Дело № 2а-77/2021 (2а-2759/2020)
39RS0007-01-2020-000861-17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 января 2021 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Дорошевич Ю.Б.
при секретаре Спириной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 10 по Калининградской области к Харитонову Сергею Владимировичу о взыскании транспортного налога, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Харитонову С.В., мотивируя свои требования тем, что согласно данным, полученным от органа осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, по состоянию на 01 января 2020 года Харитонов Сергей Владимирович имеет в собственности следующие транспортные средства: <данные изъяты>, VIN №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, дата регистрации владения ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>, VIN№, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, дата регистрации владения ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>, VIN№, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, дата регистрации владения ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ. Инспекция должным образом уведомила налогоплательщика о подлежащей уплате суммы налога, расчет которого указан в налоговых уведомлениях. С учётом оплаты (перерасчёта) общая сумма неисполненных обязательств <данные изъяты> руб. (налог <данные изъяты> руб. + пени <данные изъяты> руб.) В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Харитоновым С.В. налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Налоговым органом в отношении Харитонова С.В. выставлены требования от 18.12.2016 № 11058, от 05.02.2019 № 9656 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. В связи с частичной оплатой (сторнированием) транспортного налога за 2015-2017 годы задолженность по указанному налогу составляет <данные изъяты> руб., из них: транспортный налог за 2017 год <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. Мировым судьей 2-го судебного участка Багратионовского района Калининградской области 19.09.2019 года вынесен судебный приказ №2а-2308/2019 в отношении Харитонова С.В. 21.04.2020 мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа на основании представленных возражений. Истец просит взыскать с Харитонова С.В. (ИНН <данные изъяты>) недоимку и пени по транспортному налогу за 2017 год в общем размере 1 715,15 руб., из них транспортный налог за 2017 год 1 680 руб., пени 35,15 руб.
Определением суда от 24 ноября 2020 года в качестве заинтересованного лица привлечен Рудь Юрий Григорьевич.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области по доверенности (л.д. 73) Дорондова И.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила объяснения, в которых просила рассмотреть дело без её участия. Указала, что по сведениям, поступившим из регистрирующего органа (ГИБДД), транспортное средство <данные изъяты> с гос. рег. знаком №, принадлежало Харитонову С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. За налоговый период 2016-2017 года по транспортному налогу всего начислено <данные изъяты> руб. За 2016 год за 12 месяцев владения начислено <данные изъяты> руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, за 2017 года за 12 месяцев владения начислено <данные изъяты> руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, за 2017 год произведен перерасчет за 4 месяца владения – <данные изъяты> руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Также задолженность по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб. была передана 26.02.2019 года из 3914-Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области за неуплату за налоговый период 2014-2015 год, уплата произведена налогоплательщиком 19.02.2019 года в сумме <данные изъяты> руб., 11.02.2019 года в сумме <данные изъяты> руб. Таким образом, инспекцией правомерно исчислен транспортный налог за 2017 год на сумму <данные изъяты> руб.
Административный ответчик Харитонов С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что машина продана им в 2003 году по доверенности Рудь Ю.Г., в данный момент автомобиль снят с учета и утилизирован. Где фактически находится автомобиль ему неизвестно, Рудь Ю.Г. ему пояснял, что автомобиль вывезен его сыном за пределы Калининградской области, а также, что машина числилась в угоне, однако каких-либо документов об этом у него нет. Полагал, что налог должен платить тот, кому автомобиль продан по доверенности. В 2006 году оформил повторно доверенность на Рудь Ю.Г., он обещал переоформить автомобиль на себя или сына, но так этого и не сделал. Также ссылался, что уведомления и требования налоговая инспекция направляла ему в Багратионовск, хотя он с 2013 года снят по тому адресу с регистрационного учета и зарегистрирован в Калининграде.
Заинтересованное лицо Рудь Ю.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении дела не обращался.
Выслушав административного ответчика, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, исследовав материалы дела 2-го судебного участка Багратионовского района Калининградской области 2а-2308/2019, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Положениями ст. 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Харитонов С.В. в 2017 году владел автомобилем <данные изъяты>, VIN №, гос. рег. знак №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, дата регистрации владения ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения владения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8)
По сведениям МО МВД России «Багратионовский» от 27 июля 2020 года собственником транспортного средства <данные изъяты>, гос. рег. знак №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся Харитонов С.В., ДД.ММ.ГГГГ регистрация указанного автомобиля прекращена (л.д. 33-35).
Харитонову С.В.14 сентября 2016 года заказным письмом было направлено налоговое уведомление № 101699709 о необходимости уплатить транспортный налог за 2015 год за автомобиль <данные изъяты> в размере 1 680 руб. в срок не позднее 01 декабря 2016 года (л.д. 9)
Поскольку транспортный налог за 2015 г. не был оплачен, 23 декабря 2016 года ответчику было направлено требование № 11058 об уплате транспортного налога по состоянию на 18 декабря 2016 года в размере 1 680 руб. и пени в размере 8,96 руб. Предложено исполнить требование в срок до 01 марта 2017 года. Также в требовании указано, что по состоянию на 18 декабря 2016 г. за Харитоновым С.В. числится общая задолженность в сумме 3 620,08 руб., в том числе по налогам (сборам) 3 360 руб., которая подлежит уплате. (л.д. 11)
02 марта 2018 года 2-м судебным участком Багратионовского района Калининградской области вынесен судебный приказ №2а-634/2018 о взыскании с Харитонова С.В. в пользу Межрайонной ИФНС №2 по Калининградской области недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015 года в размере 3 360 руб., пени в размере 8,96 руб., о взыскании в доход бюджета расходов по оплате госпошлины в размере 200 руб.
Согласно КРСБ, недоимка Харитонова С.В. по транспортному налогу, принятая из другой КРСБ, составила 3 360 руб., пени в размере 8,96 руб. 27 февраля 2019 года уплачено налога 3 350,19 руб., 27 апреля 2020 года - 9,81 руб., 19 июня 2019 года пеня в размере 8,96 руб. (л.д. 20)
Сводкой по исполнительному производству от 19.01.2021 № 1431/19/39007-ИП подтверждается взыскание с Харитонова С.В. транспортного налога в размере 3 368,96 руб. на основании судебного приказа №2а-634/2018.
Как следует из налогового уведомления № 21843369 от 04.07.2018 года, Харитонову С.В. начислен за налоговые периоды 2016-2017 гг. транспортный налог за владение автомобилем <данные изъяты> по 12 месяцев в каждом году в общей сумме 3 360 руб., по 1 680 руб. за каждый год владения. Установлен срок уплаты налогов – до 03.12.2018 года (л.д. 14).
Указанное налоговое уведомление направлено Харитонову С.В. 10.07.2018 года заказной почтовой корреспонденцией по адресу: <адрес>, что следует из списка № 411654 заказных писем (л.д. 15).
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
По истечении добровольного срока погашения задолженности по налоговым платежам, в связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате транспортного налога за 2016-2017 годы, налоговым органом в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, Харитонову С.В. было выставлено требование № 9656 об уплате налога, сбора, страховых взносов, штрафа, процентов по состоянию на 05.02.2019 года, направленное заказной почтовой корреспонденцией по адресу: <адрес>, что следует из списка № 642792 заказных писем (л.д. 18).
Как следует из указанного требования № 9656, за Харитоновым С.В. по состоянию на 05.02.2019 года числится задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 года в размере 3 360 рублей; пени в размере 54,32 руб. Срок уплаты по требованию - до 26.03.2019 года (л.д. 16).
Как следует из приложенного стороной истца расчета пени, в данное требование вошли пени за неуплату транспортного налога за 2016 и 2017 годы за период с 04.12.2018 года по 04.02.2019 года в сумме 54,32 рублей из размера недоимки по транспортному налогу в размере 1680 рублей (л.д. 17).
Харитонов С.В. зарегистрирован с 26.07.2013 года по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д. 46).
Согласно представленным документам, налоговое уведомление № 21843369 от 04.07.2018 года и требование № 9656 были направлены Харитонову С.В. по адресу: <адрес>.
Однако тот факт, что налоговым органом уведомление и требование об уплате налога за 2017 год направлялись административному ответчику по указанному адресу в <адрес>, не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики, в частности, обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании ч. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
При этом налогоплательщики имеют право: получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения, требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ);
Согласно ч. 5 ст. 23 НК РФ, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательств выполнения возложенной на Харитонова С.В. указанной обязанность представлено не было.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в действовавшей на момент обращения с заявлением истца в суд редакции).
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
По требованию № 9656 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, по состоянию на 05.02.2019 года налоговый орган должен был обратиться к мировому судье не позднее 26.09.2019 года.
Как следует из сопроводительного письма, Межрайонная ИФНС № 10 по Калининградской области обратилась к мировому судье 2-го судебного участка Багратионовского района Калининградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Харитонова С.В. недоимки по транспортному налогу 11.09.2019 года, то есть в пределах установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока. (л.д. 57)
19.09.2019 года и.о. мирового судьи 2-го судебного участка Багратионовского района Калининградской области принят судебный приказ № 2а-2308/2019 в отношении Харитонова С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 3369.81 руб., пени в размере 63,28 руб., который впоследствии отменен 21.04.2020 года на основании поданных Харитоновым С.В. возражений.
Настоящее административное исковое заявление подано налоговой инспекцией в суд согласно штампу 15.07.2020 года (л.д. 3), т.е. в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
До настоящего времени задолженность по транспортному налогу за 2017 год в полном объеме не погашена. Доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, с Харитонова С.В. подлежит взысканию транспортный налог за владение автомобилем <данные изъяты>, гос. рег. знак <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, учитывая, что требование в административном иске заявлено о взыскании недоимки по транспортному налогу за указанный автомобиль с Харитонова С.В. за 2017 год, суд не может согласиться с представленным истцом расчетом, поскольку в 2017 году Харитонов С.В. владел автомобилем <данные изъяты>, не 12 месяцев, а 8 месяцев (по 08.09.2017 года).
Таким образом, задолженность Харитонова С.В. по уплате транспортного налога за владение автомобилем <данные изъяты> в 2017 году составит 1 120 руб., которая и подлежит взысканию с административного ответчика за указанный в иске период.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии с пп. 3,4 указанной нормы пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени за неуплату транспортного налога за 2017 год за заявленный в расчете период с 04.12.2018 по 16.12.2018 (13 дн.) составят 3,64 руб. <данные изъяты> за период с 17.12.2018 по 04.02.2019 (50 дн.) составят 14,47 руб<данные изъяты> а всего 18,11 руб.
Довод административного ответчика о продаже автомобиля <данные изъяты> в 2003 году по доверенности, исходя из положений действующего законодательства, не может являться основанием для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении автомобиля, зарегистрированного за административным ответчиком, в силу следующего.
В соответствии с абзацем 2 статьи 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», то есть до 29 июля 2002 года, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Таким образом, по транспортным средствам, переданным по доверенности начиная с 29 июля 2002 года и позднее, налогоплательщиками являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства независимо от передачи данных транспортных средств по доверенности другим лицам.
Согласно представленной в дело доверенности, Харитонов С.В. уполномочил Рудь Ю.Г. управлять и распоряжаться автомобилем марки <данные изъяты>, гос. рег. знак №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, 10 ноября 2003 года (л.д. 77).
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Доказательств нахождения автомобиля <данные изъяты>, гос. рег. знак №, в угоне ответчиком не предоставлено.
Поскольку на налоговый период 2017 года, за который исчислен транспортный налог, автомобиль <данные изъяты>, гос. рег. знак № был зарегистрирован за Харитоновым С.В., именно данное лицо (административный ответчик) признается плательщиком транспортного налога.
При таких обстоятельствах с Харитонова С.В. подлежит взысканию транспортный налог за 2017 год в размере 1 120 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 18,11 руб., а всего 1 138,11 руб.
В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с положением подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей подлежит уплате государственная пошлина в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 10 по Калининградской области удовлетворить частично.
Взыскать с Харитонова Сергея Владимировича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу бюджета транспортный налог за 2017 год в размере 1 120 рублей, пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 18,11 рублей, а всего 1 138,11 рублей.
В остальной части в удовлетворении административного иска – отказать.
Взыскать с Харитонова Сергея Владимировича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2021 года.
Судья: