Дело № 2-2131/2024
77RS0002-02-2024-001649-86
Мотивированное решение
составлено 26.06.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем Прокофьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности,
установил:
Находкинский транспортный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга с названным иском, в обоснование указав, что в результате проведения проверки исполнения ОАО "РЖД" законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта установлено, что в границах Партизанской дистанции пути – структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры не обеспечена защита железнодорожного пути по направлению Амурский Залив – Мыс Астафьева перегона Тихоокеанская – Рыбники 183 км пикеты 1 – 4 участка протяженностью 300 м от воздействия оползней, осыпей и других опасных природных процессов путем оборудования скально-обвального участка конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток, а также другими инженерными сооружениями. Степень опасности указанного скально-обвального участка определена специалистами «Хабаровского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры» с использованием приложения «Г» СП 116.13330.2012. В соответствии с инженерно-геологическим паспортом вышеуказанного обвального участка ему присвоена 2 степень опасности, оценен как опасный. Вопреки требования законодательства ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции инфраструктуры не приняты меры к установке конструкций сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток для защиты пути и сооружений от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей, водных потоков и других опасных природных процессов на спорном участке. С целью устранения выявленных нарушений Находкинским транспортным прокурором 26 сентября 2023 года внесено представление начальнику Дальневосточной дирекции инфраструктуры – ОАО «РЖД», по результатам рассмотрения которого доводы прокурора нашли свое подтверждение. Однако, реальных мер к устранению допущенных нарушений ответчиком не принято.
Просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать скально-обвальный участок железнодорожного пути по направлению Амурский Залив – Мыс Астафьева перегона Тихоокеанская – Рыбники 183 км пикеты 1 – 4 протяженностью 300 м Дальневосточной железной дороги конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток от воздействия оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования.
Представитель ОАО «РЖД» возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, суду пояснила, что истцом не доказана необходимость установки на опасном участке именно сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток. СП 116.13330.2012, на который ссылается прокурор, применяется только при строительстве или реконструкции объекта. При этом обязательным требованием является то, что перед определением необходимости и выбора вида инженерной защиты необходимо проводить инженерные изыскания. Также указала, что ответчик осуществляет текущее содержание указанного истцом участка пути в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2015 № 3163р. В подтверждение изложенных доводов прикладывает проект договора с подрядной организацией на выполнение работ по текущему ремонту земляного полотна.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта представляет собой состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте, железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Судом установлено, что Находкинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО "РЖД" законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В результате проведенной проверки выявлено, что в пределах участка Партизанской дистанции пути – структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры не обеспечена защита железнодорожного пути по направлению Амурский Залив – Мыс Астафьева перегона Тихоокеанская – Рыбники 183 км пикеты 1 – 4 участка протяженностью 300 м Дальневосточной железной дороги от воздействия развивающихся оползней, осыпей и других опасных природных процессов путем оборудования скально-обвального участка конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток, а также другими инженерными сооружениями.
Согласно инженерно-геологического паспорта обвального участка участок на 183 км 0 м – 183 км 300 м перегона Тихоокеанская – Рыбники Партизанской дистанции пути отнесен ко II классу по потенциальной опасности (опасный).
26 сентября 2023 года Находкинским транспортным прокурором внесено представление начальнику Дальневосточной дирекции инфраструктуры – ОАО «РЖД» с требованием устранить выявленные нарушения. Однако, реальных мер к устранению допущенных нарушений ответчиком не принято.
В соответствии со статьями 2, 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" единый хозяйствующий субъект - ОАО "РЖД" осуществляет, в том числе эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования исходя из принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
Приказом Минстроя России от 12 декабря 2017 года № 1648/пр утвержден Свод правил 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" (далее - СП 119.13330.2017), который распространяется на проектирование, строительство новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых и последующих) главных путей, реконструкцию и капитальный ремонт существующих путей общего пользования (пункт 1.1).
Пунктом 7.1 СП 119.13330.2017 предусмотрено, что железнодорожные пути и сооружения должны быть защищены, в том числе от опасных склоновых и скальнообвальных явлений, опасных инженерно-геологических процессов, других прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Для защиты пути и сооружений от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения в комплексе с конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СП 116.13330.2017 при проектировании земляного полотна. Почвоукрепительные насаждения следует предусматривать не только на территории, подверженной деформации грунтов, но и в потенциально опасных местах, а также на участках зарождения и формирования стока (пункт 7.13 СП 119.13330.2017).
Приказом Минрегиона России от 30 июня 212 года N 274 утверждены СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения" (далее - СП 116.13330.2012), согласно которым инженерная защита территорий, зданий и сооружений это комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий (пункт 3.3).
В соответствии с положениями пунктов 4.1 - 4.4, 4.8 СП 116.13330.2012 необходимость инженерной защиты от опасных геологических процессов определяется на основании инженерных изысканий по заданию проектной организации в соответствии с требованиями СП 47.13330, СП 317.1325800, СП 420.1325800, СП 428.1325800, СП 446.1325800, СП 448.1325800, СП 449.1325800, СП 479.1325800, СП 482.1325800, СП 493.1325800, СП 502.1325800, государственных стандартов по инженерным изысканиям, исследованиям грунтов для строительства и проекта инженерной защиты.
В разделе 5 СП 116.13330.2012 перечислены виды сооружений и мероприятий инженерной защиты и основания их применения при проектировании инженерной защиты, к которым относятся: противооползневые и противообвальные сооружения и мероприятия; изменение рельефа склона, регулирование стока подземных и поверхностных вод; удерживающие сооружения; улавливающие сооружения; противообвальные галереи; агролесомелиорация, защитные покрытия и закрепление грунтов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 года № 250 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила № 250).
Согласно пункта 42 Правил № 250 порядок организации и выполнения работ, связанных с эксплуатацией всех элементов железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной технологической электросвязи, станционных зданий, сооружений (за исключением искусственных сооружений) и устройств инфраструктуры общего и необщего пользования, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) на основании проектной, ремонтной или эксплуатационной документации.
Согласно приложения "В" Правил назначения и проведения капитального ремонта и реконструкции инженерных сооружений, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 3 ноября 2021 года N 2375/р, пункта 7 Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути, утвержденной ОАО "РЖД" от 31 марта 2023 года N 797/р работы по переустройству или строительству дополнительных защитных укрепительных или водоотводных сооружений отнесены к реконструкции.
Пунктом 4.19 Правил назначения и проведения капитального ремонта и реконструкции инженерных сооружений, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 3 ноября 2021 года N 2375/р предусмотрено, что капитальный ремонт и реконструкция инженерных сооружений осуществляется в соответствии с проектной документацией.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства для защиты железнодорожных путей от прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий необходимо предусматривать инженерную защиту территорий, которая представляет собой комплекс сооружений и мероприятий.
Возможность возложения на ответчика обязанности по оборудованию участка железнодорожного пути сооружениями от опасных геологических процессов поставлена в зависимость от наличия проекта инженерной защиты, разработанного и утвержденного в соответствии с действующим законодательством.
Заявляя требования о возложении на ОАО «РЖД» обязанности по оборудованию скально-обвального участка железнодорожного пути конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток, в отсутствие проекта инженерной защиты, прокурор не представил доказательств в обоснование необходимости применения заявленного комплекса и вида сооружений и мероприятий, технической возможности и целесообразности строительства дополнительных защитных сооружений (конструкций сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и других инженерных сооружений, предусмотренных по СП 116.13330), в том числе без почвоукрепительных лесонасаждений. Также не представил сведений об объемах работ и затрат, которые должен произвести ответчик для исполнения решения суда, и в каком порядке это необходимо сделать. Не мотивировал, почему восстановление прав неопределенного круга лиц возможно путем именно реконструкции инженерных сооружений, учитывая, что ответчик на спорном участке осуществляет мероприятия по текущему содержанию земляного полотна, в том числе по профилактической оборке скальных откосов.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга к ОАО «РЖД» о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Бакшина