дело № 3а-216/2019 (№ 33а-3837/2019) судья Голомидова И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Юрковой Т.А.,
судей Дорохина О.М., Семеновой Т.Е.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Юрковой Т.А. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Коновалова Владимира Петровича на решение Тульского областного суда от 05 августа 2019 г. делу по административному иску Коновалова Владимира Петровича к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Исследовав доказательства в письменной форме, судебная коллегия,
установила:
Коновалов В.П. обратился в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером № общей площадью 430,09 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 9574546 рублей 20 копеек по состоянию на 17.02.2014.
В судебное заседание административный истец Коновалов В.П., его представитель по доверенности Никитина Е.И., представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра», правительства Тульской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, заинтересованного лица администрации г. Тулы не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Решением Тульского областного суда от 05 августа 2019 г. постановлено:
административные исковые требования Коновалова Владимира Петровича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № общей площадью 430,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 9 574 546 рублей 20 копеек по состоянию на 17.02.2014 года.
Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для исчисления налоговой базы в отношении указанного объекта недвижимости за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Датой подачи Коноваловым В.П. заявления о пересмотре оспариваемой кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости является день обращения указанного лица в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области - 29 февраля 2016 года.
В апелляционной жалобе административный истец Коновалов В.П. просит решение суда изменить в части указания даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в суд на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 07.10.2015.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом путем направления судебного извещения по указанным данными лицами адресам в порядке ст. 96 КАС РФ.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.
Лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Таким образом, в силу действующего процессуального законодательства обязанность сообщить суду о причинах неявки и представить доказательства их уважительности лежит на лицах, участвующих в деле.
Поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства уважительности причин неявки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, представленные до начала судебного разбирательства дела, учитывая, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка данных лиц не является обязательной и не признана судом обязательной, судебная коллегия рассматривает административное дело на основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 7 ст. 150 КАС в отсутствие неявившихся лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Закон об оценочной деятельности, регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3).
Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Пунктами 3 и 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. № 388), установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости методом массовой оценки, под которой понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
В силу требований главы III.1 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости, отраженные в соответствующем отчете, подлежат утверждению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, затем внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 7, 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», после чего обязательны к применению для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Кроме того, кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть определена в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости. В таком случае, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Поскольку, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а также возможность определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в том случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности лиц, владеющих объектом недвижимости.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ (ст. 400 Налогового кодекса РФ), к которому в том числе, относятся иное здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования (п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом для расчета налога на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса РФ), следовательно, налоговый период определяется с 01 января по 31 декабря соответствующего года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Коновалов В.П. являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером № общей площадью 430,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
08.02.2019 указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета.
Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи недвижимого имущества от 17.12.2013, свидетельством о государственной регистрации права от 20.01.2014 71-АД №, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.11.2018, 04.08.2015, от 18.06.2019 и от 21.06.2019, и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 17.02.2014 в соответствии с актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 14.07.2014, оформленным органом кадастрового учета в соответствии с п. 3.2 Порядка по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113, путем умножения площади объекта на удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный постановлением правительства Тульской области от 24.12.2012 № 766 и составила 13110477 рублей 22 копейки; внесена в ЕГРН 14.07.2014.
Постановлением правительства <адрес> от 12.09.2016 № 414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тульской области по состоянию на 15.07.2015.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № утверждена постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 по состоянию на 15.07.2015 в размере 19808240 рублей 31 копейки (внесена в государственный кадастр недвижимости 24.12.2016), что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.06.2019 № 71/ИСХ/19-308634. Указанная кадастровая стоимость подлежит применению при налогообложении с 01.01.2017.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутого помещения административный истец обратился в <...>
В соответствии с отчетом <...> № 16642 от 26.04.2016 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 17.02.2014 составляет 9574546 рублей 20 копеек.
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, Коновалов В.П. обратился в суд за ее оспариванием.
В ходе судебного разбирательства дела судом по инициативе административного истца назначена и проведена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета <...> об оценке № 16642 от 26.04.2016 требованиям законодательства и установления рыночной стоимости объекта, проведение которой поручено эксперту <...>
Согласно экспертному заключению № 271/2019 от 22.07.2019 отчет <...> № 16642 от 26.04.2016 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартам и правилам оценочной деятельности, а рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная в названном отчете, подтверждается.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 62, 84, 245 КАС РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, установил кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № в размере, определенной на основании отчета <...> №16642 от 26.04.2016 в размере 9574546 рублей 20 копеек, по состоянию на 17.02.2014.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, равно как и оснований для переоценки изложенных доказательств, поскольку они сделаны в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, судебная экспертиза выполнена компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основаны на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Вместе с тем, определяя дату подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд указал ее как день обращения Коновалова В.П. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области - 29.02.2016.
В п. 25 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (ст. 248, ч. 3 ст. 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что Коноваловым В.П. получена кадастровая справка о кадастровой стоимости принадлежащего ему имущества от 06.08.2015, согласно которой датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, являлась 14.07.2014.
На основании сведений, указанных в данной справке от 06.08.2015 <...> составил отчет №16642, где рыночная стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 14.07.2014.
С целью реализации своего права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости 07.10.2015 Коновалов В.П. в порядке ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 №П/321 в Тульской области при территориальном органе в Тульской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, приобщив к нему необходимый пакет документов, в том числе отчет № 16642 об оценке, составленный 01.10.2015 оценщиком <...> по состоянию на 14.07.2014.
Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области от 16.10.2015 за №02/10-12442 Коновалову В.П. отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с тем, что им не представлен отчет об оценке, содержащий сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость – 17.02.2014.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от 06.08.2015 дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости указана дата 14.07.2014, при этом в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости указана как 17.02.2014.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы Коновалова В.П., что поданное 07.10.2015 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости не принято к рассмотрению в связи с технической ошибкой ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в кадастровой справке о кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости от 06.08.2015, а не в связи с недостатками, допущенными им при предъявлении заявления от 07.10.2015.
В соответствии с положениями ст. 403 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ и действующей на момент обращения Коновалова В.П. в суд) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пункт 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Исходя из положений ст. ст. 5, 403 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость объекта недвижимости на основании постановления правительства Тульской области от 24.12.2012 № 766 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» подлежала применению до 31.12.2016 года.
В силу п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на возврат излишне взысканного с него налога, которое в соответствии с п. 2 данной статьи может быть реализовано путем обращения в суд в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.
Из письма Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области от 25.11.2019, а также представленного налогового уведомления № от 02.11.2018 следует, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № Коновалову В.П. исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год.
Принимая во внимание, что Коновалов В.П. в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса РФ имеет право на возврат излишне взысканного с него налога, рассчитанного, по его мнению, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости размер которой значительно превышает его рыночную стоимость, по вопросу о пересмотре кадастровой стоимости обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на дату обращения в которую, он имел право на применение результатов такого пересмотра, в том числе, для целей налогообложения, судебная коллегия считает необходимым изменить решение Тульского областного суда от 05.08.2019 в части указания даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, указав ее как дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, – 07.10.2015, а также периода, в который применяется установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 71:30:030802:1807 для исчисления налоговой базы - с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Тульского областного суда от 05 августа 2019 г. изменить в части указания даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, указав ее как дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 07 октября 2015 г., а также периода применения кадастровой стоимости - с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г.
В остальной части решение Тульского областного суда от 05 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Коновалова Владимира Петровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи