Дело № 2-1521/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2019г. г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Глущенко В.Н.
при секретаре Сенцовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Соколовой Н. В. к Администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему 23 лет, не обратившемуся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Соколова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему 23 лет, не обратившемуся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование требований указано, что Соколова Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в Кировском районе Красноярского края. Родителями указаны ФИО1 и ФИО2. Родители в браке не состояли, сведения об отце вписаны со слов матери. Сведения об отце не известны, мать решением Кировского районного суда г. Красноярска от 28.02.2001 лишена родительских прав в отношении Соколовой Н.В. до совершеннолетия судьбой дочери не интересовалась. Постановлением Администрации Кировского района г. Красноярска № от 30.11.1993 Соколова Н.В. определена в детское государственное учреждение. Постановлением Администрации г. Минусинска Красноярского края №-п от 08.09.2008 над Соколовой Н.В. установлена опека. С 06.07.2000 по 19.07.2011 Соколова Н.В. училась и воспитывалась в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С заявлением на постановку на очередь на предоставление жилья обращалась в Администрацию г. Красноярска до достижения возраста 23 лет, однако ответы не сохранились. В настоящий момент проживает в г. Краснодаре, является нанимателем жилого помещения без права на предоставление жилой площади. На обращение в Министерство труда и социального развития Краснодарского края, получен ответ, из которого следует, что при наличии судебного решения и соответствующего перечня документов, Соколова Н.В. вправе обратиться с заявлением о включении в список в управление по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодара.
На основании изложенного, Соколова Н.В. просит суд восстановить ей пропущенный срок на постановку на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и признать за ней право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему 23 лет, не обратившемуся до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении требований, полагая их законными и обоснованными.
Представитель истицы Бегляк С.В. поддержал исковые требования, просил признать уважительной причину пропуска срока постановки на учет и признать за Соколовой Н.В. право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилым помещениях по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город Краснодар – Атагой Н.С. возражала против удовлетворения требований согласно доводам, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения относительно исковых требований, просил в иске отказать.
Представитель 3-го лица Управления по вопросам семьи и детства Администрации МО г. Краснодара Тлеуж Р.Ш. против удовлетворения иска возражал, полагая, что оснований для восстановления срока на обращение с заявлением о постановке на учет не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, Соколова Н. В. родилась ДД.ММ.ГГГГ и является сиротой, в связи с тем, что её мать, ФИО2, не состоявшая в браке, решением Кировского районного суда г. Красноярска от 28.02.2001 лишена родительских прав. Отец, которого истица не знала, в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
Справкой № от 26.08.2011 подтверждается факт о том, что Соколова Н.В. проживала и обучалась с 06.07.2000 по 08.09.2008 в краевом государственном казенном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» и находилась на полном государственном обеспечении. Выбыла под опеку согласно постановлению администрации г. Минусинска № 1428-п от 08.09.2008.
Извещением об установлении диагноза у детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 18.05.2000, у Соколовой Н.В. установлена <данные изъяты>
Указанное также подтверждается выпиской из протокола № Краевой психолого-медико-педагогической комиссии г. Красноярска от 18.05.2000.
Согласно справки № от 18.02.2019, выданной Администрацией Кировского района в г. Красноярске, Соколова Н.В. по состоянию на 06.02.2010 относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно информации из ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по г. Краснодару по состоянию на 12.10.2018, собственником какого-либо недвижимого имущества истица не является, сведения об участии в приватизации отсутствуют.
Кроме того, справкой, выданной Восточно-Сибирским филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», подтверждается, что собственником какого-либо недвижимого имущества Соколова Н.В. не является, сведения об участии в приватизации отсутствуют.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю следует, что у Соколовой Н.В. отсутствуют зарегистрированные права на недвижимое имущество.
Из выписки из лицевого счета жилого помещения частного жилого фонда от 05.10.2018 следует, что Соколова Н.В. проживает с 05.10.2018 в <адрес> в г. Краснодаре, в которой является квартирантом.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержатся и в Законе Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Исходя из приведённых норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Краснодарского края, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет, указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учёт, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела усматривается, что Соколова Н.В. родилась в г. Красноярске и воспитывалась в государственных учреждениях Красноярского края, в 2016 году прибыла на постоянное место жительство в Краснодарский край.
С заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган администрации муниципального образования г. Краснодар в установленном порядке истица обратилась после достижения 23 лет.
Как пояснила Соколова Н.В. в судебном заседании, о своем праве на получение жилого помещения ей известно не было, опекуны, а также ни одно из учреждений, в которых она воспитывалась и обучалась, постановкой ее на квартирный учет не занималось, возможность получить жилье на льготных условиях ей не разъяснялась, в связи с чем, было нарушено ее право на обеспечение жильем.
Одной из причин, которая может быть признана судом уважительной, относится состояние здоровья лица, имеющего право на обращение с заявлением, которое объективно препятствовало обращению с таким заявлением в установленный законом срок с 18 до 23 лет.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что у Соколовой Н.В. имеется заболевание – умственная отсталость легкой степени, которая не позволяет ей в полной мере осознавать происходящее.
В связи с чем, суд находит возможным признать уважительной причину пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, поскольку заболевание Соколовой Н.В. объективно не позволяло ей встать на учет нуждающихся в жилом помещении в установленный законом срок.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание, что истцом пропущен срок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории граждан по уважительной причине, суд считает необходимым удовлетворить требования искового заявления в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.02.2019.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░