РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Даниловой О.Н.,
при секретаре Рупаковой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
13 марта 2018 года
дело по административному исковому заявлению Рубцова Сергея Васильевича к Администрации г. Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании проведения массового мероприятия (митинга),
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Рубцов С. В. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании в проведении массового мероприятия (митинга).
Просит суд признать незаконными решение администрации г. Новокузнецка от 02.03.2018 г. о предложении изменения места проведения (об отказе в согласовании) административному истцу проведения митинга 16 марта 2018 г. с 14 часов до 18 часов, по адресу г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Куйбышевского района, ул. 1 мая, с предполагаемым количеством участников 700 человек.
Требования мотивированы тем, что 02 марта 2018 г. Рубцовым С. В. в Администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие – митинг «16» марта 2018 года с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, по адресу г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Куйбышевского района г. Новокузнецка, ул. 1 Мая, с предполагаемым количеством участников 700 человек. Цель публичного мероприятия: “Наказы будущему президенту от жителей Кемеровской области в преддверии предстоящих выборов 18 марта 2018 г”. 02 марта 2018 года администрация г. Новокузнецка направила административному истцу письмо, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного мероприятия в указанное время и месте. Администрацией предложено изменить время проведения публичного мероприятия, однако конкретное время не указано. При этом в письме Администрацией указано, что ранее уже были поданы уведомления о проведении публичных мероприятий на площади общественных мероприятий Куйбышевского района г. Новокузнецка на 16.03.2018 г. Считает, что 02.03.208 г. являлась предельной датой для подачи уведомления и административный истец был первым, кто обратился в Администрацию г. Новокузнецка с уведомлением о проведении публичного мероприятия. Администрация г. Новокузнецка совершает незаконные действия, отказывая в согласовании проведения публичного мероприятия, не предлагая иного времени проведения митинга. Также указывает, что административным ответчиком не исполнена обязанность по назначению своего уполномоченного представителя своим распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия. Считает, что указанным ответом нарушены его права на проведение публичного мероприятия. Административным ответчиком не предпринято никаких мер для обеспечения возможности проведения публичного мероприятия в указанном месте в указанное время.
Административный истец Рубцов С. В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель административного ответчика Администрации г. Новокузнецка Косарева Ж. В., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, административные исковые требования не признала, пояснив, что на уведомление административного истца о согласовании публичного мероприятия в форме митинга был дан ответ о том, что на площадь общественных мероприятий Куйбышевского района г. Новокузнецка ранее уже были поданы уведомления о проведении публичных мероприятий 16.03.2017 г. с 10 до 21 часа. Данные мероприятия были согласованы Администрацией. Таким образом, административному истцу было предложено изменить время проведения публичного мероприятия, что не нарушает его право на проведение публичного мероприятия.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.
В силу ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет порядок организации публичного мероприятия, которым признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, а также предусматривает ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 ФЗ №54-ФЗ (п. 1 ч. 4 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 ФЗ №54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В судебном заседании установлено, что 02 марта 2018 г. Рубцовым С. В. в администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие – митинг «16» марта 2018 года с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, по адресу г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Куйбышевского района г. Новокузнецка, ул. 1 Мая, с предполагаемым количеством участников 700 человек. Цель публичного мероприятия: «Наказы будущему президенту от жителей Кемеровской области в преддверии предстоящих выборов 18 марта 2018 г». В уведомлении указано, что во время публичного мероприятия будет использоваться звукоусиливающая аппаратура и рекламные конструкции.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Закона Кемеровской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» следует, что уполномоченный орган местного самоуправления Кемеровский области, а именно администрация г. Новокузнецка, получивший уведомление о проведении публичного мероприятия, обязан в трехдневный срок довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованные предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
02 марта 2018 г. (исх. № 1/951) Администрацией г. Новокузнецка Рубцову С. В. предложено изменить заявленное в уведомление время проведения мероприятия в форме митинга, при этом указано, что на площадь общественных мероприятий Куйбышевского района ранее уже были поданы уведомления о проведении 16.03.2017 г. с 10 часов до 18 часов публичного мероприятия в форме митинга Кемеровский региональным отделение Партии «ЛДПР» с 18 часов до 21 часа публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц. Администрацией г. Новокузнецка данные публичные мероприятия согласованы. Также указано, что на территории Кемеровской области постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 определены специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Такими местами в г. Новокузнецке являются: площадь общественных мероприятий Куйбышевского района, ул. 1 Мая (Куйбышевский район); площадь за Дворцом культуры им. Маяковского по улице Пушкина, дом 26 (Орджоникидзевский район). Площадь за дворцом культуры им. Маяковского не позволяет разместить заявленное количество участников митинга – 700 человек.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В силу ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Согласно ст. 3 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 г. № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественного общественно-политического характера места определяет Коллегия Администрации Кемеровской области с учетом положения Федерального закона и настоящего Закона.
Согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2012 г. № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» к таким специально отведенным местам в г. Новокузнецке отнесены: площадь общественных мероприятий Куйбышевского района, по ул. 1 Мая, Куйбышевский район (для проведения мероприятий численностью свыше 100 чел.); площадь за Дворцом культуры им. Маяковского по ул. Пушкина, д. 26, Орджоникидзевский район (для проведения мероприятий с численностью до 100 чел.).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 8 «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях», публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из уведомления от 02.03.2018 г., местом проведения публичного мероприятия административным истцом было выбрано место, установленное постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2012 г. № 582.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с ч. 3 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 2 апреля 2009 № 484-О-П, орган местного самоуправления не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным или вызваться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 г. № 4-П указано на то, что при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей.
Суд считает, что предложение администрации г. Новокузнецка об изменении времени проведения публичного мероприятия являлось законным и обоснованным, поскольку в указанных организатором месте и времени проведения публичного мероприятия, до подачи уведомления административным истцом были согласованы иные публичные мероприятия.
Так, в силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Как следует из представленных административным ответчиком документов, 01.03.2018 г., т. е. за 15 дней до проведения публичного мероприятия, организатором Прокудиным Д. В. было подано уведомление в Администрацию г. Новокузнецка о проведении 16.03.2018 г. на площади общественных мероприятий Куйбышевского района г. Новокузнецка с 18 часов до 21 часа публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц, с предполагаемым количеством участников 200 человек. Цель публичного мероприятия: привлечение внимания молодежи к актуальным проблемам общественной жизни.
Также 01.03.2018 г. в Администрацию г. Новокузнецка было подано уведомление Кемеровским региональным отделением политической партии «ЛДПР» о проведении 16.03.2018 г. на площади общественных мероприятий Куйбышевского района г. Новокузнецка с 10 до 18 часов публичного мероприятия в форме митинга, с предполагаемым количеством участников 800 человек. Цель мероприятия: проведение публичного массового мероприятия в поддержку кандидата на должность Президента РФ от ЛДПР Жириновского В. В.
Указанные публичные мероприятия были согласованы Администрацией г. Новокузнецка.
Факт подачи указанных уведомлений также подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений в Администрацию г. Новокузнецка.
Поскольку на заявленные в уведомлении Рубцовым С. В. месте и времени проведения публичного мероприятия были согласованы иные публичные мероприятия с иными целями по поданным ранее уведомлениям, предложение Администрации г. Новокузнецка изменить время проведения мероприятия является законным, поскольку в силу п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ, очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Положения Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В то же время необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.
Администрация, полагая невозможным одновременное проведение публичных мероприятий с разными целями, предложила административному истцу изменить время проведения публичного мероприятия.
Отсутствие в предложении Администрации г. Новокузнецка конкретного времени проведения митинга с учетом правовой конструкции п.п.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» само по себе не может свидетельствовать о незаконности действий ответчика.
Суд считает, что Рубцов С. В., получив ответ администрации, как организатор публичного мероприятия мог предпринимать иные меры к реализации своего конституционного права на свободу мирных собраний, в том числе путем проведения дополнительных согласований с органом местного самоуправления о времени проведения публичного мероприятия в указанном им в уведомлении месте. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что проведение заявленного публичного мероприятия в в иное время нарушает права административного истца, не представлено.
Доводы административного истца, изложенные в административном иске, о том, что администрацией г. Новокузнецка в нарушение норм Федерального закона № 54-ФЗ не был назначен свой уполномоченный представитель, суд считает необоснованными, так как в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, уполномоченный представитель в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона назначается при согласовании места и времени проведения публичного мероприятия. В данном случае администрацией г. Новокузнецка было предложено изменить время и место проведения публичного мероприятия, с чем не согласился административный истец, в связи с чем проведение публичного мероприятия не было согласовано.
Суд полагает, что оспариваемый ответ Администрации г. Новокузнецка о необходимости согласования переноса места и времени проведения публичного мероприятия принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом соблюдения баланса интересов организаторов заявленного мероприятия, обеспечения безопасности граждан и общественного порядка и нет оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных среди прочего статьей 31 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оценивая указанные обстоятельства, суд считает, что доводы административного истца не нашли подтверждения в судебном заседании, так как административным ответчиком был предоставлен мотивированный ответ о предложении согласования иного времени проведения публичного мероприятия. Препятствий для изменения времени проведения публичного мероприятия у административного истца не имелось, что не было опровергнуто в судебном заседании.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что до подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, в месте и время, указанное в уведомлении, были согласованы иные публичные мероприятия, с иными целями, предложение изменения времени проведения публичного мероприятия является законным, обоснованным, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Рубцова Сергея Васильевича к Администрации г. Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга) отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) О. Н. Данилова
Копия верна. Судья: О. Н. Данилова