Дело № 2-144/2024 №
КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июня 2024 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.,
при секретаре Болотиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов муниципального образования «Пушкинское сельское поселение Севского района» к Левченко Олегу Анатольевичу, Пушкинской сельской администрации о признании частично недействительным распоряжения главы администрации Пушкинского сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования «Пушкинское сельское поселение Севского района» к Левченко О.А., Пушкинской сельской администрации о признании частично недействительным распоряжения главы администрации Пушкинского сельского поселения, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой выявлены факты неправомерного расходования средств бюджета муниципального образования «Пушкинское сельское поселение Севского района» на выплату премий главе Пушкинской сельской администрации.
В ходе проведенной проверки установлено, что главе администрации Пушкинского сельского поселения Левченко О.А. производилась выплата ежемесячной премии в размере 25% от должностного оклада в период с января по ноябрь 2023 года включительно на основании принятых им распоряжений: от 31.01.2023 №05, 28.02.2023 №06-р, 30.03.2023 №08, 28.04.2023 №10, 31.05.2023 №12, 30.06.2023 №13, 31.07.2023 №14, 31.08.2023 №15, 29.09.2023 №16, 31.10.2023 №19, 30.11.2023 №23, в отсутствие такого решения Пушкинского сельского Совета народных депутатов. Общая сумма выплаченная Левченко О.А. премии составила <...> рублей.
В действиях Левченко О.А. при принятии решений о выплате самому себе премий имеет место неурегулированный конфликт интересов, мер по урегулированию которого последним не принималось
Таким образом Левченко О.А., являясь главой Пушкинского сельского поселения, возглавляя сельскую администрацию и руководя ее деятельностью на принципах единоначалия, обладая организационно- распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, в период с января по ноябрь 2023 года, незаконно, в нарушение положений ч. 4.1 ст. 36, ст. 9.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 10 и 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.3 ст. 31 Устава МО «Пушкинское сельское поселение», при наличии неурегулированного конфликта интересов, в отсутствие согласования с Пушкинским сельским Советом народных депутатов неоднократно издавал распоряжения о премировании самого себя, что повлекло неправомерное расходование средств бюджета муниципального образования «Пушкинское сельское поселение Севского района» в размере <...> рублей.
Просит:
Признать частично недействительными распоряжения главы администрации Пушкинского сельского поселения Левченко О.А. в части премирования главы администрации Пушкинского сельского поселения в размере 25% от должностного оклада: от 31.01.2023 №05, 28.02.2023 №06-р, 30.03.2023 №08, 28.04.2023 №10, 31.05.2023 №12, 30.06.2023 №13, 31.07.2023 №14, 31.08.2023 №15, 29.09.2023 №16, 31.10.2023 №19, 30.11.2023 №23.
Взыскать с Левченко О.А., ДАТА года рождения, уроженца <адрес> в доход бюджета муниципального образования «Пушкинское сельское поселение Севского района» сумму незаконно полученных премий в размере <...> рублей.
В судебном заседании прокурор Севского района Брянской области Лукьяненко А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Левченко О.А., действующий за себя лично и как представитель ответчика Пушкинской сельской администрации Севского района Брянской области, а также как представитель третьего лица Пушкинского сельского Совета народных депутатов, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что согласно штатному расписанию Пушкинского сельского поселения, премия входит в денежное содержание главы администрации. Он обоснованно предполагал своё право на данный вид деятельности. Денежные средства были заложены в бюджет Пушкинского сельского поселения, в том числе на денежное содержание главы сельского поселения. Доказательств в исковом заявлении о том, что он знал о нарушении Закона - нет. Согласно Закону Брянской области он как глава администрации ежегодно предоставлял свои сведения о доходах с 1 января по 31 декабря. Считал, что действует в рамках Закона. Когда в адрес Пушкинского сельского поселения было направлено представление прокурора Севского района №26/2023 от 20.12.2023г. то им незамедлительно в установленные сроки была собрана сессия Пушкинского сельского Совета народных депутатов, где было утверждено новое решение №74А от 30.01.2024г. о внесении изменений в положение об оплате труда.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, огласив их, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.ч. 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Пунктом 1 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на муниципальных служащих возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст.11 Закона Брянской области от 16.11.2007 № 156-З «О муниципальной службе в Брянской области» к иным дополнительным выплатам относятся: премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Как следует из материалов гражданского дела, в соответствии с решением Пушкинского сельского Совета народных депутатов от 23.09.2019г. №09, главой Пушкинского сельского поселения, председателем сельского Совета народных депутатов и главой сельской администрации на принципах единоначалия избран Левченко О.А. (л.д. 10,90).
Из распоряжения администрации Пушкинского сельского поселения от 24.09.2019г. №09 следует, что в соответствии с Уставом Пушкинского сельского поселения и решением сессии Пушкинского сельского Совета народных депутатов четвертого созыва №09 от 23.09.2019г. на главу Пушкинской сельской администрации Левченко О.А. возложена обязанность главы Пушкинского сельского поселения, исполнения полномочий председателя Пушкинского сельского Совета народных депутатов и руководство Пушкинской Сельской администрации (л.д.91).
Согласно ст. 23, 24 Устава «МО Пушкинское сельское поселение» структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют представительный орган сельского поселения - Пушкинский сельский Совет народных депутатов, глава Пушкинского сельского поселения, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган сельского поселения) - Пушкинская сельская администрация. Организацию деятельности Совета народных депутатов осуществляет глава сельского поселения, который исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов.
К исключительной компетенции Пушкинского сельского Совета народных депутатов, согласно положений п.5, 8, 9 ч.1 ст. 25 Устава, относится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Пушкинский сельский Совет народных депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы поселения о результатах его деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом народных депутатов (п. 13 ч.2 ст. 25 Устава).
В силу положений ст. 30, 31 Устава глава сельского поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения сельского поселения.
Глава сельского поселения избирается Советом народных депутатов тайным голосованием из числа депутатов на срок полномочий Совета народных депутатов и осуществляет свои полномочия на постоянной основе и исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов, возглавляет сельскую администрацию и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия (л.д.43-64).
Решением Пушкинского сельского Совета народных депутатов №16 от 21.10.2019г. утверждено Положение об оплате труда работников в органах местного самоуправления МО «Пушкинское сельское поселение» Севского района Брянской области (л.д.65).
В соответствии с данным Положением оплата труда главы администрации Пушкинского сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К иным дополнительным выплатам относятся: а) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; б) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь (п.1.1).
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается ежемесячно (ежеквартально) за периоды работы (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год) либо за выполнение конкретного задания на основании распоряжений (приказа) руководителя соответствующего органа местного самоуправления, руководителя структурного подразделения администрации района, наделенного правами юридического лица (п. 1.8).
Конкретный размер ежемесячных и дополнительных выплат главе администрации устанавливается главой администрации сельского поселения п. (п. 1.10) (л.д.66-73).
С января по ноябрь 2023 года выплата ежемесячных премий в размере 25% от должностного оклада главы администрации производилась Левченко О.А. на основании принятых им распоряжений: от 31.01.2023 №05, 28.02.2023 №06, 30.03.2023 №08, 28.04.2023 №10, 31.05.2023 №12, 30.06.2023 №13, 31.07.2023 №14, 31.08.2023 №15, 29.09.2023 №16, 31.10.2023 №19, 30.11.2023 №23 (л.д.13-34).
Общая сумма выплаченной премии с января по ноябрь 2023 года составила <...> руб., согласно справке от 25.04.2024г. № 01-19-55 (л.д. 12), что ответчиком не оспаривается.
В связи с выявленными нарушениями в адрес Пушкинского сельского Совета народных депутатов 20.12.2023 года внесено представление №26-2023 с требованием о принятии мер к устранению нарушений (л.д.75-79).
В своем ответе на представление глава Пушкинской сельской администрации Левченко О.А указал, что представление рассмотрено и решением Пушкинского сельского Совета народных депутатов №74-а от 30.01.2024г. внесены изменения в решение Пушкинского сельского Совета народных депутатов от 21.10.2029 г. № 16 «Об утверждении Положения об оплате труда работников в органах местного самоуправления Пушкинского сельского поселения Севского муниципального района Брянской области» и приняты меры по недопущению нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Согласно приложенного решения Пушкинского сельского Совета народных депутатов от 30.01.2024г. №74-а, внесены изменения в Положение об оплате труда работников в органах местного самоуправления Пушкинского сельского поселения Севского муниципального района Брянской области, утвержденного Пушкинским сельским Советом народных депутатов от 21.10.2019г. № 16, пункт 1.8 вторую строку Положения читать в следующей редакции: «Главе администрации – решением Пушкинского сельского Совета народных депутатов, с последующим внесением распоряжения о премировании главы Пушкинского сельского поселения (л.д. 80-81,134).
В материалах дела имеется характеристика главы Пушкинского сельского поселения Севского муниципального района Брянской области Левченко О.А., выданная главой администрации Севского муниципального района, согласно которой Левченко О.А. характеризуется положительно (л.д. 88-89).
Также представлены постановления об утверждении штатного расписания по Пушкинской сельской администрации от 12.01.2023г. № 03, от 12.04.2023г. №20, от 02.10.2023г. №38(л.д.92-96,98), постановление об индексации заработной платы работников Пушкинской сельской администрации от 02.10.2023г. № 37 (л.д.97), утвержденные главой Пушкинской сельской администрации Левченко О.А.
Согласно распоряжению от 30.10.2019г. №22 за октябрь 2019 года произведена выплата ежемесячных премий в размере 25% от должностного оклада главы администрации производилась Левченко О.А. (л.д.136).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Севского района Брянской области.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий главе Пушкинской сельской администрации Севского района, предусмотренная муниципальными нормативными правовыми актами Севского муниципального района, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы Пушкинской сельской администрации Севского района (выполнения определенных функций и задач органа местного самоуправления).
Соответственно, оценка результатов деятельности главы Пушкинской сельской администрации Севского района за определенный период и принятие решения о поощрении главы Пушкинской сельской администрации Севского района за выполнение особо важных и сложных заданий, относится к компетенции представительного органа сельского поселения – Пушкинского сельского Совета народных депутатов, что и установлено вышеуказанными муниципальными нормативными правовыми актами Пушкинским сельским Советом народных депутатов.
Принимая во внимание положения статей 10,11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
В связи с этим в действиях главы Пушкинской сельской администрации Севского района по изданию распоряжений о премировании себя лично за рамками полномочий, регламентированных законом, муниципальными нормативными правовыми актами и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств в размере <...> руб., усматривается конфликт интересов.
Таким образом, вышеназванные распоряжения в части премирования Левченко О.А. себя лично, являются незаконными, так как изданы в нарушении требований действующего законодательства о противодействии коррупции и муниципальных правовых актов, определяющих порядок оплаты труда и премирования главы Пушкинской сельской администрации Севского района, в соответствии с которыми премирование главы администрации осуществляется на основании решений (распоряжений) Пушкинского сельского Совета народных депутатов, который выступает также представителем нанимателя по отношению к Главе сельской администрации.
В нарушении Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» меры по урегулированию конфликта интересов Левченко О.А. приняты не были, в результате чего установлено неправомерное расходование средств бюджета Пушкинского сельского поселения Севского района Брянской области на общую сумму <...> руб.
Доводы ответчика о том, что он не знал о нарушении своими действиями норм законодательства являются несостоятельным, поскольку указанными распоряжением установлена ежемесячная премия в размере 25 % должностного оклада главы администрации без оценки его результатов деятельности по итогам месяца, что противоречит муниципальным нормативным правовым актам, определяющим порядок оплаты труда и премирования главы Пушкинской сельской администрации района.
Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о признании распоряжений главы администрации Пушкинского сельского поселения Левченко О.А. в части премирования главы администрации Пушкинского сельского поселения в размере 25% от должностного оклада: от 31.01.2023 №05, 28.02.2023 №06, 30.03.2023 №08, 28.04.2023 №10, 31.05.2023 №12, 30.06.2023 №13, 31.07.2023 №14, 31.08.2023 №15, 29.09.2023 №16, 31.10.2023 №19, 30.11.2023 №23 недействительными, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, полученные неправомерно, т.е. без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, главой администрации Пушкинского сельского поселения Левченко О.А. денежные средства в размере 14 813,34 руб. подлежат возврату в бюджет муниципального образования «Пушкинское сельское поселение Севского района Брянской области», как неосновательное обогащение.
Доводы ответчика о том, что не установлена недобросовестность его действий, не обоснованы, поскольку при рассмотрении дела судом установлен факт начисления самому себе премий без законных на то оснований, выплата премий ответчику возможна лишь на основании распоряжений Пушкинского сельского Совета народных депутатов.
Доводы ответчика Левченко О.А. о наличии у него полномочий самостоятельно оформлять распоряжения о выплате регулярных премий, в том числе, самому себе, не основаны на указанных выше положениях закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов муниципального образования «Пушкинское сельское поселение Севского района» к Левченко О.А., Пушкинской сельской администрации о признании частично недействительным распоряжения главы администрации Пушкинского сельского поселения удовлетворить.
Признать частично недействительными распоряжения главы администрации Пушкинского сельского поселения Левченко О.А. в части премирования главы администрации Пушкинского сельского поселения в размере 25% от должностного оклада: от 31.01.2023 №05, 28.02.2023 №06, 30.03.2023 №08, 28.04.2023 №10, 31.05.2023 №12, 30.06.2023 №13, 31.07.2023 №14, 31.08.2023 №15, 29.09.2023 №16, 31.10.2023 №19, 30.11.2023 №23.
Взыскать с Левченко О.А., ДАТА года рождения, уроженца <адрес> в доход бюджета муниципального образования «Пушкинское сельское поселение Севского района» сумму незаконно полученных премий в размере 14 813 (четырнадцать тысяч восемьсот тринадцать) рублей 34 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна
Судья Севского
районного суда В. И. Рухмаков
Секретарь судебного заседания И.С. Болотина