РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 10 мая 2023 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,
с участием представителя ответчика Хизриевой П.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-366/2023 по иску Садовникова Сергея Олеговича к Администрации МО ГО «Воркута» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа в жилой дом и жилое помещение,
установил:
истец обратился в суд с требованиями к ответчику об обязании установить наклонный платформенный подъёмник для маломобильных граждан в подъезде 1 жилого <адрес>; обязании установить пандус на крыльце подъезда 1 жилого <адрес>; взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 руб.
В обоснование требований истец указал, что относится к маломобильной группе населения, проживает в <адрес> указанного дома. <дата> истец обращался к ответчику с требованием об установке пандуса. 28.04.2022 по результатам рассмотрения обращения в установке пандуса как на крыльце дома, так и на лестничном марше подъезда Садовникову С.О. отказано.
Администрация МО ГО «Воркута» против удовлетворения иска возражает; указывает, что положения ч.1 ст.15 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. МКД по <адрес>, построен в 1988, возможности создания условий входа и выхода, в ом числе с использованием подъёмника, не имеется. Как указывает ответчик, установка пандуса является реконструкцией общего имущества собственников жилых помещений в МКД. По результатам проведенного обследования комиссией 26.04.2022 установлено отсутствие возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида. Обустройство крыльца пандусом не обеспечит условия доступности для граждан-инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску.
В дополнениях к отзыву ответчик указывает о возможности установки пандуса на крыльце, возражая против подъёмной платформы на лестничном марше, в связи с нарушением при этом пожарной безопасности в части требований к путям эвакуации.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца ответчика с требованиями не согласилась, по доводам отзыва.
Третьи лица – УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», ООО «Северный город» представителей в суд не направили. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Садовников С.О. является ... проживает в <адрес>.
Из представленной ИПРА инвалида следует, что у Садовникова С.О. имеются ... вызывающие необходимость использования кресла-коляски; он нуждается во всех видах социальной реабилитации (абилитации).
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человек, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с Государственной программой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363, основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя, в том числе создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами.
Согласно ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам.
В силу ст. 9 данного Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч. 5 ст. 15 Закона).
Перечисленные в ст. 15 Закона гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции того или иного объекта.
Как указывает п.2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Необходимость установления такого требования вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Согласно п.3.15 СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, пандус – сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.
Платформу подъёмную п.3.19 тех же СП определяет как стационарную грузоподъёмную машину периодического действия для подъёма и спуска пользователей, размещающихся на платформе.
Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать требованиям п.27 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649.
Сообщением Администрации МО ГО «Воркута» от 26.07.2022 Садовникову С.О. сообщено о невозможности установки пандуса (откидного пандуса, рельсов) на лестничном марше подъезда без проведения реконструкции общего имущества дома, что экономически нецелесообразно; оборудование пандуса на крыльце возможно.
По заключению ООО «Модулор» от 15.02.2023 № 1687-2023/э устройство стационарного пандуса на крыльце подъезда № 1 выполнить можно, что обеспечит доступ инвалида-колясочника к входу в подъезд с поверхности земли дворовой территории и обратно, как самостоятельно, так и с сопровождением. В части обеспечения беспрепятственного доступа к жилому помещению, экспертом указано о возможности использовать подъемное устройство БК-350 в виде навесной подъемной платформы, на которую въезжает кресло-коляска. Габариты конструкции в плане 1,02х1,0м, ширина платформы 0,9м, что вписывается в ширину существующего лестничного марша (1,2.). Складывание платформы и поручней – автоматическое. Данной платформой инвалид-колясочник может пользоваться самостоятельно без сопровождения. Подключение возможно выполнить с помощью кабеля, с подключением к электрическим сетям и счетчику учёта электроэнергии кв.№ 2. В качестве второго варианта продвижения инвалида-колясочника по лестничному маршу, можно использовать автономные устройства в виде шагающих моделей – ступенькоходов. Также в экспертизе отмечено, что несущие конструкции МКД не затрагиваются, прочность и устойчивость здания не нарушается, общедомовые инженерные сети не используются, не требуется, реконструкция жилого дома не требуется.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г.Воркуты Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Коми сообщает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объёме требований пожарной безопасности, а также, в числе прочего:
1) выполнения требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п.1 ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
2) если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Указывая перечень требований пожарной безопасности, ОНД указывает, что ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее 1,05 м – для зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома, в том числе общежития квартирного типа). Отклонение от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5%.
В экспертном заключении имеется информация, что ширина лестничного марша – 1,2 м, ширина навесной подъёмной платформы БК-350 в сложенном состоянии 0,34 м. Ширина эвакуационного выхода составит 0,86 м, что менее 1,05 м. Исходя из изложенного, установка подъёмной платформы на лестничном марше 1 этажа в 1 подъезде <адрес> допускается, если при ее установке ширина пути эвакуации будет составлять не менее 1,05 м с отклонением в пределах не более 5%.
ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Коми указывает о нецелесообразности расчета по оценке пожарного риска жилого <адрес>: расчетная величина будет превышать нормативное значение, а ее соответствие возможно при оборудовании дома автоматическими системами противопожарной защиты.
Ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, установлена п.4.4.1 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194, и должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее 1,05 м - для зданий класса Ф1.3 (жилые здания, многоквартирные жилые дома, п.п. «г»).
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
П.3 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131 установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
В соответствии с частью 2 статью 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов
В соответствии со статьёй 51 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого Советом муниципального образования городского округа «Воркута» 27.02.2006г., администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми. Согласно ст. 52 Устава администрация городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе: разрабатывает проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, бюджета городского округа, организует их исполнение; вносит предложения по проектам планов социально-экономического развития города, программ органов власти и управления Республики Коми, а также проектам планов предприятий, организаций, расположенных на территории города по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием территории; организует разработку и осуществление генерального плана городского округа, проекта городской черты, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов и других градостроительных комплексов, проектов инженерных сооружений и благоустройства, разрабатывает правила застройки в соответствии с генеральным планом и вносит их на утверждение Совета городского округа, организует экспертизу проектов; выступает заказчиком на строительство и ремонт жилых и гражданских зданий, объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. При этом данная норма Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ не разграничивает ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставит исполнение этой обязанности в зависимость от права собственности на помещение либо отсутствие таковой.
Не обеспечение доступности зданий для инвалидов является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Ссылки ответчика о том, что жилой дом построен до принятия обязательных требований к установке пандусов и подъемных устройств для инвалидов являются необоснованными, поскольку обязанность по обеспечению доступа инвалидов в силу Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возлагает данную обязанность независимо от времени постройки строения. Устройство пандуса и подъемного устройства должно обеспечивать беспрепятственный доступ ... к своему жилому помещению, а соответствующий тип и размеры устройств могут быть различными, но в пределах строительных норм и правил. При невозможности исполнения судебного акта по техническим причинам, ответчик не лишен возможности изменить порядок и способ исполнения судебного решения.
На основании изложенного исковые требования о возложении обязанности создать условия для Садовникова С.О. для беспрепятственного доступа в подъезд жилого дома, где расположено занимаемое им жилое помещение: <адрес>, посредством обустройства на входе пандуса, является законными и обоснованными.
Однако, несмотря на потенциальную техническую возможность установки подъёмного устройства, как это установлено в заключении ООО «Модулор», подобное устройство не обеспечит требований пожарной безопасности, поскольку повлечет уменьшений ширины путей эвакуации жителей, повлечет нарушение прав жителей многоквартирного дома в данной части, следовательно, не может быть установлено. Доказательств обратного суду не представлено и не добыто при рассмотрении дела.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
Статья 150 ГК РФ устанавливает, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как указывает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В силу принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
С учетом положений ст. 56 ГПК РФ, возлагающей на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, и вышеприведенных норм закона именно истец должен доказать причинение ему морального вреда при определенных обстоятельствах и конкретным лицом (органом местного самоуправления), степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых им, в чем они выражаются, причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими или нравственными страданиями, размер компенсации вреда.
Заявляя требования о компенсации морального вреда, истец не указал, в чем он заключается. Никаких объективных данных, указывающих на то, что истец испытывал какие-либо физические и (или) нравственные страдания в результате бездействия ответчика, не установлено.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
возложить на Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязанность создать условия для Садовникова Сергея Олеговича для беспрепятственного доступа в подъезд первый жилого дома по адресу: <адрес>, где расположена <адрес>, посредством обустройства пандуса на крыльце подъезда.
В удовлетворении остальной части исковых требований Садовникову Сергею Олеговичу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня составления мотивированного решения – 11.05.2023.
Председательствующий Солодилова Е.Ю.