Дело № 2-728/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 03 сентября 2018 года дело по иску Семенова В. Е. к администрации МОГО «Инта» о включении в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Семенов В.Е. обратился в суд с иском к Администрации МОГО «Инта» о возложении обязанности поставить его на учет в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории инвалиды 1, 2 групп с датой постановки на учет 14.08.2010. В обоснование своих требований указал, что является инвалидом 1 группы по зрению с мая 2009 г. бессрочно, с 14.08.2010 состоял в списках граждан на переселение. обращался Постановлением Администрации МО ГО "Инта" от 15.12.2014 снят с очереди в связи с отсутствием 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера. Ранее действовавшее законодательство о жилищных субсидиях предусматривало суммирование стажа со временем нахождения на пенсии. Являясь инвалидом с 2005 г., истец не имеет возможности работать.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебном заседании не присутствовали.
Ответчик администрация МОГО "Инта" представителя для участия в судебном заседании не направила, представила в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации МО ГО "Инта", указав, что право на предоставление муниципальной услуги "Постановка граждан на учет, для улучшения жилищных условий" истец не имеет, поскольку не имеет 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, т.е. не соответствует требованиям Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ. В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения настоящего дела, являются не только стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее 15 лет), но и основание приобретения инвалидности (вследствие трудового увечья).
Третье лица Минстрой Республики Коми представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования не признает, поскольку право на получение социальных выплат имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера до 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15-ти календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет не менее 15-ти лет. Таким образом, федеральный законодатель определяет право на получение социальных выплат не всем гражданам, получившим увечья (нанесение вреда здоровью), а только гражданам, получившим трудовое увечье. На основании вышеизложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть без участия представителя Минстроя Республики Коми.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец с 27.05.2005 являлся инвалидом II группы по общему заболеванию, с 26.05.2009 является инвалидом 1 группы бессрочно, пенсия по инвалидности назначена истцу 01.06.2005. Трудовой стаж истца составляет 9 лет 5 месяцев 23 дня, в том числе работа в период отбывания наказания и виде лишения свободы (исходя из трудовой книжки, архивных справок и справок исправительных учреждений). Сведений о месте проживания истца до 1976 г. в материалах дела не имеется, однако с 31.08.1976 по настоящее время (за исключением периодов службы в армии и отбывания наказания в виде лишения свободы) истец проживал в г. Инте.
Согласно материалам учетного дела 13.08.2010 истец через своего представителя по доверенности обратился в администрацию МОГО "Инта" с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" как инвалида, выезжающего из РКС. Постановлением Администрации МО ГО "Инта" от 17.08.2010 истец поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по категории «инвалиды». Постановлением администрации МОГО "Инта" от 15.12.2014 № 12/3486 истец снят с учета в связи с отсутствием установленного Федеральным законом требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.
Оспаривая право истца состоять в очереди на получение социальной выплаты, ответчик ссылается на отсутствие у истца требуемого стажа трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Данная позиция ответчика основана на неправильном толковании закона.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, действующей с 01.01.2012, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 в указанной редакции устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Инвалидам 1 и 2 групп вследствие трудового увечья требований к стажу для получения субсидий законом не предъявляется.
Порядок определения стажа работы инвалидов по общему заболеванию путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени нахождения на пенсии по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлен ст. 5 вышеуказанного закона, в том числе в первоначальной его редакции: "При постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
С 01.01.2012 ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 изложена в следующей редакции: "При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Толкование статей 1, 5 Федерального закона № 125-ФЗ как не допускающее постановку на учет инвалидов I и II групп по общему заболеванию в отсутствие у них 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера по существу означает отказ данной категории граждан в праве на переселение из районов Крайнего Севера в порядке получения социальной выплаты. Такое толкование ставит данную категорию граждан в условия худшие по сравнению с любой другой категорией граждан, в том числе пенсионеров и безработных, для которых допускается суммирование стажа работы со временем нахождения на пенсии и временем проживания в районах Крайнего Севера.
I и II группы инвалидности являются так называемыми «нерабочими». В соответствии с Критериями для установления групп инвалидности, утвержденными Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н, критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Человек с указанными степенями выраженных стойких нарушений функций организма либо вообще лишен возможности трудиться (или трудовая деятельность ему противопоказана), либо может трудиться только в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств.
Таким образом, получение истцом инвалидности 1 группы свидетельствует о том, что истец по не зависящим от него обстоятельствам не имеет возможности выработать требуемый трудовой стаж в районах Крайнего Севера. Отказ истцу в постановке на учет в связи с отсутствием у него 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера противоречит ст. 7, 19, 39 Конституции Российской Федерации, а также смыслу и содержанию Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
На дату подачи заявления о постановке на учет 13.08.2010 истец имел стаж работы районах Крайнего Севера и приравненных местностях (в том числе с 09.01.2002 по 24.05.2002 в г. Ухте, Вуктыльском районе в период отбывания наказания в виде лишения свободы) 9 лет 5 месяцев 23 дня, а также находился на пенсии по инвалидности 5 лет 2 месяца 13 дней (с 01.06.2005). Таким образом, с учетом суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера и периодов нахождения на пенсии по инвалидности стаж истца в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 8 месяцев 6 дней. В связи с отсутствием требуемого 15-летнего стажа на дату постановки на учет истец был поставлен на учет ошибочно, он не имел права состоять на указанном учете. Исковые требования истца о включении его в список граждан на получение социальных выплат с даты постановки на учет 14.08.2010 подлежат отклонению.
В момент постановки на учет истец не был поставлен в известность о недостаточности стажа, через непродолжительный период времени после постановки на учет истец приобрел необходимый стаж и исключение его из очереди не может быть признано обоснованным, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. С 13.08.2010 до 15.12.2014 истец состоял на учете граждан на получение социальных выплат, в том числе и на дату, когда его стаж с учетом нахождения на пенсии по инвалидности достиг 15 лет (07.12.2010). В связи с неправильным определением стажа истца сотрудниками Администрации МО ГО "Инта" ему не было своевременно отказано в постановке на учет, что лишило истца возможности вновь обратиться с заявлением о постановке на учет по достижению необходимого периода нахождения на пенсии по инвалидности. В связи с изложенным суд считает возможным признать за истцом право на получение социальной выплаты по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 07.12.2010.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право Семенова В. Е. на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с датой постановки на учет 07.12.2010.
Семенову В. Е. в иске к администрации МОГО «Инта» возложении обязанности включить в список граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории «инвалиды 1 и 2 групп» с момента постановки на учет 13.08.2010 отказать.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.09.2018.
Судья Л.В.Махнева