 14RS0016-01-2022-000426-47
Дело № 2-363/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 мая 2022 года г. Мирный РС (Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Воронова С.А., при секретаре Самсоновой А.В.,
с участием истца Волкова А.А., представителя ответчика Микульскене С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Андрея Александровича к автономному учреждению Республики Саха(Якутия) «Мирнинский театр» об отмене приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы,
установил:
Истец обратился с вышеуказанными требованиями к работодателю-АУ РС(Я) «Мирнинский театр», в обоснование которых указывает, что приказом директора учреждения от 12 ноября 2021 года отстранен от работы по основаниям предусмотренным абз.8 части 1 ст.81 Трудового кодекса РФ – не вакцинацией против новой короновирусной инфекции.
Считает приказ работодателя незаконным, так как нарушена процедура отстранения работника, так как отсутствовал высокий риск возможности заболевания истца, а в силу своих трудовых обязанностей общение со зрителями не осуществляет.
Просит признать приказ от 12.ноября 2021 года № 185-ок директора АУ РС(Я) «Мирнинский театр» об отстранении от работы незаконным, взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, подтвердив обстоятельства на которых они основаны.
Представитель ответчика иск не признала, в его удовлетворении просит отказать.
В ходе судебного заседания по ходатайству истца допрошены свидетели: Свидетель №1 (<данные изъяты>), Свидетель №2 (<данные изъяты>), Свидетель №3 (<данные изъяты>), Свидетель №4 (<данные изъяты>), Свидетель №6 (<данные изъяты>), Свидетель №5 (<данные изъяты>). В совокупности пояснившие суду, что в силу своих трудовых обязанностей истец не общается с работниками театра и может исполнять свою работу дистанционно. При проведении репетиций или непосредственно спектаклей не присутствует.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Согласно ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 Кодекса), внесения в трудовую книжку, в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В силу ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Как следует из материалов дела на основании срочного трудового договора от 29 сентября 2009 года истец, в качестве художника-бутафора принят на работу в ГУ РС(Я) «Мирнинский театр».
Дополнительным соглашением сторон от 26 ноября 2019 года истец по трудовому договору исполняет обязанности главного художника.
По условиям трудового договора и должностных обязанностей на главного художника возложены обязанности в том числе: по созданию авторских художественных проектов сценического оформления; участие в разработке планов подготовки постановок; контроле работы художников-постановщиков, специалистов и оказания им необходимой творческой помощи.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями, в том числе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, отсутствие профилактических прививок влечет: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».
В соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2367-08 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Иммунопрофилактика инфекционных болезней – это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок (ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ).
Проведение профилактических прививок (вакцинация) направлено на борьбу с инфекционными заболеваниями и основано на применении вакцин и анатоксинов для защиты восприимчивого к инфекциям населения.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 № 1307н).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как одно из острых респираторных заболеваний включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».На основании Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 01.07.2020 № 1293 «О режиме повышенной готовности на территории РС(Я) и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Республики Саха (Якутия) сохраняется режим повышенной готовности.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
19.05.2021 главным государственным санитарным врачом Республики Саха (Якутия) вынесено постановление № 3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия)».
Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 № 4 «О внесении изменений в постановление Главного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 № 3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-l9) с охватом не менее 70% взрослого населения Республики Саха (Якутия), в первую очередь, лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний, в срок до l5.08.2021 (п. 1); пункт 4.2 изложен в следующей редакции: «Обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-l9) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в следующих сферах деятельности, в том числе досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях, в том числе в парках культуры и отдыха, в торгово-развлекательных центрах; театров, кинотеатров, домов культуры; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций (п. 2).
15.07.2021 Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) издан приказ № 329-ОД «Об обязательной иммунизации работников учреждений, подведомственных Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)» (л.д. 75-76) в целях реализации Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», на основании п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 № 4 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Республики Саха (Якутия) от 19.05.2021 № 3 «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; 1. руководителям подведомственных учреждений предписано в срок до 15.08.2021: п. 1.1 - обеспечить обязательную иммунизацию работников учреждения против новой коронавирусной инфекции (COVID-l9), п. 1.2 - рассмотреть в отношении работников учреждения: п. 1.2.1 - имеющих бессрочный медицинский отвод возможность перевода на дистанционную (удаленную) работу, если такой перевод не препятствует эффективному выполнению соответствующим работником трудовых обязанностей и бесперебойной работе учреждения – на срок до особого распоряжения; п. 1.2.2 - имеющих срочный медицинский отвод: - перевод на дистанционную (удаленную) работу, если такой перевод не препятствует эффективному выполнению соответствующим работником трудовых обязанностей и бесперебойной работе учреждения – на срок до окончания срока действия медицинского отвода; - возможность отстранения от работы без сохранения заработной платы – до момента прохождения иммунизации; п. 1.2.3 - отказавшихся от прохождения иммунизации в отсутствие медицинских противопоказаний возможность отстранения от работы без сохранения заработной платы – на срок до момента прохождения ими иммунизации или до особого распоряжения.
В целях исполнения требований приказа Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) 29.07.2021 Автономным учреждением РС(Я) «Мирнинский театр» издан приказ № 66 «О проведении в учреждении вакцинации сотрудников от коронавируса» (л.д. 57-59). С приказом № 66 истец ознакомлен 09.08.2021 (по выходу из очередного отпуска) (л.д. 61).
Согласно указанному приказу: п. 2 - всем работникам АУ РС(Я) «Мирнинский театр» необходимо пройти обязательную иммунизацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до 14.08.2021; п. 3 – работникам, находящимся в очередном отпуске, по выходу из отпуска необходимо предоставить специалисту ОТ и ТБ Журавель Е.Н. одни из следующих документов: сертификат профилактической прививки от COVID-19, подтверждаемый QR-кодом, полученный с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги. Стопкоронавирус»; - или документ, подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции на наличие РНК SARS-CoV2 (метод-ПЦР) или иммунохроматографическим методом на наличие антитела SARS-CoV2 (метод – ИХА), полученный не ранее чем за 72 часа до выхода на работу; п. 5 – работники вправе отказаться от прививки с подписанием письменного мотивированного отказа непосредственно 11.08.2021 и 15.08.2021 в ГБУ РС(Я) «МЦРБ» каб. № 401-405 в 11:00 час. Отсутствие иммунизации (отказ от вакцинации) влечет ограничение права на работу и является основанием для отстранения от работы; п. 8.1 – в срок не позднее 14.08.2021 направить служебные записки в адрес директора об отстранении от работы работников не прошедших иммунизацию или переводе на дистанционную (удаленную) работу, имеющих медицинский отвод; п. 9 – работников, имеющих бессрочный медицинский отвод перевести с 15.08.2021 на дистанционную (удаленную) работу, если такой перевод не препятствует эффективному выполнению соответствующим работником трудовых обязанностей и бесперебойной работе учреждения – на срок до особого распоряжения; п. 10 – работников, имеющих срочный медицинский отвод перевести с 15.08.2021 на дистанционную (удаленную) работу, если такой перевод не препятствует эффективному выполнению соответствующим работником трудовых обязанностей и бесперебойной работе учреждения – на срок до окончания срока действия медицинского отвода. При невозможности перевода на дистанционную (удаленную) работу, работник будет отстранен от работы без сохранения заработной платы – до момента прохождения иммунизации; п. 11 – отказавшиеся работники от прохождения иммунизации при отсутствии медицинских противопоказаний будут отстранены от работы без сохранения заработной платы – на срок до момента прохождения ими иммунизации или особого распоряжения; п. 12 – с 15.08.2021 работники не будут направляться в служебные командировки, гастроли не прошедшие полный курс иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); п. 13 – работникам необходимо своевременно предоставлять информацию о прохождении вакцинации или отказе от этой процедуры, а также о противопоказаниях к прививке главному специалисту по ОТ и ТБ Журавель Е.Н. любым из доступных способов: по телефону 8 914 269 77 05 (смс-сообщение), WhatsApp, электронная почта: yaskid8@yandex.ru».
Истец с 10.08.2021 по 19.08.2021 находился на листе нетрудоспособности.
19.08.2021 АУ РС (Я) «Мирнинский театр» издан приказ N2115-0K «О переведении на дистанционную работу работника». С указанным приказом Волков А.А. был ознакомлен в день его издания, 19.08.2021, о чем свидетельствует его роспись.
Приказом от 12 ноября 2021 N2185-0K «Об отстранении от работы» истец отстранен от работы в связи с не предоставлением сведений указанных в приказе № 66 «О проведении в учреждении вакцинации сотрудников от коронавируса»
Согласно учредительных документов следует, что Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр» является юридическим лицом, основные виды деятельности юридического лица - деятельность в области исполнительских услуг.
Согласно Уставу АУ Республики Саха (Якутия) «Мирнинский театр»,) «Мирнинский театр» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере культуры и искусства; учредителем является Республика Саха (Якутия); функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляют: в части координации и регулирования его деятельности Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), в отношении имущества - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством РФ, Республики Саха (Якутия) и настоящим Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере культуры; предметом деятельности Учреждения являются предоставление услуг по подготовке и показе спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве; для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет виды деятельности, в том числе: создание и показ спектаклей, концертных программ, других произведений театрального искусства, концертов на собственной площадке, а также на выездах и гастролях, в том числе за рубежом; организация гастролей, концертов, конференций, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, смотров, выставок, участие в конференциях, творческих вечерах, фестивалях и конкурсах, творческих командировках и т.п.
Таким образом, исполнение трудовых обязанностей истца осуществляется в некоммерческой организацией, созданной для обеспечения работ, оказания услуг в сфере культуры и искусства, осуществляет деятельность в области исполнительских услуг; предметом деятельности Учреждения являются, в том числе предоставление услуг по подготовке и показе спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве.
При этом судом установлено, что истец отстранен от работы в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 30 октября 2021 до момента её прохождения или прекращения действия Постановления главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) «Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 19.05.2021 № 3. Заработная плата на весь период отстранения не начислялась.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных стороной истца требований о признании незаконными изданного работодателем приказа, а так же производных от основного требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, так как Волков А.А. являясь работником организации подпадающей под признаки сферы деятельности, которой указаны в пункте 4.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по РС(Я) от 19.05.2021 N 3, не прошел обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в последствии был отстранен от работы обоснованно.
Доводы истца о возможности исполнения им трудовых обязанностей дистанционно, без контактного общения с другими работниками театра судом не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией истец принимает участие в разработке планов подготовки постановок; контроле работы художников-постановщиков, специалистов и оказания им необходимой творческой помощи.
Кроме того, судом не могут быть приняты во внимание и доводы истца о процентном отношении вакцинированных работников театра превышающий порог указанный в Постановления Главного государственного санитарного врача по РС(Я), поскольку данный порог вакцинированных работников установлен для иных организаций, не указанных по роду своей деятельности в п.4.2 2 Постановления Главного государственного санитарного врача по РС(Я) от 19.05.2021 N 3.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Волкова Андрея Александровича -отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия).
Мотивированная часть решения изготовлена 27 мая 2022 года.
Председательствующий судья: С.А. Воронов