Мотивированное решение изготовлено 21.09.2020 г.

Дело № 2а-1595/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Бор                                    10 сентября 2020 года

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Баевой С.К.,

с участием административного истца Скворцова А.С., представителя административного ответчика Военного комиссариата Нижегородской области, заинтересованного лица военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области – В.И.В. (доверенность),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скворцова А.С. к призывной комиссии военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области, Военному комиссариату Нижегородской области о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области от 19.12.2019 года, обязании принять новое решение и выдать военный билет,

                    УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области от 19.12.2019 года о признании Скворцова А.С., 01.12.1992 года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании призывную комиссию военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Скворцова А.С., 01.12.1992 года рождения, в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службы по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абз.6 п.1 ст.28, абз.6 п.1 ст.52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Административный истец состоит на воинском учете в Военном комиссариате городского округа город Бор Нижегородской области с 15.01.2009 г., до 30.05.2015 года была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, так как Скворцов А.С. проходил обучение в ВУЗе на дневном отделении по очной форме обучения.

09.09.2013 г. Борским городским судом Нижегородской области Скворцов А.С. был осужден по ч.5 ст.264 УК РФ на срок 5 лет лишения свободы, с отбытием наказания в колонии поселения и лишением права управления транспортным средством на 3 года, условно-досрочно освобожден 24.12.2015 года.

В период отбытия наказания в виде лишения свободы, находился в УКП при ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области.

По освобождению встал на учёт ОУУП и ПДН ОМВД по г. Бор и ФКУ УИИ филиал по Борскому району ГУФСИН России по Нижегородской области, от учёта не уклонялся, на вызовы и отметки являлся вовремя.

С учёта в ОУУП и ПДН ОМВД по г. Бор снят 019.09.2018 г., 11.03.2019 г. снят с учёта в ФКУ «УИИ ГУФСИН России по Нижегородской области» филиал по Борскому району.

С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент административный истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, место постоянной регистрации не менял.

Административный истец указывает, что им полностью отбыто основное и дополнительное наказание по приговору Борского городского суда Нижегородской области от 09.09.2013 г., судимость погашена 23.12.2018 года.

В силу п. 19 инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества к Приказу Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" в день постановки осужденного на учет инспекция направляет сообщения: в орган внутренних дел; в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту исполнения приговора; в военный комиссариат по месту постоянной регистрации о постановке на учет осужденного гражданина Российской Федерации призывного возраста; извещение, копию приговора суда или выписку из него в отношении осужденного к лишению права управления транспортным средством в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п.152 инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества к Приказу Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" после снятия с учета осужденного (гражданина Российской Федерации), подлежащего призыву на действительную военную службу, в соответствующий военный комиссариат направляется сообщение.

В соответствии с ч.4 ст. 16 Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" Военный комиссар обязан организовывать взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и комплектуемыми воинскими частями.

Скворцов А.С. в административном иске указывает, что с момента окончания отсрочки от призыва на военную службу, погашения судимости и до достижения 27-летнего возраста повесток о необходимости явиться в военный комиссариат ему не направлялось.

19.12.2019 года призывной комиссией военного комиссариата городского округа город Бор Нижегородской области в отношении административного истца вынесено решение, согласно выписки из протокола № 7-зап от 19 декабря 2019 г., о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и решение о зачислении в запас.

Административный истец указывает, что решение призывной комиссии является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу.

Скворцов А.С. указывает, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыв военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствован на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт Положения).

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-Ф3 проведение мероприятия по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанны призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 53-Ф3 граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начале военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно- учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, административный истец указывает, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва, на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

В свою очередь законодательством также установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Скворцов А.С. указывает, что гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Скворцовым А.С. в административном иске указано, что с 30.05.2015 года (дата окончания отсрочки) по 01.12.2019 года (дата достижения административным истцом возраста 27 лет) в отношении него военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата мне не направлялись, в связи с чем Скворцов А.С. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.

В судебном заседании административный истец позицию, изложенную в административном иске, поддержал, пояснил, что от военной службы не уклонялся, обязанности являться в военный комиссариат при условии ненаправления военным комиссариатом и неполучения административным истцом повесток о явке в комиссариат, у него не имелось.

Представитель административного ответчика Военного комиссариата Нижегородской области и заинтересованного лица военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области В.И.В., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с заявленными Скворцовым А.С. требованиями не согласилась, представив суду письменные возражения и дополнения к возражениям, согласно которым 15.01.2009 года Скворцов А.С. , 01.12.1992 года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, был принят на воинский учет в военный комиссариат городского округа город Бор Нижегородской области с присвоением ему категории годности к военной службе - «А» - годен к военной службе. С 1 октября 2010 года начался очередной осенний призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе. Скворцов А.С. на момент начала осеннего призыва 2010 года являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу. Решением призывной комиссии военного комиссариата городского округа город Бор Нижегородской области от 21.12.2010 года Скворцовым А.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (как гражданину, обучающемуся по очной форме обучения) до момента окончания Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, т.е. до 30.06.2015 года. 18.02.2014 года в адрес военного комиссариата г.о.г. Бор Нижегородской области из Борского городского суда Нижегородской области поступила выписка из приговора от 09.09.2013 года в отношении Скворцова А.С., осужденного по ст.264 ч.5 УК РФ к 5 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии - поселении, с лишением права управлять транспортным средством сроком на 3 года.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу;

отбывающих наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Скворцов А.С. 19.02.2014 года был снят с воинского учета в военном комиссариате г.о.г. Бор Нижегородской области как гражданин отбывающий наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона,

при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Таким образом, в соответствии с ч.1 ст.10 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Скворцов А.С. после освобождения из мест лишения свободы 24.12.2015 года в течение двух недель обязан был встать на воинский учет в военном комиссариате г.о.г. Бор Нижегородской области. Данное обязательство Скворцов А.С. не исполнил, чем нарушил требования действующего законодательства.

На основании ч.2 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

На основании ч.3 ст.22 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане:

а)    отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б)    имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в)    в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

В соответствии с п. «в» ч.3 ст.86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.

Следовательно, Скворцов А.С. после освобождения из мест лишения свободы должен был встать на воинский учет в военном комиссариате г.о.г.Бор Нижегородской области, в связи с чем после погашения судимости военный комиссариат известил бы административного истца повесткой о необходимости явки на мероприятия связанные с призывом на военную службу. Скворцов А.С. по материалам личного дела с 19.02.2014 года не состоит на воинском учете, в связи, с чем повестки о вызове его в военный комиссариат ему не направлялись.

Скворцов А.С. явился в военный комиссариат г.о.г. Бор Нижегородской области только 29.11.2019 года, за два дня до достижениям им 27-летнего возраста, и был принят на воинский учет.

02.12.2019 года Скворцов А.С. снят с воинского учета в военном комиссариате г.о.г. Бор Нижегородской области по достижении им 27-летнего возраста.

19.12.2019 года коллегиальным решением призывной комиссии городского округа город Бор Нижегородской области Скворцов А.С. в соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» зачислен в запас солдат, сержантов, прапорщиков с формулировкой «не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований».

В соответствии с требованиями инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, утв.Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 года №495, гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выдается справка взамен военного билета.

Таким образом, решение призывной комиссии военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области от 19.12.2019 года о признании Скворцова А.С. не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований законно и обоснованно.

В судебном заседании представитель В.А.А. суду пояснила, что в отношении Скворцова А.С. никаких сведений из уголовно-исполнительной инспекции в адрес военного комиссариата не поступало.

Снятие с воинского учета гражданина, находящегося по приговору суда в местах лишения свободы, производится на основании сообщения суда о вступлении приговора в силу. Личное дело такого гражданина помещается в соответствующий раздел архива личных дел призывников, где оно хранится до прибытия гражданина из мест лишения свободы или до достижения им возраста 27 лет. При условии возвращения призывника из мест лишения свободы до достижения им возраста 27 лет он записывается в учетно-алфавитную книгу, личное дело призывника изымается из архива, в нем производится запись о постановке призывника на воинский учет, и оно помещается в соответствующий раздел картотеки, а призывнику выдается удостоверение. При достижении призывником, находящимся в местах заключения, возраста 27 лет его личное дело уничтожается в установленном порядке (п. 18 приложения к Инструкции).

Относительно информации, предоставленной заинтересованным лицом Адвокатское Бюро «Легат» информации о направлении в адрес военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области сведений о Скворцова А.С., как о гражданине, подлежащем воинскому учету, пояснила, кем и когда был поставлен входящий штамп от 04.04.2018 года неизвестно. Кроме того, в указанном штампе отсутствует входящий регистрационный номер военного комиссариата и на извещении нет подписи должностного лица военного комиссариата, принявшего данные документы, что также подтверждает тот факт, что документы по воинскому учету на Скворцова А.С. не поступали в военный комиссариат и не регистрировались.

Административный ответчик призывная комиссия военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области позиции по заявленным требованиям не выразил.

Заинтересованное лицо Адвокатское Бюро «Легат» в письменном отзыве просил заявленные Скворцовым А.С. требования удовлетворить.

В настоящее судебное заседание административный ответчик призывная комиссия военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области и заинтересованное лицо Адвокатское Бюро «Легат» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в том числе в соответствии с ч.8 ст.96 КАС РФ.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев личное дело призывника Скворцова А.С., приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22); на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

В соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", конкретизирующими положения пункта 2 статьи 22, от исполнения на определенный срок своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву освобождаются, среди прочего, граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением образования. Наряду с этим, принимая во внимание престиж и привлекательность военной службы, не подлежат призыву на военную службу граждане отбывающие наказание в виде лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, исходя из общественной опасности таких лиц.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В соответствии с пунктом 19 вышеназванного Положения о призыве призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Согласно пункту 1 статьи 51.2, пункту 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создается запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации, который предназначен для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время; запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается, в том числе из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.

Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы после 1 января 2014 года, при отсутствии оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также в случае отмены призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии.

Судом в судебном заседании установлено, что Скворцов А.С. состоял на воинском учете в Военном комиссариате городского округа город Бор Нижегородской области с 15.01.2009 г., решением призывной комиссии военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области от 21.12.2010 года Скворцовым А.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, так как Скворцов А.С. проходил обучение в ВУЗе на дневном отделении по очной форме обучения, до 30.05.2015 года.

09.09.2013 г. Борским городским судом Нижегородской области Скворцов А.С. был осужден по ч.5 ст.264 УК РФ на срок 5 лет лишения свободы, с отбытием наказания в колонии поселения и лишением права управления транспортным средством на 3 года, условно-досрочно освобожден 24.12.2015 года.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В связи с осуждением Скворцова А.С. к лишению свободы и поступления 18.02.2014 года соответствующей информации в Военный комиссариат городского округа город Бор Нижегородской области, 19.02.2014 года Скворцов А.С. был снят с воинского учета как гражданин, отбывающий наказание в виде лишения свободы, с аннулированием предоставленной ранее отсрочки.

После снятия с воинского учета, последующего освобождения из исправительного учреждения в связи с условно-досрочным освобождением, административный истец в военный комиссариат г.о.г.Бор Нижегородской области в установленный 2-х недельный срок не явился, сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету в военный комиссариат ни заинтересованным лицом Адвокатским бюро <данные изъяты>, ни иным органом в военный комиссариат не направлялись.

Представленная в материалы дела Адвокатским бюро <данные изъяты> копия извещения в военный комиссариат г.о.г.Бор Нижегородской области о принятии 02 апреля 2018 года Скворцова А.С. на работу с приложением об обратном не свидетельствует.

Так, в судебном заседании судом исследован Журнал учета входящей корреспонденции военного комиссариата городского округа город Бор Нижегородской области (т.2, начато 02.02.2018 г., окончено 09.04.2018 г., 80 л.) (копия страниц с 04.04.2018 по 06.04.2018 г. представлена в материалы дела), согласно которому указанные документы в Военный комиссариат г.о.г.Бор Нижегородской области не поступали.

Кроме того, заинтересованным лицом представлены лишь копии указанных документов, без предоставления суду для исследования подлинников, при этом согласно копии извещения приложение состоит из 9-ти листов, в том числе копии паспорта Скворцова А.С. на 2-х листах, в то время как к извещению приложена копия трудовой книжки на имя Скворцова А.С.

Административный истец явился в военный комиссариат лишь 29.11.2019 года, был принят на воинский учет и 02.12.2019 года снят с воинского учета по достижении Скворцовым А.С. возраста 27-ми лет.

Таким образом, административный истец злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу ч. 1.1 ст. 28 ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.

При этом доводы административного истца о том, что в отношении него военным комиссариатом мероприятия по призыву не производились, а также ссылки Скворцова А.С. на п.54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2018) и судебную практику, не могут влечь признание решения призывной комиссии военного комиссариата г.о.г.Бор Нижегородской области от 19.12.2019 года незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с абз.3 п.1 ст.8 Федерального закона N 53-ФЗ граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете (ст.6 Федерального закона).

Статьей 9 Федерального закона N 53-ФЗ определено, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (п.2 ст.22).

Статьей 23 Федерального закона N 53-ФЗ определен круг лиц, освобожденных от призыва на военную службу.

Так, в силу п.3 ст.23 не подлежат призыву на военную службу граждане: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" утв. Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее также Инструкция).

В силу абз.5, 6 раздела 3 Инструкции первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности, профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проведения предварительного распределения их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам. Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

При получении уведомлений от органов дознания и органов предварительного следствия, а также федеральных судов о возбуждении в отношении призывников уголовных дел или о вступлении в законную силу приговоров в отношении осужденных граждан их личные дела перекладываются в соответствующий раздел картотеки. Личные дела призывников, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы, хранятся в военном комиссариате в отдельной картотеке архива до прибытия их из мест лишения свободы, после чего выставляются в раздел картотеки призывников, не подлежащих призыву на военную службу (абз.4 приложения №9 к Инструкции).

Таким образом, снятие с воинского учета гражданина, находящегося по приговору суда в местах лишения свободы, производится на основании сообщения суда о вступлении приговора в силу. Личное дело такого гражданина помещается в архив личных дел призывников, снятых с воинского учета, где оно хранится до прибытия гражданина из мест лишения свободы или до достижения им возраста 27 лет, после чего уничтожается в установленном порядке.

Обязанность гражданина при освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет установлена абз.3 п.1 ст.10 Федерального закона N 53-ФЗ.

Принимая во внимание, что 18.02.2014 года на основании сообщения Борского городского суда Нижегородской области об осуждении Скворцова А.С. по ст.264 ч.5 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 3 года, последний 19.02.2014 года снят с воинского учета в военном комиссариате г.о.г.Бор Нижегородской области, учитывая все обстоятельства, вследствие которых административный истец не прошел военную службу по призыву, в том числе, обстоятельства, связанные с невыполнением им обязанностей, установленных Федеральным законом N 53-ФЗ (ст.10), оказавших влияние на возможность выполнения призывных мероприятий, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято призывной комиссией в пределах компетенции, ей не установлено уважительных причин, по которым Скворцов А.С. не прошел военную службу. Таким образом, решение соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не нарушает прав и обязанностей административного истца, оснований для признания заключения призывной комиссии незаконным не имеется.

При этом судом учитывается правовая позиция, изложенная в абзаце 5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", согласно которой, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░.░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░.░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.12.2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.,░., 01.12.1992 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., 01.12.2019 ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                      ░.░.░░░░░░░░    

2а-1595/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Скворцов Андрей Сергеевич
Ответчики
Призывная комиссия Военного комиссариата городского округа город Бор Нижегородской области
Военный комиссариат Ниегородской области
Другие
Военный комиссариат городского округа город Бор Нижегородской области
Суд
Борский городской суд Нижегородской области
Судья
Калынова Елена Михайловна
Дело на сайте суда
borsky.nnov.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация административного искового заявления
08.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
26.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Предварительное судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее