П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
08 февраля 2016 года г.Архангельск
Судья Исакогорского районного суда г.Архангельска Уткин Р.В., рассмотрев в Исакогорском районном суде г.Архангельска по адресу: г.Архангельск, пр.Ломоносова, д.203, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «Титан»,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «Титан» нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при следующих обстоятельствах.
Должностными лицами министерства культуры Архангельской области при проведении плановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «Титан» (далее - ООО ПКП «Титан») в ходе осмотра объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального наследия «Служебная постройка» выявлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся с нарушением проекта реставрации.
Объект культурного наследия «Служебная постройка» (далее - объект культурного наследия) поставлен на государственную охрану на основании постановления администрации Архангельской области от 02 июля 1992 года № 200 «О принятии на государственную охрану памятников Архангельской области», расположен по адресу: <адрес> (адрес по документам постановки на государственную охрану: <адрес>).
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
На объект культурного наследия между министерством культуры Архангельской области и ООО ПКП «Титан» заключено охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ №№ (далее - охранное обязательство).
Подпунктами 1, 2 пункта 5 охранного обязательства предусмотрено проведение полного комплекса научно-исследовательских и проектных работ по сохранению объекта культурного наследия и проведение полного комплекса ремонтно-реставрационных работ в соответствие с разработанным проектом по сохранению памятника в период с июня 2015 года по декабрь 2016 года.
В рамках исполнения охранного обязательства на работы по сохранению объекта культурного наследия разработана научно-проектная документация.
Раздел «Хранение конструкций во время возведения железобетонного фундамента» тома 3 книги 2 Проекта организации реставрации в составе научно-проектной документации предусматривает: хранение элементов после их антисептирования, в условиях, исключающих контакт с грунтом; расстояние между землей и нижним уровнем конструкций принять не менее 500 мм; лесо и пиломатериалы уложить на антисептированные прокладки из здоровой доски толщиной не мене 30 мм; хранение выполнять по ГОСТ 7919-80.
В ходе проведения совместного осмотра объекта культурного наследия установлено, что в настоящее время объект культурного наследия демонтирован с места нахождения и в разобранном виде находится на основании соглашения об ответственном хранении от 21 июля 2014 года на складском помещении в ЗАО «Лесозавод №25» на охраняемой территории Цигломенского участка.
Актом осмотра технического состояния объекта культурного наследия народов Российской Федерации от 13 ноября 2015 года, установлено нарушение условий хранения элементов объекта, предусмотренного разделом «Хранение конструкций во время возведения железобетонного фундамента» тома 3 книги 2 Проекта организации реставрации в составе научно-проектной документации по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно: не выдержано расстояние между грунтом и нижним уровнем конструкций памятника; не обеспечено проветривание материалов; отсутствуют антисептированные прокладки из досок между уложенными конструкциями; также не проведена антисептическая обработка элементов объекта культурного наследия.
Актом проверки от 07 декабря 2015 года № 19 установлено нарушение ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в части проведения работ по сохранению на объектах культурного наследия с нарушением проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, п.п. 1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в части несоблюдения технического и санитарного состояния объекта культурного наследия при его хранении в демонтированном состоянии.
В связи с нарушением требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, 17 декабря 2015 года начальником управления государственной охраны объектов культурного наследия министерства культуры Архангельской области Охремчуком В.П. в отношении общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «Титан» составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО ПКП «Титан» ФИО3 факт выявленных нарушений не оспаривала, пояснила, что во исполнение п.п. 1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ ООО ПКП «Титан» осуществляет расходы на содержание Объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, работы по сохранению Объекта проводятся на основании задания, разрешения и проектной документации на проведение работ, согласованной с Министерством культуры Архангельской области; по состоянию на 17 декабря 2015 года были произведены работы по дополнительной маркировке и укладке элементов объекта культурного наследия для временного хранения в соответствии с требованиями проектной документации на реставрацию; ООО ПКП «Титан» гарантирует проведение работ по антисептированию элементов объектов культурного наследия в соответствии с рекомендациями отчета, при наступлении возможности выполнения данного вида работ, связанной с температурой наружного воздуха и рекомендациями по применению антисептирующих составов, так как развитие биопоражения на хранящейся древесине, связанное с деятельностью дереворазрушающих, деревоокрашивающих и плесневых грибов при отрицательных температурах не происходит. Пояснила, что выявленные нарушения были незамедлительно и добровольно устранены до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Просит принять во внимание отсутствие направленности действий ООО ПКП «Титан» на нарушение закона, на своевременное устранение нарушений, а также то, что предприятие своими действиями не причинило вред личности, обществу или государству.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ч. 1 ст. 45 вышеуказанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно с пп.1 п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, принадлежит на праве собственности, обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В силу ч.1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 охранного обязательства на объект культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту культурного наследия регионального значения «Служебная постройка» ООО ПКП «Титан» обязался содержать памятник в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии; выполнять работы по сохранению Памятника и благоустройству территории, предусмотренные актом осмотра технического состояния Памятника, составляющим единое целое с охранным обязательством, актами текущего осмотра, предписаниями Госоргана.
В нарушение указанных положений ООО ПКП «Титан», являясь лицом, ответственным за сохранность объекта культурного наследия, допустил нарушение условий хранения элементов объекта культурного наследия, не провел антисептическую обработку элементов объекта культурного наследия, нарушил ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в части проведения работ по сохранению на объектах культурного наследия с нарушением проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, п.п. 1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в части несоблюдения технического и санитарного состояния объекта культурного наследия при его хранении в демонтированном состоянии.
Вина ООО ПКП «Титан» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении (л.д. 1-10), подтверждается актом проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-31), копией охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-40), соглашением об ответственном хранении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-49), актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50), актом осмотра технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-72), фотоприложением к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-98), пояснениями к протоколу об административном правонарушении (л.д. 75-76).
Приведенные доказательства являются допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ООО ПКП «Титан» в совершении административного правонарушения.
Действия ООО ПКП «Титан» квалифицирую по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая, что ООО «ПКП «Титан», будучи юридическим лицом, допустило несоблюдение своих оформленных письменно юридических обязательств в отношении объекта, обладающего значительной стоимостью и культурной ценностью, оснований для признания данного деяния малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ) не усматриваю.
Вместе с тем согласно п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из письма ООО «Архстройэкспертиза» от 17 декабря 2015 года следует, что условия хранения разобранного памятника в ООО «ПКП «Титан» хотя и не соответствовали в полной мере условиям Проекта организации реставрации, тем не менее исключали активное развитие биопоражения в хранящейся древесине (то есть меры по сохранности объекта были предприняты, хотя и недостаточные). При этом из этого же письма видно, что выявленные недостатки хранения объекта были немедленно устранены, что следует признать смягчающим административную ответственность обстоятельством. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усматриваю. Данных о том, что в результате допущенных нарушений объекту культурного наследия причинен сколь-либо существенный вред, не имеется.
Вышеназванную совокупность обстоятельств суд расценивает как исключительную, позволяющую назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив его до 100 000 руб.
Руководствуясь ст.29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «Титан» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.
Штраф уплатить по реквизитам: УФК по <адрес> (министерство культуры <адрес>, №
Оплату штрафапроизвести не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа предоставить в Исакогорский районный суд г.Архангельска в тот же срок.
В случае неуплаты штрафа в 60-дневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде путём подачи жалобы через Исакогорский районный суд г.Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.В.Уткин