УИД 34RS0026-01-2022-000859-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 марта 2023 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилова А.А.,
судей Волковой И.А., Федоренко И.В.,
при секретаре Потемкиной В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-665/2022 по исковому заявлению прокурора Ленинского района Волгоградской области в защиту интересов малолетнего <.......> к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области, индивидуальному предпринимателю Миндриной Наталье Владимировне, комитету ветеринарии Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области
на решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 22 декабря 2022 года, которым с администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области в пользу <.......> лице его законного представителя Авдюхиной Марии Олеговны взыскана компенсация морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения прокурора Еланскова В.В., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор Ленинского района Волгоградской области, действуя в защиту интересов малолетнего <.......> обратился в суд с иском к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области, индивидуальному предпринимателю Миндриной Н.В. о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование требований указав, что прокуратурой Ленинского района на основании обращения Авдюхиной М.О. проведена проверка исполнения требований действующего законодательства по отлову безнадзорных собак на территории г. Ленинска Ленинского муниципального района Волгоградской области, в результате которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ленинского муниципального района и ИП Миндриной Н.В. заключён муниципальный контракт № <...> на проведение мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории поселений Ленинского муниципального района Волгоградской области.
Вместе с тем, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных собак администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области должным образом не реализуются.
По результатам проверки также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Авдюхина М.О. со своим малолетним ребёнком <.......>. находились возле своего домовладения, расположенного по адресу: <.......>, где к ребёнку подбежала безнадзорная собака и укусила его, причинив тем самым телесные повреждения в виде укушенной раны в области лба, а также кожных ссадин лица.
ДД.ММ.ГГГГ <.......> находился на хирургическом лечении, с диагнозом укушенная рана лица (диагноз МКБ – открытая рана других областей головы).
ДД.ММ.ГГГГ <.......>. проводилась вакцинация для профилактики бешенства (КОКАВ).
Принимая во внимание характер причинённых <.......> нравственных страданий, наступивших после укуса безнадзорной собаки, выразившихся в виде психологической травмы для малолетнего, который до настоящего времени испытывает чувства страха и испуга при виде собак, руководствуясь, при этом требованиями разумности и справедливости, прокурор Ленинского района Волгоградской области просил взыскать в <.......>в лице его законного представителя Авдюхиной М.О. с администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области и ИП Миндриной Н.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечён в качестве соответчика комитет ветеринарии Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Ленинского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить, отказав в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьёй 151 ГК РФ.
В силу положений статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
В соответствии со статьёй 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Установленная статьёй 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
В соответствии с установленными требованиями пункта 1789 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путём их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населённых пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путём отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
При этом Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об ответственном обращении с животными) предусмотрены требования по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, а также к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельца, под которой понимается деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Законом об ответственном обращении с животными (статья 3).
Частью 3 статьи 7 Закона об ответственном обращении с животными предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 Закона об ответственном обращении с животными деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Пунктом 7 статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Закона Волгоградской области от 15 июля 2013 года № 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных» (далее по тексту – Закон Волгоградской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных), органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.
Постановлением правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 года № 776-п утверждён Порядок отлова, содержания и уничтожения безнадзорных животных на территории Волгоградской области, по условиям которого утверждается и публикуется ежегодный план отлова безнадзорных животных, а по обращениям (заявкам) физических и юридических лиц отлову подлежат безнадзорные животные, проявляющие агрессию к людям и животным, создающие опасность для дорожного движения, отлов которых производится немедленно, с момента поступления обращений (заявок) от граждан и организаций.
ДД.ММ.ГГГГ между комитетом ветеринарии Волгоградской области и администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области в целях реализации Закона Волгоградской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных заключено соглашение № <...>, предметом которого является предоставление в ДД.ММ.ГГГГ бюджету муниципального образования Ленинского района субвенций из бюджета Волгоградской области на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев (далее по тексту – Соглашение).
Согласно Приложению 1 к Соглашению размер субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными без владельцев бюджету органа местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области за отлов, содержание и выпуск животных без владельцев составил 232400 рублей.
Из письма администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № № <...> в адрес председателя комитета ветеринарии Волгоградской области, следует, что по информации начальника <.......> находится не менее <.......> животных без владельцев (собак), по информации глав городского и сельских поселений – <.......> животных без владельцев (собак).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области и ИПМиндриной Н.В. заключён муниципальный контракт № <...> на оказание услуг по отлову животных без владельцев (собак), их содержанию в приюте для животных и возврату на прежние места обитания на территории Ленинского муниципального района Волгоградской области в количестве <.......> особей (собак).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Авдюхина М.О. со своим малолетним ребёнком <.......> находились возле своего домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, где к ребёнку подбежала безнадзорная собака и укусила его, причинив тем самым телесные повреждения в виде укушенной раны в области лба, а также кожных ссадин лица.
ДД.ММ.ГГГГ <.......> находился на хирургическом лечении, с диагнозом укушенная рана лица (диагноз МКБ – открытая рана других областей головы).
ДД.ММ.ГГГГ <.......> проводилась вакцинация для профилактики бешенства (КОКАВ).
Разрешая требования по существу, установив, что на момент причинения вреда несовершеннолетнему <.......>., обязанность по отлову и содержанию безнадзорных животных была возложена на администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области, суд первой инстанции пришёл к выводу о возложении на администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области обязанности по компенсации <.......>. морального вреда в заявленном размере.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на представленных сторонами доказательствах, при правильно определённых по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по делу аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка, выводов суда они не опровергают, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от исполнения обязанностей, возложенных на неё в силу закона, в том числе с учётом характера и степени общественной опасности допущенного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: