Решение по делу № 2-84/2024 (2-2891/2023;) от 27.06.2023

Дело № 2-84/2024

УИД 23RS0058-01-2023-003391-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2024 г.                                                 г. Сочи

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ткаченко С.С.,

при секретаре судебного заседания Крышталевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Митус Владислава Васильевича к Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», акционерному обществу «Производственное объединение ремонта, обслуживания, содержания и строительства дорог», акционерному обществу «Дорожное эксплуатационное предприятие № 116» о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,

УСТАНОВИЛ:

Митус В.В. обратился в суд с указанным иском к ФКУ Упрдор «Черноморье», АО «ПО РосДорСтрой», АО «ДЭП № 116», в котором, уточнив исковые требования, просит взыскать с ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» стоимость восстановительного ремонта транспортного средства в размере 722 700 рублей; понесенные расходы по оплате госпошлины в сумме                    10 427 рублей, проведение независимой технической экспертизы в сумме 10 000 рублей, оплате судебной экспертизы в размере 18 200 рублей; почтовые расходы за отправку телеграммы в сумме 366,53 рублей и пересылку претензии в сумме 231,64 рублей; расходы по оплате услуг представителя в сумме 35 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что 27 февраля 2023 г. в                                   20 часов 20 минут, он, Митус В.В., управляя транспортным средством Audi A7, <данные изъяты> года выпуска, (VIN) , государственный регистрационный знак , принадлежащем ему на праве собственности, двигаясь со стороны г.Сочи, допустил наезд на выбоину в дорожном покрытии: на проезжей части автодороги Джубга-Сочи 39 км+800 м по направлению в г.Краснодар (крайняя правая полоса), наличие выбоины длина 0,663 м, ширина 0,989 м, глубина 5 см с острыми краями в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р50597-17. Выбоина состояла из двух ям и перед которыми не было никаких предупреждающих знаков и ограждений. При въезде в первую яму он почувствовал, что лопнула покрышка левого переднего колеса, после чего автомобиль попал во вторую яму, почувствовался удар и глухой звук. После этого он остановил транспортное средство и увидел пробитое левое колесо с поцарапанным диском, бампером, треснутой левой передней фарой и вытекающим на проезжую часть моторным маслом. Из-за полученных повреждений транспортное средство не могло передвигаться самостоятельно и было вывезено с места дорожно-транспортного происшествия эвакуатором. В результате данного дорожно-транспортного происшествия вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автодороги, со слов сотрудников, оформлявших происшествие, находящейся в зоне ответственности Краснодарского филиала ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», транспортному средству Audi A7, <данные изъяты> года выпуска,                                               (VIN) , государственный регистрационный знак , причинены повреждения: переднее левое колесо в сборе, передний бампер (левое крепление), имеются скрытые повреждения. Определением от 28 февраля 2023 г. в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Митус В.В. отказано, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что свидетельствует о том, что дорожно-транспортное происшествие произошло не по вине истца. Инспектором ДПС составлен рапорт об обнаружении признаков нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной дороги (улицы). Для определения стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля он обратился к независимому эксперту, который назначил осмотр транспортного средства на 07 марта 2023 г., о чем ответчик был извещен телеграммой, однако, уполномоченного представителя на осмотр не направил. Согласно акту осмотра транспортного средства от                           07 марта 2023 г. установлены повреждения, относящиеся к рассматриваемому событию: бампер передний – повреждение ЛКП, потертость, разрыв в области креплений; подкрылок переднего левого колеса т-разрыв; защита ДВС – деформация металла, счес, задир; фара левая в сборе – раскол в области креплений, царапина корпуса; крышка головки блока цилиндров левая – раскол металла; поперечина коробки передач – раскол металла. Согласно выводам заключения эксперта, стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составляет 449 015,02 рублей, без учета износа –                         698 965,95 рублей. Как указывает истец, после составления акта осмотра, он приступил к частичному ремонту транспортного средства в ходе которого обнаружил вышедшие из строя подушки двигателя, которые приобрел и заменил. При разборе двигателя стала понятна причина выхода из строя крышки головки блока цилиндров: на одном из клапанов вылетели пружины (рокеры) и пробили ее. Остальные рокеры вышли из строя и их пришлось менять полностью. 17 мая 2023 г. в адрес ответчика была направлена претензия с просьбой в срок до 31 мая 2023 г. возместить материальный ущерб в сумме 698 965,95 рублей и компенсировать расходы в сумме                                10 366,53 рублей. Однако ответа на претензию не получено, материальный ущерб ответчиком не возмещен. В реестре дорог собственником федеральной автомобильной дороги А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия, указано ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства». Требование о взыскании ущерба заявлено на основании статей 15, 151, 1064, 1100 ГК РФ.

В представленных в материалы дела письменных возражениях на исковое заявление ответчик – ФКУ Упрдор «Черноморье» указывает, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия принадлежит на праве оперативного управления ФКУ Упрдор «Черноморье». В соответствии с государственным контрактом от 04 июня 2018 г. автомобильная дорога передана на содержание подрядной организации                                                     АО «ПО РосДорСтрой». Участки автомобильных дорог, переданные                               АО «ПО РосДорСтрой», находятся в ведении данной организации на весь период оказания услуг по содержанию (срок оказания услуг по контракту по 30 июня 2023 г.). На основании указанного контракта ФКУ Упрдор «Черноморье» поручает и оплачивает, а АО «ПО РосДорСтрой» принимает на себя обязательства по выполнению комплекса услуг по содержанию автодорог в пределах полосы отвода, и достижению заданного уровня содержания в соответствии с Техническим заданием на оказание услуг по содержанию дорог, в целях обеспечения круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, обеспечения разрешенного скоростного режима, а также непрерывности безопасности и удобства движения пользователей участка автомобильной дороги. Предметом государственного контракта является обязанность АО «ПО РосДорСтрой» поддерживать требуемый уровень содержания для обеспечения безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств и безопасность дорожного движения на автомобильной дороге в пределах отвода, не допускать возможности совершения ДТП с сопутствующими условиями, связанными с недостаточным (некачественным) выполнением исполнителем своих обязательств по контракту, за наличие на обслуживаемом участке автомобильной дороги ДТП по сопутствующим дорожным условиям (по вине исполнителя), уплатить штраф за каждое ДТП. В пункте 13.8 контракта указано, что исполнитель несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествии, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий. Исполнитель обязан возместить заказчику убытки, связанные с травмами или ущербом, нанесенным третьим лицам, возникшей вследствие невыполнения и/или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по контракту или вследствие нарушения имущественных или интеллектуальных прав. Считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Определением Хостинского районного суда г.Сочи от 12 июля 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество «Производственное объединение ремонта, обслуживания, содержания и строительства дорог» (АО «ПО РосДорСтрой).

Также, определением Хостинского районного суда г.Сочи от                                              01 августа 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено                      АО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 116».

Истец Митус В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного слушания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика - ФКУ Упрдор «Черноморье» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного слушания извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания, о рассмотрении дела в отсутствие, от указанного лица не поступило.

Представитель ответчика АО «ПО РосДорСтрой» и АО «ДЭП-116», по доверенности Гуляева В.В., в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного слушания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования, с учетом их уточнения, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или/договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также не полученные доходы (упущенная выгода).

Как следует из материалов ела и установлено судом, 27 февраля 2023 г. в 20 часов 20 минут, Митус В.В., управляя транспортным средством Audi A7, <данные изъяты> года выпуска, (VIN) , государственный регистрационный знак , принадлежащем ему на праве собственности, двигаясь со стороны г.Сочи, допустил наезд на выбоину в дорожном покрытии: на проезжей части автодороги Джубга-Сочи 39 км+800 м по направлению в г.Краснодар (крайняя правая полоса), наличие выбоины длина 0,663 м, ширина 0,989 м, глубина 5 см с острыми краями в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р50597-17.

Выбоина состояла из двух ям и перед которыми не было никаких предупреждающих знаков и ограждений. Из-за полученных повреждений транспортное средство не могло передвигаться самостоятельно и было вывезено с места дорожно-транспортного происшествия эвакуатором. В результате данного дорожно-транспортного происшествия вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия автодороги, транспортному средству Audi A7, <данные изъяты> года выпуска, (VIN) , государственный регистрационный знак , причинены повреждения: переднее левое колесо в сборе, передний бампер (левое крепление), имеются скрытые повреждения.

Определением от 28 февраля 2023 г. в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Митус В.В. отказано, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что свидетельствует о том, что дорожно-транспортное происшествие произошло не по вине истца.

Инспектором ДПС составлен рапорт об обнаружении признаков нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной дороги (улицы).

Для определения стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля истец обратился к независимому эксперту, который назначил осмотр транспортного средства на 07 марта 2023 г., о чем ответчик был извещен телеграммой, однако уполномоченного представителя на осмотр не направил.

Согласно акту осмотра транспортного средства от                                          07 марта 2023 г., установлены повреждения, относящиеся к рассматриваемому событию: бампер передний – повреждение ЛКП, потертость, разрыв в области креплений; подкрылок переднего левого колеса т-разрыв; защита ДВС – деформация металла, счес, задир; фара левая в сборе – раскол в области креплений, царапина корпуса; крышка головки блока цилиндров левая – раскол металла; поперечина коробки передач – раскол металла. Из выводов заключения эксперта следует, что стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составляет 449 015,02 рублей, без учета износа –                         698 965,95 рублей.

В связи с возникшими разногласиями о размере ущерба причиненного автомобилю истца, по ходатайству ответчика судом назначена судебная комплексная автотехническая, трассологическая, оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «ДИ ТРАСО».

Согласно выводов судебной экспертизы от                                   31 января 2024 г., исходя из административных материалов, фотоматериала, схемы места дорожно-транспортного происшествия размеров выбоины на участке автомобильной дроги А 147 Джубга-Сочи 39 км+800 м на дату дорожно-транспортного происшествия 27 февраля 2023 г. составляла: длина – 0,663 м, ширина – 0,989 м, глубина – 5 см. Наличие и размеры выбоины на автомобильной дороге А 147 Джубга-Сочи 39 км+800 м превышают максимально допустимые, что не отвечает нормативному содержанию дорог.

В ходе исследования повреждений автомобиля Audi A7, <данные изъяты> года выпуска, (VIN) , государственный регистрационный знак , зафиксированных в определении от                                      ДД.ММ.ГГГГ, заключения эксперта , акта осмотра                               от 07 марта 2023 г, а также сравнительного исследования повреждений, их локализации, механизма и характера образования, с учетом размеров, конфигураций, жесткости и твердости элементов дорожного покрытия, перечисленные совпадающие признаки устойчивы, существенны и составляют совокупность, достаточную для вывода о том, что между заявляемыми повреждениями в передней части автомобиля Audi A7, государственный регистрационный знак имеется причинно-следственная связь между ненормативным содержанием дорог с наступившими последствиями.

Сравнение полного остановочного пути автомобиля Audi A7, государственный регистрационный знак под управлением водителя Митус В.В. с его удалением от места наезда в момент возникновения опасности для движения, позволяет утверждать, что в данной дорожной обстановке водитель автомобиля Audi A7, государственный регистрационный знак Митус В.В. не имел технической возможности путем торможения предотвратить данное дорожно-транспортное происшествие (наезд автомобиля на препятствие), так как полный остановочный путь автомобиля (82 м) в данной ситуации больше его расстояния (удаления) от места наезда в момент возникновения опасности для движения (0 м, см исходные данные), и полная остановка автомобиля произошла бы после наезда на препятствие на проезжей части, а именно выбоину.

Экспертом сделан вывод о том, что в ходе исследования повреждений автомобиля Audi A7, (VIN) , государственный регистрационный знак зафиксированных в определении от 28 февраля 2023 г., заключения эксперта , акта осмотра от 07 марта 2023 г, а также сравнительного исследования повреждений, их локализации, механизма и характера образования, с учетом размеров, конфигураций, жесткости и твердости элементов дорожного покрытия, перечисленные совпадающие признаки устойчивы, существенны и составляют совокупность, достаточную для вывода о том, что между заявляемыми повреждениями в передней части автомобиля Audi A7, государственный регистрационный знак имеется причинно-следственная связь между ненормативным содержанием дорог с наступившими последствиями, данные повреждения могли образоваться при обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия от 27 февраля 2023 г., заявляемых его участником, в результате которого автомобилем Audi A7, государственный регистрационный знак могли быть получены следующие механические повреждения: диск переднего левого колеса, шина переднего левого колеса, подкрылок переднего левого колеса, фара левая, защита ДВС, крышка головки блока цилиндров левая, поперечина коробки передач. На переднем бампере образована потертость, повреждение ЛКП, разрушено крепление.

Установить механические повреждения, полученные автомобилем                    Audi A7, государственный регистрационный знак при дорожно-транспортном происшествии от 16 мая 2023 г. не представляется возможным.

С технической точки зрения стоимость восстановительного ремонта без учета износа на заменяемые детали, узлы и агрегаты автомобиля Audi A7, государственный регистрационный знак , на дату дорожно-транспортного происшествия 27 февраля 2023 г., с учетом округления составляет 722 700 рублей.

Стороны выводы экспертного заключения ООО «ДИ ТРАСО» не оспорили, доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представили.

Экспертное заключение судебной экспертизы судом оценивается в качестве надлежащего, допустимого доказательства, обоснованность и достоверность которого не вызывает сомнений.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы эксперта, поскольку экспертиза в целом проведена с соблюдением установленного процессуального порядка лицами, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Экспертному исследованию был подвергнут необходимый и достаточный материал, методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на основе исследования выводы, обоснованы, соответствуют обстоятельствам дела. Таким образом, заключение эксперта подробно мотивировано, содержит выводы по поставленным вопросам и их обоснование, наличие противоречий в выводах эксперта не усматривается, оснований сомневаться в правильности и достоверности выводов, изложенных в заключении, не имеется.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, установленный судебной экспертизой размер материального ущерба причиненного транспортному средству Audi A7, государственный регистрационный знак составил 722 700 рублей и подлежит взысканию в судебном порядке в пользу истца.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г.                         № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Из п. 13 Основных положений о допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, следует, что должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог обязаны содержать дороги в безопасном для движении состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения об ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В силу ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», запрещается распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания, автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.                                 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от                                                     17 ноября 2010 г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (с изменениями и дополнениями) автодорога А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия (идентификационный номер автодороги № (М-27 Джубга - Сочи до границы с Республикой Грузия (на Тбилиси. Баку) - учетные номера автомобильных дорог и их наименования, которые могут применяться до 31 декабря 2017 года включительно) входит в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Автомобильная дорога А-147 Джубга-Сочи 167 км, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Черноморье».

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации - дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 7.3.25 Государственного контракта от 04 июня 2018 г.                  исполнитель – АО «ПО «РосДорСтрой» обязан организовать дорожно-патрульную службу и ежедневный (без исключения выходных и праздничных дней) мониторинг этой службой состояния автодорог с ведением Журнала ежедневных осмотров. Исполнитель обязан ежедневно, а при неблагоприятных и особо неблагоприятных условиях погоды - круглосуточно, производить патрулирование и постоянное наблюдение за состоянием дорог с целью принятия оперативных мер по предупреждению возможных причин ограничения и прекращения движения, дорожно-транспортных происшествий, устранения мелких повреждений элементов Объекта и ликвидации возникших препятствий для движения.

Согласно п. 7.3.39 государственного контракта, исполнитель обязан обеспечить на Объекте выполнение мероприятий по технике безопасности, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности и других норм безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды зеленых насаждений и земли, требований природоохранного законодательства, законодательства по охране и сохранению среды обитания водных биологических ресурсов с проведением необходимых согласований и получением разрешений, в т.ч. нормативов допустимого сброса, разрешений на сброс в водные объекты, решений на пользование водными объектами, разрешения на выбросы, лимитов на размещение отходов и др. предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7.3.66 Государственного контракта, в случае неисполнения исполнителем, установленных Федеральным законом от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Постановлением Правительства от 14 сентября 2016 № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» требований, исполнитель несет полную ответственность.

Согласно 5.1.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст), проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов <2>, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства, за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов. Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения, с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.

Согласно 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки: отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв.м, равной или более, категория дороги 1А, не более 1 суток; повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, категория дороги 1А, 1Б, 1В, не более 5 суток.

Согласно 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 суток с момента обнаружения.

Как указано выше, 27 февраля 2023 г. в 20 часов 20 минут имело место быть дорожно-транспортное происшествие, в результате которого Митус В.В., управляя транспортным средством Audi A7, <данные изъяты> года выпуска,                             (VIN) , государственный регистрационный знак , принадлежащем ему на праве собственности, двигаясь со стороны г.Сочи, допустил наезд на выбоину в дорожном покрытии: на проезжей части автодороги Джубга-Сочи 39 км+800 м по направлению в г.Краснодар (крайняя правая полоса), наличие выбоины длина 0,663 м, ширина 0,989 м, глубина 5 см с острыми краями в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р50597-17.

Согласно выводов судебной экспертизы от                                                31 января 2024 г., исходя из административных материалов, фотоматериала, схемы места дорожно-транспортного происшествия размеров выбоины на участке автомобильной дроги А 147 Джубга-Сочи 39 км+800 м на дату дорожно-транспортного происшествия 27 февраля 2023 г. составляла: длина – 0,663 м, ширина – 0,989 м, глубина – 5 см. Наличие и размеры выбоины на автомобильной дороге А 147 Джубга-Сочи 39 км+800 м превышают максимально допустимые, что не отвечает нормативному содержанию дорог.

В соответствии с договором оказания услуг от 31 декабря 2019 г.                      , заключенного между АО «ПО РосДорСтрой» (Заказчик) и                     АО «ДЭП-116» (Исполнитель), АО «ДЭП-116» приняло на себя обязательства оказывать услуги по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения: А-147 Джубга-Сочи - граница с Республикой Абхазия км 1-048 - км 212+470.

Таким образом, АО «ДЭП-116», являясь ответственным за содержание         дороги А-147 «Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия» 167 км, не обеспечило необходимые условия для безопасной эксплуатации дороги, надлежащим образом не исполнило обязанность по содержанию дорожного полотна, в частности, устранение дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей, вследствие чего, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Audi A7, <данные изъяты> года выпуска, (VIN) , государственный регистрационный знак повлекшее за собой причинение имущественного вреда Митус В.В., поэтому исковые требования истца подлежат удовлетворению с учетом заключения эксперта от 31 января 2024 г. в размере 722 700 рублей.

В удовлетворении исковых требований к ФКУ Упрдор «Черноморье» суд отказывает, ввиду следующего.

Правительством Российской Федерации 30 июня 2005 г. принято Постановление № 406 «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном правлении федеральных государственных учреждений», согласно которому федеральные автомобильные дороги общего пользования закрепляются на праве оперативного правления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении федерального дорожного агентства.

Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г.                      № 374 закреплено, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Предметом деятельности ФКУ Упрдор «Черноморье», согласно Устава, является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.

В соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФКУ Упрдор «Черноморье» принимает обязательство по выполнению части функций государственного заказчика на утвержденный объем работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, находящихся на балансе, а также выполнению работ по содержанию федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

Таким образом, обеспечение надлежащего содержания находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Черноморье» автомобильных дорог общего пользования федерального значения достигается, в том числе посредством размещения государственных заказов, заключения государственных контрактов в пределах проведенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление контроля над надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам.

В соответствии с пунктом 13.8 государственного контракта от                                      04 июня 2018 г. исполнитель - подрядная организация                             АО «ПО РосДорСтрой» несет административную, гражданско-правовую и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий, за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

В удовлетворении исковых требований к АО «ПО РосДорСтрой» суд отказывает, ввиду следующего.

Между АО «ПО РосДорСтрой» (Заказчик) и АО «ДЭП-116» (Исполнитель), заключен договор оказания услуг от                                   31 декабря 2019 г. Предметом договора предусмотрены обязательства Исполнителя по заданию Заказчика оказывать услуги по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения: А-147 Джубга-Сочи - граница с Республикой Абхазия км 1-048 — км 212+470…(п. 1.1 Договора).

Согласно п. 10.4 Договора оказания услуг ущерб, нанесенный третьему лицу, имуществу третьего лица действием или бездействием Исполнителя, связанным с оказанием услуг, возмещается Исполнителем.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Полученное истцом для обращения в суд заключение специалиста о размере ущерба, относится к письменным доказательствам по делу (ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и представлено стороной истца в подтверждение обоснованности предъявленных требований (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также служило основанием определения размера исковых требований (ст. 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, расходы истца на составление необходимого для дела заключения специалиста в досудебном порядке относятся к судебным, возмещение которых при разрешении спора по существу производится в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истцом в связи с подачей и рассмотрением настоящего спора понесены расходы на производство независимой экспертизы в сумме 10 000 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 18 200 рулей, по оплате государственной пошлины в сумме 10 427 рублей, почтовые расходы –                       366,53 рублей и 231,64 рублей, подтвержденные документально, которые подлежат возмещению ответчиком.

В соответствие со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец также просит суд взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме 35 000 рублей.

При решении вопроса о сумме расходов на оплату услуг представителя суд учитывает категорию данного дела, длительность его рассмотрения, объём защищаемого права, в том числе и по формированию правовой позиции, собиранию доказательств, составлению процессуальных документов, количеству судебных заседаний, в которых участвовал представитель, и считает, что подлежат взысканию расходы в сумме 25 000 рублей.

Кроме того, от экспертной организации – ООО «Ди Трасо», проводившей судебную экспертизу, поступило ходатайство о возмещении расходов на проведение экспертизы в размере 18 200 руб.

Таким образом, суд в соответствии с положениями ст.ст. 96, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ считает необходимым взыскать с ответчика АО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 116» в пользу ООО «Ди Трасо» компенсацию расходов на поведение судебной экспертизы в размере 18 200 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Митус Владислава Васильевича (паспорт серии ) к Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», акционерному обществу «Производственное объединение ремонта, обслуживания, содержания и строительства дорог», акционерному обществу «Дорожное эксплуатационное предприятие № 116» о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием – удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие № 116» в пользу Митус Владислава Васильевича (паспорт серии ) стоимость восстановительного ремонта транспортного средства в размере 722 700 (семьсот двадцать две тысячи семьсот) рублей; понесенные расходы по оплате госпошлины в сумме 10 427 (десять тысяч четыреста двадцать семь) рублей, за проведение независимой технической экспертизы в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей, по оплате судебной экспертизы в размере 18 200 (восемнадцать тысяч двести) рублей; почтовые расходы за отправку телеграммы в сумме 366 (триста шестьдесят шесть) рублей 53 копейки и пересылку претензии в сумме 231 (двести тридцать один) рубль 64 копейки; расходы по оплате услуг представителя в сумме                      25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Взыскать с акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие № 116» в пользу ООО «Ди Трасо» расходы по оплате судебной комплексной строительно-технической, оценочной экспертизы в размере                  18 200 рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет                                      ООО «Ди Трасо».

В исковых требованиях к Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», акционерному обществу «Производственное объединение ремонта, обслуживания, содержания и строительства дорог» - отказать.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Хостинский районный суд города Сочи в течение месяца.

Председательствующий:           С.С. Ткаченко

На момент публикации не вступило в законную силу

2-84/2024 (2-2891/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Митус Владислав Васильевич
Ответчики
АО "Дорожное эксплуатационное предприятие № 116"
АО ПО "Росдорстрой"
ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Подготовка дела (собеседование)
28.07.2023Подготовка дела (собеседование)
01.08.2023Подготовка дела (собеседование)
15.08.2023Подготовка дела (собеседование)
15.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.09.2023Предварительное судебное заседание
13.11.2023Производство по делу возобновлено
21.11.2023Предварительное судебное заседание
20.02.2024Производство по делу возобновлено
20.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
04.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.05.2024Судебное заседание
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее