Дело №2 –1522/2022
76RS0008-01-2022-002120-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2022 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Бородиной М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Посохиным С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский» об обязании оборудовать контейнерную площадку ограждением,
УСТАНОВИЛ:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Переславский районный суд Ярославской области с иском к Администрации городского округа города Переславля-Залесского, просит обязать ответчика в срок до 01 октября 2023 года в соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 установить ограждение мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории городского округа город Переславль-Залесский, а именно между д. Рушиново и д. Одерихино (координаты 56.869640, 39.147396).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город Переславль-Залесский. Место накопления ТКО между д. Рушиново и д. Одерихино с координатами 56.869640, 39.147396, не оборудовано в соответствии с санитарными правилами, отсутствует ограждение. Указанные факты являются нарушением требований ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений…», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также ведение их реестра в соответствии п.24 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отнесено к вопросам местного значения городских округов. В целях устранения указанных нарушений, Ярославским межрайонным природоохранным прокурором 20 июля 2022 года внесено представление, требования которого в установленный законом срок не исполнены.
В судебном заседании помощник Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Чернов Е.А. требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Указал, что надлежащими ответчиками по делу являются администрация г.о. г. Переславль-Залесский и МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский, исходя из возложенных полномочий.
Представитель администрации городского округа город Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, представили отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения иска возражали.
Определением суда МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» привлечено в качестве соответчика. Представитель в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, в адрес суда направил письменный отзыв, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Заслушав процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Охрана окружающей среды – деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Помимо этого, органы местного самоуправления должны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела установлено, что помощником Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Черновым Е.А. с участием государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Ярославской области С. в присутствии представителей администрации города Переславля-Залесского 14 июля 2022 года проведена проверка. При обследовании контейнерной площадки по дороге в д. Одерихино установлено, что контейнерная площадка не оборудована, нет ограждения, место для КБО не организовано. Бытовые отходы и мусор размешены на почве (географические координаты 56.869676, 39.147568) (справка, л.д. 7).
По результатам проверки Ярославским межрайонным природоохранным прокурором Администрации городского округа город Переславль-Залесский внесено представление (л.д. 10-14). Требования прокурора, указанные в представлении, исполнены не были. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п. 3. ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 3. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений …» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Контейнерная площадка для сбора ТКО по адресу: Ярославская область, Переславский район, между д. Рушиново и д. Одерихино, включена в реестр мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, сформированный органом местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». Площадка оснащена четырьмя контейнерами (2 контейнера объемом 0,8 м3 и 2 контейнера объемом 0,75 м3). Контейнерная площадка имеет асфальтовое основание, но не имеет ограждения с трех сторон (л.д. 15-16, 9).
Факт включения контейнерной площадки по адресу: Ярославская область, Переславский район, между д. Рушиново и д. Одерихино в соответствующий реестр мест для накопления твердых бытовых отходов, несоответствие контейнерной площадки требованиям законодательства Российской Федерации, ответчиками не оспариваются.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении ответчиками требований ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
Отсутствие оборудованной контейнерной площадки по адресу: Ярославская область, Переславский район, между д. Рушиново и д. Одерихино, может привести к загрязнению окружающей среды (почвы, почвенных вод); способствует попаданию в почву продуктов гниения, разложения, которые поступают в грунтовые воды.
Бездействие ответчиков по непринятию мер, направленных на выполнение требований законодательства, нарушают гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования прокурора подлежат удовлетворению к обоим ответчикам, поскольку администрация городского округа является органом местного самоуправления городского округа, в силу положений Федерального закона №131-ФЗ обязана принимать решения по вопросам местного значения, отнесенных к её компетенции, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» является органом, уполномоченным на принятие решений о согласовании или отказе в согласовании создания мест накопления твердых бытовых отходов, ведение реестра мест накопления твердых бытовых отходов, реализует полномочия администрации в сфере коммунального хозяйства, благоустройства, охраны окружающей среды.
Заявленный процессуальным истцом срок исполнения решения суда является разумным, учитывает характер и объем работ, необходимых для устранения выявленных недостатков, время, необходимое для выполнения работ, соответствует условиям статьи 206 ГПК РФ. Возможность организовать проведение работ в течение заявленного периода ответчиками не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г.о. г. Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727, ИНН 7608004065), МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский (ОГРН 1107608000653, ИНН 7608017233) удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. г. Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727, ИНН 7608004065), МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесский (ОГРН 1107608000653, ИНН 7608017233) в срок до 01 октября 2023г. оборудовать контейнерную площадку по адресу: Ярославская область, г.о. г. Переславль-Залесский, между д. Рушиново и д. Одерихино (координаты 56.869640, 39.147396) ограждением.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 ноября 2022г.
Судья Бородина М.В.