Судья Полянская Т.Г. дело № 33-7705/20 (№ 2-1630/20)
УИД 22RS0015-01-2020-002210-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2020 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Алиева Г.Г. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 9 июля 2020 года по делу
по иску Алиева Г.Г. к Гренинг З. А., Сивцовой М. П. о признании недействительным соглашения о разделе земельного участка.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алиев Г.Г. обратился в суд с иском к Гренинг З.А., Сивцовой М.П. о признании недействительным соглашение от ДД.ММ.ГГ о разделе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Гренинг З.А. и Сивцовой М.П.
В обоснование требований Алиев Г.Г. указал, что в марте 2020 года из искового заявления Гренинг З.А. о сносе самовольных строений, восстановлении земельного участка, возложении обязанности не чинить препятствия в пользовании земельным участком, истцу стало известно о том, что между ответчиками Гренинг З.А. и Сивцовой М.П. было заключено соглашение о разделе земельного участка, которым прекращено право общей долевой собственности на земельный участок.
Данное соглашение является недействительной сделкой, поскольку заключено в нарушение требований действующего законодательства и затрагивает права истца как лица, проживающего в доме, расположенном на данном земельном участке.
Приказом ЗАО «Журавлихинское» от ДД.ММ.ГГ в счет погашения задолженности по заработной плате квартира <адрес>, передана в собственность Алиева Г.Г.
С указанного времени истец пользуется жилым помещением открыто и добросовестно, и в настоящее время проживает в квартире со своей семьей (ФИО1 - жена, ФИО2 - сын, ФИО3 - дочь).
Также истец несет расходы по содержанию, капитальному ремонту дома, к дому пристроена веранда, возведены надворные постройки - баня, гараж, сарай.
Жилой дом по указанному адресу состоит из двух квартир. Квартира *** принадлежит Сивцовой М.П. на праве общей долевой собственности в размере ? доли. На квартиру ***, в которой постоянно проживает истец, право в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Оспариваемым соглашением между ответчиками нарушаются права истца и его семьи, поскольку Гренинг З.А., основываясь на нем, обратилась в суд с иском о сносе надворных построек, которые обеспечивают возможность проживания в данном доме.
Действующее законодательство не предусматривает возможность раздела участка без раздела жилого дома, находящегося в общей долевой собственности сторон, поскольку без раздела в натуре домовладения и надворных построек каждый участник долевой собственности продолжал бы сохранять право собственности на них, несмотря на их расположение на не принадлежащем им земельном участке.
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, предусмотренный ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, не позволяет при наличии права общей долевой собственности на земельный участок и находящийся на нем объект недвижимого имущества, производить раздел земельного участка без раздела домовладения.
Ссылаясь на положения п. 1 ст. 166, п. 2 ст. 168 ГК РФ истец считает соглашение от ДД.ММ.ГГ ничтожной сделкой, поскольку она противоречит нормам действующего законодательства, так как жилой дом, находящийся на земельном участке, не подвергался разделу и находится в общей долевой собственности.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 9 июля 2020 года исковые требования Алиева Г.Г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Алиев Г.Г. просит решение городского суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы истец указал, что наличие у истца материально-правового интереса подтверждается тем, что с декабря 2004 года истец со своей семьей проживает в квартире <адрес>. В настоящее время истцом предпринимаются действия, направленные на признание за ним права собственности на указанную квартиру.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что распоряжения администрации Журавлихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен в собственность граждан ФИО4 и ФИО5
ДД.ММ.ГГ между Сивцовой М.П. и Гренинг З.А. заключено соглашение о прекращении права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.
Указанный земельный участок принадлежал Сивцовой М.П. в размере ? доли, в том числе, ? доли была получена в собственность в порядке наследования после супруга; Гренинг З.А. данный земельный участок принадлежал в размере ? доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГ.
Из соглашения от ДД.ММ.ГГ следует, что при разделе земельного участка Гренинг З.А. получает в собственность вновь образованный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.
Сивцова М.П. получает в собственность вновь образованный земельный участок площадью <данные изъяты> к.в.м по адресу: <адрес>.
Соглашение зарегистрировано в установленном порядке, вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет, право собственности на них зарегистрировано ДД.ММ.ГГ за Сивцовой М.П. с кадастровым номером ***, за Гренинг З.А. с кадастровым номером ***.
Сивцовой М.П. на праве собственности принадлежит ? доля жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ.
Данный жилой дом фактически состоит из двух квартир. В квартире №1 зарегистрирована и проживает Сивцова М.П., в квартире № 2 фактически проживает истец Алиев Г.Г., зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 09.03.2016 года отказано в удовлетворении иска Гренинг З.А. к администрации Первомайского района, Сивцовой М.П., Алиеву Г.Г. о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом по адресу: <адрес>, выделе доли в праве общей собственности на жилой дом и земельный участок в натуре, а также отказано в удовлетворении встречного иска Алиева Г.Г. к Гренинг З.А., администрации Первомайского района, Сивцовой М.П. о признании права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29.07.2015 года отменено решение Новоалтайского городского суда от 14.05.2015 года и отказано Гренинг З.А. в удовлетворении иска о признании права собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО4, на ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 04.04.2019 года отказано в удовлетворении иска Гренинг З.А. к администрации Первомайского района о признании права собственности на ? доли дома, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п.3).
На основании п.1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на установленных обстоятельствах, пришел к выводу, что на момент заключения между ответчиками оспариваемого соглашения от ДД.ММ.ГГ Алиев Г.Г. не являлся собственником жилого дома и земельного участка, что свидетельствует об отсутствии нарушений его прав заключением указанного соглашения.
При этом судом указано, что истец не представил доказательств наличия законного интереса в оспаривании соглашения от ДД.ММ.ГГ, а также доказательств того, что восстановление данного интереса (прав) истца будет возможно вследствие признания оспариваемой сделки недействительной (ничтожной).
Судебная коллегия полагает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца не свидетельствуют о незаконности решения суда.
Согласно абз. 3 п. 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в исковом заявлении лица, не являющегося стороной оспариваемой (ничтожной) сделки, о применении последствий ее недействительности, должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Таким образом, любой иск должен быть направлен на защиту нарушенных прав и интересов обратившегося в суд лица, а, следовательно, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказать те обстоятельства, на которые он сослался в обоснование заявленного иска.
Между тем судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, полагает, что истец не доказал, что в случае удовлетворения исковых требований, заявленных в рамках настоящего спора, будут восстановлены его права и законные интересы.
Истцом не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих о пороках совершенной сделки, не указан закон, которому данная сделка не соответствует, наличии неблагоприятных последствий в результате заключения и исполнения договора уступки истцом не обоснованно.
По мнению судебной коллегии, избранный истцом способ защиты не соответствует приведенным нормам права (о недействительности/ничтожности сделки), их официальным разъяснениям и обстоятельствам дела, не направлен в данном случае на восстановление нарушенных прав истца на пользование частью спорного земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими истцу.
Вместе с тем признание недействительным (ничтожным) оспариваемого соглашения, вопреки соответствующим доводам апелляционной жалобы, не приведет к восстановлению прав истца.
Фактическое проживание в квартире жилого дома не влечет возникновения у Алиева Г.Г. основанного на законе права пользования земельным участком.
Доводы апелляционной жалобы истца не влияют на существо постановленного решения суда, опровергаются исследованными судом первой инстанции доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в решении, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст., 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 9 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Алиева Г.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: